СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема познания является одной из
важнейших в философии. Как возможно познание
мира? Возможно ли оно? Что есть истина&
Теорию познания (или гносеологию) в общем
виде можно определить как раздел философии,
в котором изучаются природа познания,
его возможности и границы, отношение
знания к реальности, субъекта – к объекту
познания, выявляются условия достоверности
и истинности знания.
Термин "гносеология" происходит
от греческих слов "gnosis" – знание
и "logos" – учение, слово и означает
учение о знании, несмотря на то, что сам
термин "гносеология" введен в философии
сравнительно недавно (шотландским философом
Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании
стало разрабатываться со времен Гераклита,
Платона, Аристотеля.
Актуальность данной темы определяется
продолжающейся до сих пор дискуссией
о значении эмпирического и теоретического
уровней в структуре научного знания.
Целью настоящей работы является исследование
проблем теории познания, существовавших
на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать
следующие задачи исследования: определить
сущность познавательного процесса, рассмотреть
его структуру; рассмотреть особенности
чувственного и рационального этапов
познания; выявить особенности философской
проблемы истины и ее критериев.
Реферат состоит из 6 разделов. В первом
сформулированы цель и задачи исследования,
во втором описываются особенности и нерешенные
проблемы в области теории познания, в
третьем дается обзор видов познания,
в четвертом рассмотрены проблемы истинности
знания и ее критерии, в пятом сделаны
основные выводы по содержанию работы,
в шестом указаны первоисточники по теме
работы.
ГЛАВА I. ПОЗНАНИЕ КАК
ПРОЦЕСС
Согласно
наиболее широко представленной точке
зрения, познание рассматривается как
общественно-исторический процесс деятельности
человека, содержанием которой является
отражение объективной действительности
в его сознании. Результат познавательной
деятельности состоит в обретении нового
знания. Познание человеком реальности
осуществляется в различных видах. Наиболее
значимые виды познавательной активности
в настоящее время – обыденное познание,
научное познание, а также философское
и художественное. Все эти виды познавательной
деятельности тесно взаимосвязаны. Так,
научное знание невозможно без философского,
а философское базируется на частнонаучном.
В свою очередь, художественное познание
активизирует все формы знания и является
важным моментом, не всегда осознаваемым,
но обязательным для всех видов познавательной
деятельности. При этом в основе всех видов
познания лежит обыденное, повседневное
знание. Без связи с повседневным, обыденным
опытом не имеет смысла никакое другое
знание. Общие проблемы познания – его
природа, отношения знания и реальности,
условия его истинности – являются предметом
исследованияособого раздела философии
– гносеологии, рассматривающей вопросы
о сущности знания, познаваемости мира,
критериях истины и др. В зависимости от
ответа на вопрос «познаваем ли мир?» в
гносеологии сложились следующие основные
направления: – гностицизм, сторонники
которого оптимистично смотрят на будущее
и настоящее познание, считают, что мир
познаваем, а человек обладает потенциально
безграничными возможностями познания;
– агностицизм, представители которого
отрицают принципиальную возможность
познания объективного мира; источником
агностицизма является гносеологический
релятивизм – абсолютизация изменчивости,
текучести явлений, событий бытия и познания;
– скептицизм, сторонники которого не
отрицают познаваемость мира, но сомневаются
в возможности его познания, в надежности
истины. Перед теми, кто настаивает на
возможности познания мира, встает проблема
источника знания, методов и средств познания.
Можно выделить следующие учения: сенсуализм,
который отводит решающую роль в процессе
познания чувствам (Т. Гоббс, Дж. Локк); эмпиризм
утверждающий, что истинное знание может
быть выведено из чувственного опыта посредством
наблюдения и эксперимента (Ф. Бекон);рационализм,
выводящий все знание из разума, единственным
источником знания считающий мышление.
В процессе развития общественных отношений
познавательная деятельность выделяется
из материальной, практической деятельности,
приобретает относительную самостоятельность;
отношение «субъект–объект» выступает
как отношение субъекта и объекта познания.
Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть понятия
«субъект познания» и «объект познания»,
которые занимают в гносеологии важное
место. Субъект – это источник познавательной
активности. Обычно под субъектом понимается
индивид. Это не совсем верно. Субъект,
конечно, – это прежде всего индивид со
всеми его познавательными способностями.
Но субъект – это и микрогруппа, и социальная
группа, и класс, и общество. В то же время
«субъектом» может выступать и малая точка
в коре головного мозга, где совершается
мыслительный процесс; мышление тогда
может быть направлено на действия данного
конкретного человека, его переживания,
ощущения. В этом случае сознание выступает
как самосознание, а объектом будет то,
на что направлено (внутри индивида) мышление.
На уровне общества как субъекта в понятие
«субъект» войдут имеющиеся у общества
научные знания, методы, экспериментальные
приборы и т. п. Сами же по себе приборы
не выступают субъектом, но будут таковыми
лишь при использовании их обществом или
сообществом ученых. Объект – это то, на
что направлена познавательная активность
субъекта. Говоря «объект», мы как бы ставим
вопрос: «объект какого изучения?», а говоря
«субъект», мы спрашиваем: «субъект чего,
субъект какого познания?». Итак, познание
– это взаимодействие субъекта и объекта.
ГЛАВА II. ПУТИ ПОЗНАНИЯ
Познание осуществляется как
переход от незнания к знанию, от знания
менее глубокого к более глубокому, как
движение к истине. Этот процесс содержит
множество моментов, сторон, отношений,
необходимо связанных друг с другом.
В основе познавательного процесса
лежат способности сознания к чувственному
и рациональному отражению действительности.
Эти две составляющие в реальном механизме
отражения тесно взаимосвязаны. Так, например,
выясняется, что в ряде случаев чувственное
пронизывается и во многом определяется
рациональным. И, напротив, рациональное
зависит от чувственного образа, как это
имеет место в смысловых конструкциях.
Но, тем не менее, чувственное и абстрактное
отражение имеют свои отличия и особенности.
Чувственное возникает в сознании
человека в результате деятельности органов
чувств и центральной нервной системы,
в виде ощущений, восприятий и представлений.
Ощущение – это простейший чувственный
образ, отражение отдельных свойств предмета.
Так, например, в яблоке мы ощущаем определенный
цвет, запах, вкус, твердость его структуры
и т.д. Ощущения возникают под воздействием
внешней по отношению к человеку среды
на органы чувств. Внешние раздражители
выступают в виде световых и звуковых
волн, механического и химического воздействия
и т.д. Многообразие ощущений выражает
качественное многообразие мира. Ощущения
являются предпосылкой восприятия, существуют
как его разрозненные части, но и им присуща
та или иная степень образности.
Восприятие связано с деятельным отношением
человека к окружающему миру. В деятельности
происходит выделение значимых предметов,
явлений, процессов, которые воспринимаются
как целостность различных качеств и свойств.
Восприятие фиксирует целостный образ,
его структуру, и по своему характеру оказывается
изоморфным (греч. isos – равный, одинаковый;
morphe – форма).
Представление – это образ ранее
воспринятого предмета или явления, а
также образ, созданный продуктивным воображением;
форма чувственного отражения в виде наглядно-образного
знания.
Поскольку органы чувств –
“исходный” пункт познавательной деятельности,
возникает вопрос об их гносеологических
возможностях. Ведь если они адекватно
отражают окружающий мир, то, следовательно,
это качество распространяется и на другие
формы чувственного отражения (восприятие
и представление). Важность этой проблемы
подтверждается тем, что она имеет давнюю
традицию в истории философии и связана
с противоречивым отношением между здравым
смыслом (наивный реализм) и научным знанием
(критический, научный реализм). Суть ее
заключается в том, что с позиции здравого
смысла мы убеждены, что отражаем предметный
мир таким, каким он и существует без человека
(наблюдателя). А между тем, как утверждает
наука, запах розы суть лишь диффузии молекул
определенных веществ в воздухе, что звуки
и цвета – волновые процессы, заключающие
в себе огромное число бесцветных и беззвучных
микрочастиц. Следует парадоксальный
вывод: предметный мир вокруг нас бесцветен
и беззвучен. Выходит, что чувства обманывают
нас? Порождают иллюзию мира? В чем же тогда
их гносеологическая ценность? Носит ли
чувственное отражение объективный характер?
Свойства предметов можно подразделить
по своим проявлениям на два класса. Одни
проявляются внутренними отношениями
предметов и существуют независимо от
акта ощущения. К ним относятся форма,
объем, протяженность, плотность, число,
движение. Другие не заключены в предметах
и проявляются только лишь во взаимодействии
с органами чувств индивида. К таким свойствам
относится, например, цвет, запах, звук,
т.е. они определяются внешним отношением
предмета к другим предметам.
Эта ситуация была глубоко продумана
Локком, который разработал теорию о “первичных”
и “вторичных” свойствах предметов.
Сложность процесса чувственного
отражения действительного мира не дает
оснований отрицать объективность его
содержания. В психологии и философии
активно обсуждаются такие фундаментальные
понятия как “образ”, “соответствие”,
“подобие” и другие. Объективность наших
ощущений проявляется тем, что человек
в целом удовлетворительно ориентируется
в окружающем мире, что и обеспечивает
сохранность вида и возможность его жизнедеятельности
в многообразных формах.
Чувственные восприятия отдельных
предметов недостаточны для познания
действительности. Еще Гегель, подчеркивая
это, образно говорил, что законы природы
не начертаны на небесах. Для того, чтобы
раскрыть существенные стороны явлений,
их закономерности необходима работа
мысли – мышление. Благодаря
последнему происходит переход от непосредственных,
чувственных данных об окружающем мире
к опосредствованному знанию о сущности
этих явлений, о законах их развития. Мышление – высшая
форма активного отражения объективной
реальности, состоящая в целенаправленном,
опосредствованном и обобщенном познании
субъектом существенных связей и отношений
предметов и явлений, в творческом созидании
новых идей, в прогнозировании событий
и действий. Мышление, как уже отмечалось
ранее, функция высокоорганизованной
формы материи – головного мозга, исторически
сформировавшегося в процессе возникновения
и становления общественного человека.
В основе перерастания чувственной
(сенситивной) способности в новую, связанную
с мышлением, лежит необходимость, вытекающая
из практической трудовой деятельности.
Усложняющийся характер взаимодействия
природы и человека требовал все более
глубоких представлений о мире, выходивших
за рамки непосредственных восприятий,
предметов, явлений, процессов. Возникает
абстракция как некоторая отвлеченность
от конкретных предметов, ситуаций. Одни
признаки этих предметов признаются более
значимыми, нежели другие, происходит
их классификация, сопоставление, обобщение. Эти,
полученные в процессе трудовой деятельности
знания, вовлекаются в новые циклы целенаправленной
деятельности. Большое значение в развитии
абстрактного мышления сыграл язык, как
важнейший момент социального развития
человека. Абстрактное мышление невозможно
без языка, как сам язык без чувственного
восприятия действительности. Основными
формами логического мышления являются: понятие, суждение,
умозаключение.
Понятие вообще – это мысль, охватывающая
предмет или явление действительности
в совокупности его общих и специфических
черт. Философские понятия
отличаются от остальных тем, что они охватывают
предельно широкие, предельно общие сферы
окружающего мира. Содержание этих
понятий заключает в себе совокупный интеллектуальный
опыт человечества, накопленный в искусстве,
мифологии, религии, науке, истории развития
мысли, который и позволяет сознанию преодолеть
эмпирическую, сенсуалистскую данность,
глубоко понять бесконечность мира природы
и человека.
Основополагающими философскими
понятиями являются – бытие, материя,
сознание. Являясь предельно отвлеченными
абстракциями, они (бытие, материя, сознание),
во-первых, характеризуют качественный
уровень развития предметно-практической
и духовной деятельности и, во-вторых,
служат основанием для самых общих, основополагающих
целей человеческой деятельности. Таким
образом, философские понятия, являясь
инструментами познания, определяют мощь
разума, его творческие возможности.
Под суждением в логике
по традиции понимается мысль, утверждающая
или отрицающая нечто по отношению к какому-либо
объекту: “Товар имеет стоимость”, “Рынок
мудрее любого правительства”, “Это предприятие
нерентабельно”. Как нетрудно заметить,
суждение предполагает наличие определенных
понятий, между которыми устанавливается
связь. Но, в свою очередь, понятие возникает
в результате одного или нескольких суждений.
Умозаключение – это процесс выведения одних
суждений (заключений) из других (посылок),
определенная система суждений.
Понятия, суждения и умозаключения
составляют абстрактно-мысленную способность
человека, взаимно связаны друг с другом,
являются моментами единого процесса
мышления.
Существенными сторонами абстрактного
мышления являются способность к отражению
общего, существенного и на основе этого
конструирование идеальных объектов,
опосредственное (через чувства, приборы,
умозаключения) познание действительности.
В соответствии с чувственной
и рациональной сторонами выделяются
различные уровни знания: эмпирический
и теоретический, абстрактный
и конкретный.
Эмпирический уровень характеризуется тем, что его
содержание получено из опыта (эксперименты,
наблюдения) и выражено определенным языком.
Несмотря на то, что результат этого опыта
подвергнут некоторой рациональной обработке,
отношения и связи, которые выражены эмпирическим
знанием, доступны чувственному отражению.
Возможности эмпирического познания достаточно
велики, даже в области изучения элементарных
частиц. По фотографии следов движения
частиц в камере Вильсона делается вывод
о их свойствах, зарядах, массе, энергии
и т.д. Эмпирические исследования готовят
предпосылки для глубоких теоретических
исследований. В этом отношении научные
исследования подразделяются на экспериментальные
и фундаментальные.
Теоретическое познание отражает предмет не только
со стороны связей и отношений, полученных
экспериментальным путем, но и полученных
в результате деятельности абстрактного
мышления. Чувственное в теоретическом
мышлении выступает как исходный пункт
исследования и как определенная знаковая
система, выражающая содержание той или
иной теории. Теоретическое знание далеко
выходит за рамки чувственного опыта и
нередко вступает с ними в противоречие.
Так, например, гелиоцентрическая система
Н.Коперника противоречит чувственным
данным, фиксирующим восход и заход солнца,
т.е. движение солнца вокруг земли. Точно
также и теория относительности Энштейна
выявила парадоксальность пространственно-временного
континуума с позиций здравого смысла.
В обычные чувственные представления
не “укладываются”, например, взаимодействия
микрочастиц, процессы, происходящие в
физическом вакууме и т.д.
Теоретическое и опытное знания
тесно связаны друг с другом. Первое, опираясь
на второе, выходит далеко за границы опыта,
представляя ему новые неограниченные
возможности дальнейших исследований.
В целом сочетание опыта и теории способствует
все более полному и глубокому познанию
окружающего мира.
С точки зрения полноты представлений
о предмете знание делится на абстрактное и конкретное. Абстрактное
знание отражает предмет не полно, с одной
(пусть даже существенной) или нескольких
сторон. Конкретное знание отличается
многосторонностью, целостным представлением
о предмете. Вектор движения любого знания
есть восхождение от абстрактного к конкретному.
Движение знания от абстрактного к конкретному
на основе практической деятельности
человека предполагает операции, связанные
с анализом и синтезом. Анализ
как бы расчленяет предмет, явление на
отдельные элементы, выявляет его особенности,
структуру, содержание, различные стороны.
Синтез, напротив, предполагает соединение
различных сторон в единое, целостное.
В процессе познания наряду с рациональными
процедурами участвуют и нерациональные.
К таковым относятся интуиция и творчество. Интуиция – это
способность постижения истины без развернутого
логического обоснования, в ее непосредственности
как единство чувственного и рационального.
Это своеобразный тип мышления, особый
вид связи между функциональными структурами
мозга, когда отдельные этапы развертывания
мысли отчетливо не осознаются, но предельно
ясно и отчетливо усматривается итог мысли
– истина.
ГЛАВА III.ПОНЯТИЕ И
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Проблема соответствия знаний
объективной реальности известна в философии
как проблема истины. Вопрос о том, что
такое истина есть, по существу, вопрос
о том, в каком отношении находится знание
к внешнему миру, как устанавливается
и проверяется соответствие знаний и объективной
реальности.