Познание как взаимодействие субъекта и объекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:17, доклад

Описание работы

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Файлы: 1 файл

Познание как взаимодействие субъекта и объекта.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

. Прагматическая. «Истина  - это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве  истинного признавалось то, что  в данный момент времени дает  эффект, приносит своего рода  «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

. Конвенциональная (основоположник - Ж. А. Пуанкаре). «Истина - это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

Истина одновременно:

субъективна и объективна (этот человек порядочный);

абстрактна и конкретна (человек вообще - не существует);

относительна и абсолютна (пример с атомом).

Заблуждение - ненамеренное искажение знания, временное состояние  знания в поиске истины. Ложь - намеренное искажение верного.

В познавательной деятельности людей большое значение имеет  вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения - это не отношения безличности  и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.

По сути дела вера - отправная  точка всякого познания и его  цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В  процессе познания человек всегда становится перед выбором - между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности - для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.

И если предметом убеждения  является логически обоснованное и  опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.

Понимание - состояние  сознания фиксируемое субъектом, как  уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия .

Понимание другой личности заключается в воспроизведении  свойственной ей системы смыслов. Понимание  реализуется, прежде всего, через диалог.

Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».

Интерпретация - вариант  изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность  филологической интерпретации.

Соотношение: Знание - понимание - интерпретация. Знание - все знают  это стихотворение. Понимание - каждый по-своему. И в результате понимания  дают свою интерпретацию.

Но интерпретации  могут подвергаться исторические события  и факты, теории и теоретические  концепции, нормы поведения и  поступки и т. д.

Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.[1]

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, - относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Критерии истины

Основным критерием  истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами: 1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности; 2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Это все те суждения, которые явно или неявно опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принципе нельзя сделать окончательного логического вывода относительно существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела и т.д. В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддается естественному земному объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае скорее всего неразумно и т.д.

Однако этот принцип  отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней  инстанции». Это скорее - правило  целесообразного поведения в  условиях гносеологической неопределенности. Принципиальная незавершенность, неполнота, открытость новому, неожиданному - существенная особенность человеческого познания. Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным - не значит единственным. Существуют и дополнительные критерии отличия истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Особенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:

согласованность или  формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным  способом развертывания теории;

простота - хорошей считается  та концепция, которая объясняет  максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;

внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие  предлагаемых гипотез и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интуиция и ее роль в  познании

Интуиция - способность  чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой  вопрос. В истории философии понятие  интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного  интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид  непосредственного знания, которое  приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко  чувственные формы познания и  мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…». Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

 

 

 

 

 

Достижение истины в  процессе познания невозможно без наличия  определенной цели, которой часто  и является сама истина. В этой связи  важно понимать, что в ситуации, когда истина еще не достигнута, человек должен быть убежден, что  она достигнута будет. Данный феномен  сознания принято обозначать термином вера.

 

Вера – это состояние  предельной заинтересованности, психологическая  установка, мировоззренческая позиция  и целостный личностный акт, состоящие  в признании безусловного существования  и истинности чего-либо с такой  решительностью  и твердостью, которые  превышают убедительность фактических  и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям. Принято выделять следующие типы веры: вера как достоверность, вера как преклонение перед авторитетом, моральная или нравственная вера, религиозная вера. Вера-достоверность выступает частью процесса познания, поскольку именно она учитывает элемент вероятности получения истины, а также способствует созданию психологической убежденности познающего в своей правоте. Вера-достоверность всегда сосуществует с сомнением, критичностью  в понимании тех или иных фактов. Однако, если определенное место в структуре знания занимает вера – то это означает, что само знание не представляет идеально рациональный феномен. А это в свою очередь, ведет к тому, что полученное знание окончательно достоверно?  

 


Информация о работе Познание как взаимодействие субъекта и объекта