Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:15, реферат
Понятие “цивилизация” возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. По схеме культурно-исторической периодизации Л. Моргана (дикость, варварство, цивилизация) цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития. Она приходит на смену примитивному обществу. Существование цивилизации более долговечно и благополучно, нежели бытие примитивных народов, которые могут быть насильственно уничтожены при столкновении с цивилизацией. Феномен цивилизации связан с возникновением городов и установлением более сложных типов социального взаимодействия.
Введение ……………………………………………………………………3
Понятие “культура” в концепции О.Шпенглера…………………………5
“Культура” как культурно-историческая целостность…………………..5
“Культура” как духовная целостность……………………………………8
Цивилизация – это закат культуры………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемой литературы………………………………………..16
Примечания………………………………………………………………...17
По чему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры[9].
Если культура перестаёт
притягивать и вдохновлять
Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не человек “цивилизации”, способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое охарактеризовал Н. Бердяев: “Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации … с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нём нет цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами”[10].
Отказ от культуры совершается нагло и агрессивно. Человек не испытывает желания подняться до высот культуры, сделать усилие, чтобы её поднять. Он требует, чтобы всё было выровнено до его унылого уровня, а всякая утонченность, изысканность и воспитанность объявляются ненужными излишествами.
Заключение
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа «прафеномена». О.Шпенглер рассматривает культуру, как биологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи, выявляются исторические формы данной культуры.
Цивилизация- исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. “...Падение Западного мира представляет собой ни более, ни менее как проблему цивилизации”. Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель только вопрос времени. Этим О. Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.
Глубокая эрудированность,
смело проводимые параллели, широта
рассматриваемых вопросов и почти
поэтическая напряженность
У Шпенглера - с его принципом
культурно-исторического
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. «Предсмертные мысли Фауста» // Лит. Газ. 1989. 22 марта.
№12.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2000.
3. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2001.
4. Сендеров В.А. «Заклясть судьбу». – СПб. Журнал «новый мир». №11.
1999.
5. Шпенглер О. «Закат Европы». Том 1. – М.: Мысль, 1993.
Примечания
[1] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.
Т.1. М., 1993. С.129.
[2] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2000.
[3] Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. С.151.
[4] Шпенглер О. Указ. соч. С. 345.
[5] Сендеров В. «Заклясть судьбу». СПб. Журнал «Новый свет». №11.
1999
[6] Шпенглер О. Указ. соч. С. 264.
[7] Шпенглер О. Указ. соч. С. 164.
[8] Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. Лит. Газ. 1989.
[9] Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2001. С. 399.
[10] Бердяев Н. Указ. соч.
1 Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. τεχνοκρατία) — общество, где власть принадлежит научно-техническим специалистам.
2 Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы.
3 Европоцентри́зм (евроцентри́зм) — характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.
4 Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — русский христианский и политический философ.
Информация о работе Понятия "культура" и "цивилизация" в концепции О.Шпенглера