Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:27, контрольная работа
Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность.
Введение………………………………………………………………………….
1 Гносеология. Понятие познания. Субъект и объект познания……….
2 Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Виды
познания………………………………………………………………………….
3 Основные направления в теории познания…………………………….
4 Истина, ложь, заблуждение………………………………………………..
5 Методы научного познания………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….
Тестирующая часть……………………………………………………………..
Творческое задание……………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть. Познание как предмет философского анализа…
Введение…………………………………………………………
1 Гносеология. Понятие познания. Субъект и объект познания……….
2 Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Виды
познания…………………………………………………………
3 Основные направления в теории познания…………………………….
4 Истина, ложь, заблуждение……………………………………………….
5 Методы научного познания………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Тестирующая часть……………………………………………………………..
Творческое задание……………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнений знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации.
Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность.
Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.
Познание очень важно для человека, так иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф.Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не сможет быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения»
Время неспешных размышлений о бытии прошло – человек хотел не созерцать, преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и источников наших знаний: что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы методы познания мира?
Целью данной работы является рассмотрение этих вопросов.
«Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существенных философских вопросов, поставленных И.Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология (от греч.gnosis – знание + logos – учение). Гносеология или теория познания – раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривается вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.
В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание есть активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом познания (тем, кто познает) является человек или общество в целом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или какая-то его часть.
Категории «субъект» и «объект» - во многом ключевые понятия теории и истории гносеологии. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаще всего именно он и именуется субъектом.
(Со)общество как совокупность людей тоже может выступать в качестве активного, деятельного начала и соответственно в качестве полноправного коллективного субъекта познания. Так, многочисленные народные приметы, посвященные погоде, являются результатом процесса познания окружающего мира не одним человеком, а многими поколениями людей, проживающими на определенной территории.
Объектом в противоположность субъекту называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определенные фрагменты мира: природа в физике, язык в языкознании, общество в социологии и т.д. Для философа таким объектом является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями (языком, обществом, природой). Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если человек – гуманитарным, если общество – социальным.
«Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет – часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи»1. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии – на его происхождение, культурологи – на культуру, а этнографии – на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.
В гносеологии выделяют два основных уровня познания – чувственный (эмпирический) и рациональный.
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
«Понятие «чувство» многозначно: оно обозначает не только основные пять чувств человека, но и ряд «сложных» чувств, таких, например, как чувство любви или патриотизма. Однако, говоря о чувственном познании, имеют в виду только те конкретные (перцептивные) чувства, которые связаны с работой органов восприятия»2.
К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального познания, основанного на абстрактном мышлении.
К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозаключение.
В целом уровневую структуру познания можно представить следующим образом:
Чувственное познание:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды познания.
«Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Такое познание необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях в обыденной жизни, для физической работы. И.Кант называл познавательную способность, обеспечивающую эту деятельность, рассудком»3.
Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное.
Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования. Оно требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы.
Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.
Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия также может использовать элементы религиозного познания.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Выделяют две философские позиции – пессимистическую и оптимистическую.
Пессимистическая позиция формируется в античной философии и в законченном виде отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. Также в дальнейшем сомнения по поводу познаваемости мира выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтель и др. Скептицизм, в принципе не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем.
Агностицизм (от греч.agnostos – непознаваемый) – более сильный вариант пессимизма – течение, которое отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма – философия И.Канта, согласно которому действительный мир (или мир «вещей – в себе») принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Большая часть философов настроена более оптимистично, однако и здесь не существует единства по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму.
Сенсуалисты (или эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного.
Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные основанные на чувственном опыте, недостоверны.
Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, некоторые философы выделяют и ненаучные способы познания.
Интуиция как способность получить новое знание «по наитию», обычно связывается с бессознательным. Интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.
Остроумие имеет особое значение в познании как творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.
Вера в религиозной философии является способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая и крепкая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной.
Информация о работе Познание как предмет философского познания