Познание как предмет философского познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1 Гносеология. Понятие познания. Субъект и объект познания……….
2 Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Виды
познания………………………………………………………………………….
3 Основные направления в теории познания…………………………….
4 Истина, ложь, заблуждение………………………………………………..
5 Методы научного познания………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….
Тестирующая часть……………………………………………………………..
Творческое задание……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ по философии.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Мистическое озарение в мистических вариациях философии является путем к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в трансцендентное, истинное бытие.

Наука относится скептически к ненаучным формам познания, однако некоторые философские течения считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТИНА, ЛОЖЬ, ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Познание – это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины. Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины ( от греч. kriterion – мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного.

  1. Сенсуалисты (П.Гольбах, Л.Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  2. Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза) считали, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием истины становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  3. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерентной концепции (О.Нейрат, К.Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2=4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  4. Сторонники прагматизма (У.Джеймс, Р.Рорти) считают критерием истинности эффективность знаний. Истинное знание – это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  5. В марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс) критерием истины выступает практика (от греч. рraktikos – деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истинным.
  6. Для сторонников конвенционализма (А.Пункаре, М.Полани) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Так, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие: в таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития).

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.

 

  1. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Всякое познание есть движение от незнания к знанию.

Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos – путь к цели). В целом научный метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект.

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой – ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов:

- наблюдение – целенаправленное  восприятие явлений без вмешательства  в них;

- эксперимент – изучение  явлений в контролируемых и  управляемых условиях;

- измерение – определение  отношения измеряемой величины  к эталону (например, метру);

- сравнение – выявление  сходства или различия объектов  или их признаков.

В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания – выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д.

Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода:

- анализ – процесс  мысленного или реального расчленения  предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

- синтез – соединение  выделенных в ходе анализа  сторон предмета в единое целое;

- классификация – объединение  различных объектов в группы  на основе общих признаков (классификация  животных и т.д.);

- абстрагирование – отвлечение  в процессе познания от некоторых  свойств объекта с целью углубленного  исследования одной определенной  его стороны (результат абстрагирования  – абстрактные понятия, такие, как  цвет, кривизна, красота и т.д.);

- формализация – отображение  знания в знаковом, символическом  виде (математических формулах, химических  символах и т.д.);

- аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

- моделирование – создание  и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование  генома человека);

- идеализация – создание  понятий для объектов, не существующих  в действительности, но имеющих  прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

- дедукция – движение  от общего к частному;

- индукция – движение  от частного (фактов) к общему  утверждению.

Теоретические методы также требуют эмпирических фактов. Например, хотя индукция – сама по себе теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.

Некоторые ученые утверждают, что великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется делать что-либо, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Можно сказать, что также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимального гармоничного жизнеустройства человека в мире.

Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, П.В. Теория познания  и диалектика/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высшая школа, 1991.
  2. Сычев, А.А. Основы философии: Учебное пособие/А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
  3. Ильин, В.В. Теория познания. Эпистемология/В.В. Ильин. – М.: Издательство МГУ, 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

  1. Главными методами становления научной теории являются:
  2. наблюдение
  3. эксперимент
  4. идеализация
  5. индукция
  6. сенсорика
  7. анализ
  8. обобщение
  9. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конструктивистский являются главнейшими среди методов ...
  10. эмпирических
  11. теоретических
  12. общелогических
  13. описательных
  14. Форма чувственного познания - ...
  15. умозаключение
  16. гипотеза
  17. представление
  18. понятие
  19. суждение
  20. Форма логического познания - ...
  21. восприятие
  22. представление
  23. умозаключение
  24. ощущение
  25. интуиция
  26. Форма развития научного познания  -...
  27. восприятие
  28. гипотеза
  29. ощущение
  30. представление
  31. интуиция

 

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

 

1 Алексеев  П.В.,  А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – М.:, Высшая школа, 1991. – С. 6-12

2 Сычев А.А. Основы философии. – М.:, Альфа-М, Инфра-М, 2008. – С.122

3 Сычев А.А. Основы философии. – М.:, Альфа-М, Инфра-М, 2008. – С.123

 

 

 

 


Информация о работе Познание как предмет философского познания