Понятие сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . 3
1. Понятие сознания . . . . . . . 3
2. Проблема сознания в философии. . . . . 4
3. Структура сознания . . . . . . . 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . 3

1. Понятие сознания . . . . . . . 3

2. Проблема сознания в философии. . . . . 4

3. Структура сознания . . . . . . . 10

Заключение         14

Список используемой литературы      15

 

Введение:

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

1.Понятие сознания

Психика как отражение  действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.1

 

2. Проблема сознания в философии.

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.

Традиционно считается, что  заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона  такой проблемы не существовало. Носителем  мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демократ) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.

В философии сложились  и сохраняют свое значение в современной  культуре следующие концепции сознания.

Объективно-идеалистическая  интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические  системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Сознание – идеальное  явление, функция, особое свойство, продукт  высокоорганизованного материального  субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

Сознание – идеальный  образ, снимок, копия, отражение в  мозгу субъекта материального объекта.

Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной  самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии  на материальный мир.

Сознание - продукт общественно-исторического  развития, вне общества оно не возникает  и не может существовать.

Сознание как идеальное  отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных  концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства  и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении  вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а  практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует  о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят  идеи об ирреальности, трансцендентности  сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и  особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Разнообразие интерпретаций  сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Представители  современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся  на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие  от других дает возможность исследовать  различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном  сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых  на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания:

Как в процессе эволюции неживой, неощущающей природы возникла мыслящая материя?

Каков механизм превращения  материального, биологического раздражения  в центральной нервной системе  живых организмов в идеальное  отражение, в акт сознания?

Что такое идеальное, какова его природа? И другие.

Указанные вопросы непосредственно  связаны с общей философской  и научной проблемой происхождения  человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В  рамках этой гипотезы сформулированы несколько идей, в частности концепция  отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга  человека. Из известных современной  науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной  организацией. Около 11 млрд. нервных  клеток образуют весьма сложное системное  целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую  эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя  и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но, как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д.Дидро еще в XVIII веке.

Материя на всех уровнях  своей организации обладает свойством  отражения, которое развивается  в процессе ее эволюции, становясь  все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано  с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила  в качестве предыстории сознания, как связующее звено между  материей косной и материей мыслящей. Наиболее близко к идее отражения  в истории философии подходили  сторонники гилозоизма, но они наделяли всю материю способностью ощущать  и мыслить, тогда как эти формы  отражения характерны лишь для определенных ее видов, для живой и социально  организованной форм бытия.2

3 Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру. Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение).

К этому уровню можно отнести  и страсти человека, т. е. устоявшиеся  влечения человека (любовь, ненависть, обида, зависть). Преимущественно они  контролируются разумом.

Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.

Характеризуя структуру  сознания, выделяют такие его стороны, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

Необходимо выделять две  плоскости анализа общественного  сознания: описание содержания общественного  сознания и описание способов существования  явлений общественного сознания, что необходимо иметь в виду с  точки зрения взаимосвязи индивидуального  и общественного сознания.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание − это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида. Онтогенез личности есть процесс социализации, присвоения социально значимых духовных ценностей.

Информация о работе Понятие сознания