Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:43, реферат
Цель данного реферата – Теоретический анализ литературы по теме «Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки».
Задачи реферата:
1) Поиск литературы по данной теме
2) Теоретический анализ
В отечественной психологии достаточное внимание уделено принципу активности в педагогической психологии. Л.С. Выготский сформулировал тезис – « обучение ведет за собой развитие».
Активность ребенка, рассматривается,
как способность
Активность ребенка
Можно сказать, что активность
ребенка оценивается в
С.Л. Рубинштейн записал формулу становления познавательной активности человека, которая может использоваться не только в образовательной сфере, а также при приобретении профессионально - значимых навыков и профессиональной деятельности, то есть в труде. Данная формула звучит так - «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое».[3]
В книге Петровского В.А. « Человек над ситуацией». По данной теме написано следующее:
«Если бы нам удалось восстановить голоса тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. отстаивал идеалистические традиции в трактовке активности, — известных в те годы философов: Л.М.Лопатина, С.Л.Франка, Н.О.Лосского и многих других, — то мы столкнулись бы прежде всего с пониманием активности как имманентного свойства духа, открывающегося человеку исключительно в ходе самонаблюдения или, иначе, "интроспекции" (взгляд изнутри). Здесь замелькали бы такие слова — как "душа","дух", "Воля", "Я", "спонтанность", "апперцепция" (синтетическая способность сознания) и др. Источник активности, сказали бы эти философы, содержится, точнее, глубоко спрятан, в деятельности души" и непознаваем ни одним из естественнонаучных (объективных) методов.
Но тут же мы услышали протестующие голоса представителей эмпирического и естественно - научного направлений в психологии. "Ваши умозрительные схемы, — сказали бы они, — какими бы логичными или изощренными они ни казались, безжизненны; они далеки от реальных проблем, решаемых людьми; вы извлекаете человека из реальных его связей с миром. Между тем именно в рассмотрении- этих связей единственно и можно усмотреть источник возникновения и область обнаружения человеческой активности. И правда, — что есть активность человека? Это есть, прежде всего, его отношение к окружающему миру, а оно — тут мы уже вполне отчетливо слышим голос одного из ярких психологов тех лет: А.Ф.Лазурского, которого сейчас в профессиональной среде назвали бы "личностником" , — оно, это отношение, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, в свою очередь, мера воздействия на среду!"
Увы! Этот ответ, который как будто бы вполне вписывается в круг наших сегодняшних представлений, ничуть не удовлетворяет представителей "идеалистического крыла" в разработке проблемы активности субъекта. "А откуда, собственно, — вопрошают они, — берутся ваши так называемые отношения, что обеспечивает столь высоко ценимые вами "устойчивость" и "воздейственность" человеческой особи?" И, не дождавшись ответа, дают уже знакомый нам свой: "Дух", "Воля", "Я"...
"Ну,
нет! — вступает в
"А был ли мальчик?!" — как бы озадачивает "горьковским гласом" своих "собеседников" другой крупный ученый того времени, автор реактологии К.Н.Корнилов. "Нет активности, есть только реактивность!" (слова, принадлежащие самому К.Н.Корнилову и выступившие как девиз реактологических исследований вплоть до самого окончания 20-х годов)».[4]
Спор, который разыгрался в те не совсем далекие времена, продолжается и сейчас, вокруг понятия «активность». Каждое направление, школа в психологии вносит в это понятие, что-то своё. Каждая научная область вносит свои коррективы в понятие «активность». Но объединяет их одно «активность – жизнь».
Активность и деятельность, понятия взаимосвязаны. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности (где деятельность это широкое понятие, которое включает в себя связь субъекта с окружающим миром).
«Соотношение "активности" и "деятельности" — предмет оживленной дискуссии в философской литературе (Е.А.Ануфриев, А.Н. Илиади и Ю.Л.Воробьев, М.С.Каган, В.Ю.Сагатовский, Б.С.Украинцев, Л.В.Хоруц и др.). В этой дискуссии высказываются различные суждения, диапазон которых весьма велик. В ряде этих работ активность то отождествляется с самодвижением материи (тогда деятельность, разумеется, становится лишь частным проявлениям активности), то, наоборот, деятельность рассматривается как своеобразная "субстанция" (и тогда как активность выступает её "модусом")». ( из книги Петровского В.А. «Человек над ситуацией»).[4]
Итак, мы можем сделать вывод о принципе активности, такого понятия, как активность. Многие ученые исследовали данную проблему, но большой вклад в изучение внесли такие ученые, как Петровский А.В. и Петровский В.А. Понятие активности используется широко, но не все ученые одинаково трактуют данный принцип.
Активность участвует в системной организации деятельности и занимает следующие позиции:
1. Активность — динамическая "образующая" деятельности (она обеспечивает опредмечивание потребностей, целеобразование, присвоение "психологических орудий", формирование установок, становление психического образа и т.д.);
2. Активность
— динамическая сторона
3. Активность
— момент расширенного
Таким образом, можно использовать следующее определение активности.
Активность - совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности. (из книги Петровского В.А. «Человек над ситуацией»). [4]
Активность может быть целенаправленная, а также с предварительной установкой или основана на мотивации или потребности в чем-либо.
Понятие
активность разрабатывается и появляются
всё новые и новые
http://glossary.ru/cgibin/gl_