Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:24, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
Введение. . . . . . . . . . 3
1. Понятие сознания . . . . . . . 3
2. Проблема сознания в философии. . . . . 4
3. Структура сознания . . . . . . . 10
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Таким образом, индивидуальное сознание общественно в том смысле, что оно пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Данное индивидуальное сознание может быть в ряде отношений богаче общественного сознания. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в "социальной памяти" как необходимое условие его "живого" бытия во множестве индивидуальных сознаний.
Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.
Идеальное − философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Когда мы говорим о субъективности сознания, то мы, прежде всего, имеем в виду, что оно представляет не искаженное отражение действительности, а то, что отражение идет в формах сознания человека.
Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человека феномены культуры (например, язык и другие знаковые системы). В системе культуры и благодаря создаваемым ею продуктам (орудиям труда, искусству, науке, праву и т. д.) формируются различные формы идеального, которые не зависят от индивидуального сознания, однако вне деятельности человека, способного их воспринимать и созерцать, они существовать не могут. Возникая и развиваясь в недрах социальной практики, идеальное не только порождается материальным, но и способно активно его преобразовывать.
Рассмотренные выше измерения сознания, сложившиеся в рамках функциональной и субстанциальной парадигм его интерпретации (когда сознание рассматривается с точки зрения его материального носителя, предпосылок его происхождения и развития, его структурно-функциональных измерений и т. п.) не исчерпывают всего многообразия феномена сознания. Следует отметить, что как в современной философии, так и в науке, данные подходы не утратили своей значимости: функциональная парадигма сознания в широком контексте представлена в рамках философско-аналитической и научной традиции, субстанциальная модель сознания разрабатывается в рамках структуралистских и постструктуралистских концепций, редуцирующих сознание к феноменам языка и текста; формируются новые философские и естественнонаучные представления о сознании человека, связанные с экзистенциальными, феноменологическими и космическими его измерениями, уникальными и пока еще не всегда приоткрытыми тайнами человеческого бытия.3
Заключение
Сознание современного человека
есть продукт всей всемирной истории,
итог многовекового развития практической
и познавательной деятельности бесчисленных
поколений людей. И для того, чтобы
понять его сущность, необходимо выяснить
вопрос о том, как оно зародилось.
Сознание имеет свою не только социальную
историю, но и естественную предисторию
- развитие биологических предпосылок
в виде эволюции психики животных.
Двадцать миллионов лет создавались
условия для возникновения
На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:
1)Сознание - высшая форма
отражения действительного
2)“Ядром” сознания, способом
его существования является
3)Формирование сознания связано с возникновением
труда.
4)Необходимость труда
в процессе общения вызвала
появление языка. Труд и язык
оказали решающее влияние на
становление человеческого
5)Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6)Сознание имеет
7) Сознание обладает
Список используемой литературы
1. Бойко А.Н. Проблема
бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978
– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с
3. Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" изд.:Высшая школа .,2011г.301с
1 Бойко А.Н. Проблема
бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с 2
3 Учебник Я. С. Яскевич "Основы философии" изд.:Высшая школа .,2011г.301с.