Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:09, реферат
Описание работы
Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли. В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру; рассмотреть особенности чувственного и рационального этапов познания; выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев.
Истина есть характеристика
меры адекватности знания, постижения
сути объекта субъектом. Опыт показывает,
что человечество редко достигает истины
иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение - это содержание сознания,
не соответствующее реальности, но принимаемое
за истинное. История познавательной деятельности
человечества показывает, что заблуждения
неотступно сопровождают историю познания.
Человеческий разум, устремленный к истине,
неизбежно впадает в разного рода заблуждения.
Заблуждения имеют гносеологические,
психологические и социальные основания.
Но их следует отличать ото лжи. Ложь -
это искажение действительности, имеющее
целью ввести кого-либо в обман. Ложью
может быть как измышление о том, чего
не было, так и сознательное сокрытие того,
что было. Источником лжи может также быть
и логически неправильное мышление. Заблуждения
в науке постепенно преодолеваются, а
истина пробивает себе дорогу к свету.
Обыденное сознание мыслит
истину как достигнутый результат познания.
Но система научных знаний - не склад исчерпывающей
информации о бытии, а бесконечный процесс,
как бы движение по лестнице, восходящей
от низших ступеней ограниченного, приблизительного
к все более всеобъемлющему и глубокому
постижению сути вещей. Таким образом,
истина - это единство процесса и результата.
Истина исторична. И в этом смысле
она - “дитя эпохи ”. Любой объект познания
неисчерпаем, он постоянно изменяется,
обладает множеством свойств и связан
бесчисленными нитями взаимоотношений
с окружающим миром. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития науки, историческими
уровнями жизни общества. Научные знания,
в том числе и самые достоверные, точные,
носят относительный характер. Относительность
знаний заключается в их неполноте и вероятностном
характере.
Истина относительна, ибо она
отражает объект не полностью, не целиком,
не исчерпывающим образом, а в известных
пределах, условиях, отношениях, которые
постоянно изменяются и развиваются. Относительная
истина есть верное, но ограниченно знание
о чем-либо.
Что касается абсолютных истин,
то они остаются истинами совершенно независимо
от того, кто и когда это утверждает. Абсолютная
истина - это такое содержание знания,
которое не опровергается последующим
развитием науки, а лишь обогащается и
подтверждается.
Процесс развития науки можно
представить в виде ряда последовательных
приближений к абсолютной истине, каждое
из которых точнее, чем предыдущие. Один
из основных принципов диалектического
подхода к познанию - конкретность истины.
Конкретность - это свойство истины, основанное
на знании реальных связей, взаимодействия
всех сторон объекта, главных, существенных
свойств, тенденций его развития. Суждение,
верно отражающее объект в данных условиях,
становится ложным по отношению к тому
же объекту в иных обстоятельствах.
Что дает людям гарантию истинности
их знаний, служит основанием для того,
чтобы отличить истину от заблуждения
и ошибок? Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
предлагали в качестве критерия истины
ясность и отчетливость мыслимого. Ясно
то, что открыто для наблюдающего разума
и с очевидностью признается таковым,
не возбуждая сомнений. Пример такой истины
- “квадрат имеет четыре стороны”. Выдвигался
и такой критерий истины: истинно то, что
соответствует мнению большинства. Разумеется,
и в этом есть свой резон: если многие убеждены
в достоверности тех или иных принципов,
то это само по себе может служить важной
гарантией против заблуждения. Однако
еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности
не решается большинством голосов.
В некоторых философских системах
существует и такой критерий истины, как
принцип прагматизма. Истиной прагматизм
признает то, что лучше всего "работает
" на нас, что лучше всего подходит к
каждой части жизни и соединимо со всей
совокупностью нашего опыта, причем ничего
не должно быть упущено. Если религиозные
идеи выполняют эти условия, если, в частности,
окажется, что понятие о Боге удовлетворяет
им, то на каком основании прагматизм будет
отрицать бытие Божие?
В качестве критерия истины
практика работает не только непосредственно,
но и в опосредованной форме. Конечно,
нельзя забывать, что практика не может
полностью подтвердить или опровергнуть
какое бы то ни было представление, знание.
Практика - "хитрая особа": она не
только подтверждает истину и разоблачает
заблуждение, но и хранит молчание относительно
того, что находится за пределами ее исторически
ограниченных возможностей. Однако сама
практика постоянно совершенствуется,
развивается и углубляется, причем на
основе развития именно научного познания.
Практика многогранна - от эмпирического
жизненного опыта до строжайшего научного
эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И. Кант писал: "Без сомнения,
всякое наше познание начинается с опыта...
". Имеется в виду, что познание начинается
с чувств. С этим трудно не согласиться;
в наши дни абсолютное большинство философов
придерживается именно такой точки зрения.
Человек обладает органами чувств, зрением,
осязанием, слухом, вкусом, обонянием.
Они обеспечивают первоначальный, чувственный
этап познания. Три формы рационального
познания - понятие, суждение, умозаключение
- составляют содержание рассудка, которым
человек руководствуется при мышлении.
Философская традиция после Канта состоит
в различении рассудка и разума. Разум
- высшая ступень логического мышления.
Рассудок менее гибок, менее теоретичен,
чем разум.
Чувственное и рациональное
взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны
многие философы. Без рационального чувственное
предстанет многообразием, в котором нет
единства. Рациональное без чувственного
становится чем-то блеклым, лишенным жизни.
Познание имеет чувственно-рациональный
характер. Допустим, нас интересует психический
образ "этого яблока", желтого, круглого,
сладкого. Налицо три понятия: понятие
цвета, понятие геометрической формы и
понятие вкуса. Понятие цвета охватывает
различные цвета, из которых в данном случае
имеется лишь желтый. Соответственно понятие
вкуса представлено в данном случае чувством
"сладкий". Психический образ яблока
выступает как пересечение многочисленных
понятий и их чувственных показателей.
Истинность познания доказывается
экспериментальной, практической проверкой.
Но при этом необходимо помнить, что возможности
самой практики ограничены, а истина исторична,
поэтому любая истина всегда относительна,
и нуждается в постоянном дополнении.
ЛИТЕРАТУРА
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
Ильин В.В. Теория познания.
Эпистемология. – М.: Издательство
МГУ, 1974. – 136 с.
Карпенков С.Х.Основные концепции естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с.
Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.