Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – Теоретический анализ литературы по теме «Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки».
Задачи реферата:
1) Поиск литературы по данной теме
2) Теоретический анализ

Файлы: 1 файл

referat_printsip_aktivnosti.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

В отечественной психологии достаточное внимание уделено принципу активности в педагогической психологии. Л.С. Выготский  сформулировал тезис – « обучение ведет за собой развитие».

Активность ребенка, рассматривается, как способность интериоризировать  получаемую из внешних источников информацию.  Интериоризируясь внешние воздействия  становятся субъективно внутренними, т. е. личностными новообразованиями. Субъективный мир ребенка, рассматривали, как интериоризированный внешний мир взрослого с которым общается ребенок. Присущая ребенку активность - произвольная, проявляется в спонтанном получении информации из внешнего мира и интериоризации полученной информации. В процессе интериоризации внутренний мир ребенка развивается, и становиться более полным.

Активность ребенка реализуется  в жизненном опыте. Для дальнейшего  развития ребенка, следует не отвергать  и критиковать его опыт, а опираться на него и помогать в получении дополнительной информации к уже имеющемуся опыту. [7,5]

Можно сказать, что активность ребенка оценивается в социально  присвоенном опыте, который включает в себя нравственные, социально –  исторические, а также правовые нормы  социума, в котором он проживает.

С.Л. Рубинштейн записал формулу  становления познавательной активности человека, которая может использоваться не только в образовательной сфере, а также при приобретении профессионально - значимых навыков и профессиональной деятельности, то есть в труде. Данная формула звучит так - «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое».[3]

В книге Петровского В.А. « Человек над ситуацией».  По данной теме написано следующее:

«Если бы нам удалось восстановить голоса тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. отстаивал идеалистические традиции в трактовке активности, — известных в те годы философов: Л.М.Лопатина, С.Л.Франка, Н.О.Лосского и многих других, — то мы столкнулись бы прежде всего с пониманием активности как имманентного свойства духа, открывающегося человеку исключительно в ходе самонаблюдения или, иначе, "интроспекции" (взгляд изнутри). Здесь замелькали бы такие слова — как "душа","дух", "Воля", "Я", "спонтанность", "апперцепция" (синтетическая способность сознания) и др. Источник активности, сказали бы эти философы, содержится, точнее, глубоко спрятан, в деятельности души" и непознаваем ни одним из естественнонаучных   (объективных)   методов.

Но  тут же мы услышали протестующие голоса представителей эмпирического и естественно - научного направлений в психологии. "Ваши умозрительные схемы, — сказали бы они, — какими бы логичными или изощренными они ни казались, безжизненны; они далеки от реальных проблем, решаемых людьми; вы извлекаете человека из реальных его связей с миром. Между тем именно в рассмотрении- этих связей единственно и можно усмотреть источник возникновения и область обнаружения человеческой активности. И правда, — что есть активность человека? Это есть,  прежде всего,  его отношение к окружающему миру, а оно — тут мы уже вполне отчетливо слышим голос одного из ярких психологов тех лет: А.Ф.Лазурского, которого сейчас в профессиональной среде назвали бы "личностником" , — оно, это отношение, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, в свою очередь, мера   воздействия   на   среду!"

Увы! Этот ответ, который как будто бы вполне вписывается в круг наших сегодняшних  представлений, ничуть не удовлетворяет представителей "идеалистического крыла" в разработке проблемы активности субъекта. "А откуда, собственно, — вопрошают они, — берутся ваши так называемые отношения, что обеспечивает   столь   высоко   ценимые   вами   "устойчивость"  и "воздейственность"  человеческой   особи?"  И,  не  дождавшись ответа, дают уже знакомый нам свой: "Дух", "Воля", "Я"...

"Ну, нет! — вступает в воображаемый  диалог основатель рефлексологии  В.М.Бехтерев, — душа здесь ни  причем. Биологические импульсы, энергия  тела, природно-биологический потенциал  — вот   в чем источник  активности!"

"А  был ли мальчик?!" — как бы озадачивает "горьковским гласом" своих "собеседников" другой крупный ученый того времени, автор реактологии К.Н.Корнилов. "Нет активности, есть только реактивность!" (слова, принадлежащие самому К.Н.Корнилову и выступившие как девиз реактологических исследований вплоть до самого окончания 20-х годов)».[4]

Спор, который разыгрался в те не совсем далекие времена, продолжается и  сейчас, вокруг понятия «активность». Каждое направление, школа в психологии вносит в это понятие, что-то своё. Каждая научная область вносит свои коррективы в понятие «активность». Но объединяет их одно «активность – жизнь».

Активность  и деятельность, понятия взаимосвязаны. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности (где  деятельность это широкое понятие, которое включает в себя связь субъекта с окружающим миром).

«Соотношение "активности" и "деятельности" — предмет оживленной дискуссии  в философской литературе (Е.А.Ануфриев, А.Н. Илиади и Ю.Л.Воробьев, М.С.Каган, В.Ю.Сагатовский, Б.С.Украинцев, Л.В.Хоруц и др.). В этой дискуссии высказываются различные суждения, диапазон которых весьма велик. В ряде этих работ активность то отождествляется с самодвижением материи (тогда деятельность, разумеется, становится лишь частным проявлениям активности), то, наоборот, деятельность рассматривается как своеобразная "субстанция" (и тогда как активность выступает её "модусом")». ( из книги Петровского В.А. «Человек над ситуацией»).[4]

Итак, мы можем сделать вывод о принципе активности, такого понятия, как активность. Многие ученые исследовали данную проблему, но большой вклад в изучение внесли такие ученые, как Петровский А.В. и Петровский В.А. Понятие активности используется широко, но не все ученые одинаково трактуют данный принцип.

Активность  участвует в системной  организации деятельности и занимает следующие позиции:

1. Активность — динамическая "образующая" деятельности (она обеспечивает опредмечивание потребностей, целеобразование, присвоение "психологических орудий", формирование установок, становление психического образа и т.д.);

2. Активность  — динамическая сторона деятельности (процессы осуществления деятельности и "внутрисистемные переходы" в ней — сдвиг мотива на цель и т.д.);

3. Активность  — момент расширенного воспроизводства  деятельности (ее мотивов, целей, средств, психического образа, опосредствующего течение деятельности) и — "скачка" к качественно иным формам деятельности.

Таким образом, можно использовать следующее  определение активности.

Активность - совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие   и   видоизменение   деятельности. (из книги Петровского В.А. «Человек над ситуацией»). [4]

Активность  может быть целенаправленная, а также  с предварительной установкой или  основана на мотивации или потребности в чем-либо.

Понятие активность разрабатывается и появляются всё новые и новые подтверждения  принципа активности, его роли в  жизнедеятельности индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Маланов С.В. Методологические  и теоретические основы психологии/М.: 2005г.
  2. Немов Р.С. Психологический словарь/М.: ВЛАДОС,2007.-560 с.
  3. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности/М.: Горбунок, 1992.-224с.
  4. Петровский В.А. Человек над ситуацией (данные не известны, книга получена в электронном варианте от автора)
  5. Якиманская И.С.  Принцип активности в педагогической психологии/ Вопросы психологии 1989г, №6.
  6. Служба тематических толковых словарей Глоссарий.

http://glossary.ru/cgibin/gl_find.cgi?ph=%C3%EE%EB%EE%E3%F0%E0%EC%EC%E0&action=%CF%EE%E8%F1%EA

  1. Банк рефератов, курсовых и дипломных работ. http://www.newreferat.com/ref-4233-3.html

Информация о работе Позитивизм как один из базисных подходов к построению научного познания. Позитивистская трактовка развития науки