Познание как взаимодействие субъекта и объекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:17, доклад

Описание работы

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Файлы: 1 файл

Познание как взаимодействие субъекта и объекта.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

Любая деятельность как  специфически человеческая форма активного  отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и  объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его  деятельность. В отличие от объективной  реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

 

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную  самостоятельность; отношение «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

 

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как  объективная реальность со времени  возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после  ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность  от Земли и другие характеристики.

 

В разных философских  учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

 

Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта  теория основана на его учении о  третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический  мир, мир состояний сознания, третьим  миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает  Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.

 

Так как третий мир  существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят  от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается  бессубъектным.

 

В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит  от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно  отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и  общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование  в том смысле, что они перестают  принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать  субъект из познания?

 

Знание не является результатом  деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

 

Познание — это  взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что  зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это  не абстрактный человек (коллектив  или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с  определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

 

Мировоззренческие и  методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают  существенное влияние на познавательный процесс.

 

Знания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.

 

Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.

 

Как универсальный субъект  общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется  на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая  деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом  духовной деятельности, приобретают  внутреннюю логику развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика: понятия и основные формы. роль практики в познании

Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности.

 

I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией.

 

Она включает в себя:

 

1) Реальные преобразования  окружающей среды при помощи  искусственно созданных орудий  и средств. (субъект - объектные отношения.

 

2) Общение людей в  процессе и по поводу этого  преобразования (субъект - субъектные  отношения) 

 

3) Совокупность норм  и ценностей. 

 

Структура отношений  представляет собой единство двух строн: 1- субъектная (человек с его способностями, возможностями, целеположениями. 2 - объектная (средства, исходные материалы, полученные продукты).

 

Как по своему содержанию, так и по способу осуществления  практической деят-ти, практика носит не только предметный, но и общественный характер. Практика может характеризоваться как включение человека в окружающий его предметный и социальный мир, путем преобразования объективно существующих предметов и явлений.

 

Практика - это предметная, материальная, чувственная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим  содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.

 

Основные формы практической деят-ти людей

 

1. Материально-производственная

2. Социально-преобразующая. 

3. Научно-экспериментальная

4. Техническая

 

Практика обществ-я тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, теорией.

- Практика выступает  прежде всего в роли источника  познания.(формирует объект познания.)

- Как основа познания (движущая сила познания, в практике  коренятся импульсы к получению  нового знания.)

- Как движ сила познания(см выше)

 

Когда у об-ва появляется практ потребность, она движет науку быстрее, чем десятки университетов. Практика явл целью познания т.к. научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь.

 

Практическое воплощение идей, их превращения в предметный мир представляют собой процесс  опредмечивания знаний. Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях культуры. В процессе этого опредмечивания мы можем выяснить истинность содержания наших знаний. А поэтому практика выступает в качестве критерия истины.

 

Итак, практика - это необходимое  условие познания. Без практики познание невозможно, но в тоже время , сама практика как опредмечивание знаний немыслима без самих знаний, т.е. в отрыве от познания è практика и познание диалектически связаны.

Чувственное познание и  его специфика. Образное и знаковое познание

 

Чувственное познание - самая простая и исходная форма  познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов  чувств различают пять основных видов  ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это  своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В  восприятии нам даны не отдельные  ощущения, а устойчивые, сохраняющие  свои свойства предметы. Это основное свойство восприятия определяется как  его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет  как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом.

 

Рациональное познание и его формы. Роль рационального  познания в освоении человеком действительности

 

Рациональное познание - это познавательный процесс, который  осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие  объективной, абсолютной и относительной  истины. Критерии истины

 

Большинство проблем  философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни.

Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию  Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

. Онтологическая. «Истина  - это то, что есть». Демонстрацией  подобного подхода к истине  может служить начало платоновской  «Притчи о пещере». Здесь важно  само наличие вещи. До какого-то  времени истина может быть  скрыта, неизвестна человеку, но  в определенный момент времени  она открывается (алетейя - несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.

. Гносеологическое. «Истина  - это соответствие знаний действительности».  Это классическая гносеологическая  концепция. Однако и в этом  случае возникает много проблем,  разногласий, так как часто  осуществляется попытка сравнения  несравнимого: идеального (знаний) с  реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. - вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.

. Позитивистская. «Истина  - это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

Информация о работе Познание как взаимодействие субъекта и объекта