Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:43, реферат
Цель данного реферата – Теоретический анализ литературы по теме «Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки».
Задачи реферата:
1) Поиск литературы по данной теме
2) Теоретический анализ
по
методологии научных
«Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки».
Екатеринбург 2012
Оглавление
Позитивизм-
направление филосовской мысли,
Основоположником позитивизма считается Огюст Конт, полагавший, что современной «научной» стадии развития человечества
Основоположником позитивизма
считается Огюст Конт, полагавший,
что современной «научной»
В конце концов, подтвержденные
научные законы делают доступным
контроль над природой, поскольку
выявленными причинно-
Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Постулирование невидимых причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.
Цель данного реферата – Теоретический анализ литературы по теме «Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки».
Задачи реферата:
Психология, как одна из многочисленных наук, обладает своими научными подходами к получению объективно нового знания. Многие ученые приводят разные классификации походов, но такая наука, как методология делает попытки к объединению всех классификаций в своих трудах. В методологии изучают, методы, способы и методики достижения определенной цели, и один из методов получения нового знания, это принцип, который применяют в психологической науке.
Принцип – 1) Одно из основных исходных или главных положений какого-либо учения, научной теории, системы взглядов; 2) Общепринятое правило или процедура проведения чего-либо, особенно научная, например принцип научного исследования (Р.С. Немов, Психологический словарь, 2007).
Маланов С.В. в своей книге «Методологические и теоретические основы психологии(2005г)», приводит несколько видов принципов, рассматривая методологию отечественной психологии.
Принцип детерминизма, все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов - основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.
Принцип системности, для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,
• которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
• на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.
Принцип формирования
и развития психики в деятельности (принцип единства сознания
и деятельности): психика
представляет
собой ориентировочно-
Принцип активности: психическая
ориентировка живых организмов
носит активный ориентировочно-
Следует отметить, что наличие внутренних форм физиологической активности, направленных на сохранение постоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), - один из существенных признаков, отличающих живые явления от неживых. При этом эволюционное усложнение живых организмов связано с совершенствованием и распространением поведенческой активности и жизнедеятельности на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в среде, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окружающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умственном, плане.
Вместе с тем активность как существенное свойство жизни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые.
Активные организмы - одна из центральных нерешенных проблем биологии.
Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:
• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
• в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;
• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.
Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.
Принцип историзма: объяснение особенностей и закономернос-тей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.[1]
Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, системно - деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
А. Г. Асмолов
Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):
• принцип предметности как оппозиция принципу стимульности;
• принцип активности как оппозиция принципу реактивности;
• принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности;
• принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;
• принцип интериоризации - экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации;
• принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам;
• принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.[1]
Более подробно рассмотрим принцип активности, по средствам различных научных трудов, разных авторов.
Принцип активности, основан на положении, о том, что организм, в частности человек (индивид), находится в движении большую часть своего проживания в постнатальном периоде.
Что же такое активность? В чем суть принципа активности в психологии? Каково значение принципа для психологии?
Личность, современного человека, это «постоянный двигатель» нашего времени, а это значит, что личность вовлечена в какие-либо объекты деятельности, движения, а также взаимоотношения с другими людьми. Личностный потенциал, это неисчерпаемая кладовая для исследователей не только из области психологии, но и других наук.
Как пишет Петровский В.А. в своей книге «Психология неадаптивной активности (1992)» - «Личность раскрывается в контексте анализа взаимоотношений между людьми, как обусловленных содержанием совместной деятельности (теория деятельностного опосредствования межличностных отношений), в своем историческом становлении (социо-эволюционная концепция личности), в системе общения как “диалога“ (интерсубъективный подход интерпретации феномена личности), как носитель “установок“, “отношений“, “ценностей“ (диспозиционные концепции), как “интегральная индивидуальность“ и др. Специальный анализ мог бы показать связь каждой из категорий, лежащих в основе соответствующего принципа рассмотрения и истолкования личности, с понятием “предметная деятельность“. Категория “деятельности“, как “волшебное зеркало“, “магический кристалл“ или, быть может, чудо XX века — голограмма, обращаясь к которой, можно было бы разглядеть контуры будущей Теории личности. Одно из замечательных свойств голограммы состоит в том, что в каждом её участке содержится информация, касающаяся всего объекта в целом, запечатленного на ней. Если осколки разбитого волшебного зеркала в сказке Андерсена могли дать лишь искаженную картину мира, то части разорванной голограммы заключают в себе возможность восстановления всего целого».
Активность – понятие, обозначающее различные жизненные процессы, происходящие в живых организмах, в том числе в психике и в поведении человека (Р.С. Немов, Психологический словарь, 2007).
Активность процессов психического (психологического) отражения – избирательность, пристрастность, зависимость восприятия человека от того, что делается в окружающем его мире, от его деятельности, от собственных интересов и потребностей. Выражает зависимость знаний и представлений человека также от его целей, ценностей, установок, эмоций, его прошлого опыта. Проявляется в способности человека предвосхищать результаты своей деятельности, а также в том, что сама деятельность восприятия носит творческий, продуктивный и преобразовательный характер (Р.С. Немов).[2]
Выделяя перспективные линии развития психологии, А.Н.Леонтьев указывает на явление активности.
Активность - атрибут материи,
выражающееся в ее способности:
1) к самодвижении (выход из состояния уравновешенности
со средой за счет внутренних отклонений)
2) изменять другие объекты
3) развивать определенные внутренние
состояния, актуализирующие природу объекта,
под влиянием внешних воздействий (ответная
активность или реактивность).[1]
Принцип активности может рассматриваться в разных направлениях психологии: психология труда - принцип активности, как предмет изучения в трудовой деятельности, педагогическая психология- принцип активности, как основа учебной деятельности, психология личности – личность, как субъект « вечного двигателя» , где «вечный двигатель» рассматривается жизнь, в которой индивид активен и .т.д.
И.С. Якиманская в своей
статье рассматривает принцип
«Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения».[5]
Активность человека, прежде
всего его непрерывное развитие
и саморазвитие. Развитие индивида,
как личности происходит в процессе
образования и самообразования,
активность это не только образование
в целом, а также это форма существовани
К.Д Ушинский выделял в своей работе дидактические принципы: нравственность, полезность, активность, целесообразность, сознательность, ответственность, последовательность и наглядность. Одним из основных принципов он считал активность и сознательность учащегося в процессе обучения (получения новых не известных ранее знаний). Активность и сознательность учащегося заключается в понимании полученной и получаемой информации, а также сознательное объяснение этой информации, знаний и навыков, получаемых в образовательной сфере. К.Д. Ушинский, предполагал, что данный принцип помогает сделать процесс образования активным процессом, т.е. обеспечивает активность каждого учащегося в обучении. Что позволяет лучшее осмысление и запоминание информации, каждого учащегося.[7]