Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:08, контрольная работа
В своей контрольной работе я постаралась рассмотреть такие вопросы как:
Проблемы познаваемости мира в философии. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм;
Основные компоненты познания;
Особенности социального познания
Формы познавательной деятельности.
Введение
1Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм
2Основные компоненты познания: объект, субъект, знание. Особенности социального познания
3 Формы познавательной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по (дисциплине): ФИЛОСОФИЯ
на тему: ПОЗНАНИЕ
Преподаватель: Рыбченко Т. В.
Студент: Шишова Ю. О.
Направление: Финансы и кредит
Группа ФКу-12 СР
Екатеринбург
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм
2Основные компоненты познания: объект, субъект, знание. Особенности социального познания
3 Формы познавательной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничения истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания. Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии.
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. По теории познания написано такое множество специальных трудов, что их невозможно перечитать за годы и годы, если даже делать это дни и ночи.
В своей контрольной работе я постаралась рассмотреть такие вопросы как:
1 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. СКЕПТИЦИЗМ, АГНОСТИЦИЗМ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания или гносеология. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» - учение, т. е. учение о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях:
В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.
Процесс познания сопровождает нас всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?
Необходимо
различать познание и знание, хотя
они взаимосвязаны и
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:
Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.
Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах. Вспомните слова Фауста:
Природа для меня загадка,
Я на познании ставлю крест.
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Однако выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле? Мы не знаем и знать не можем. Мир простирается перед нами, безначальный и бесконечный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, моделями, понятиями и категориями, стремясь поймать его вечность и бесконечность в "сачок" наших представлений. И сколь бы хитроумно мы ни завязывали "узелки" понятий, категорий и теорий, не самонадеянно ли претендовать на постижение, таким образом, сущности мироздания? Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе, - вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения при определенных гносеологических допущениях.
Однако
практический вывод агностицизма на
каждом шагу опровергается развитием
науки, познания. Так, некогда основоположник
позитивизма О. Конт заявил, будто
человечеству не суждено узнать химический
состав Солнца. Но не успели высохнуть
чернила, которыми были начертаны эти
скептические слова, как с помощью
спектрального анализа был
Но и
сегодня диапазон философских доктрин,
не чуждых агностическим выводам, довольно
широк - от неопозитивизма до феноменологии,
экзистенциализма, прагматизма и
др. Их агностицизм обусловлен не только
причинами гносеологического
Суть кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.
Кант поставил здесь вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта. Он признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их. Кроме того, он констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку. Именно последнее обстоятельство и позволило ему утверждать, что вещь познается в явлении, а не так, как она существует сама по себе.
В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как “паралич истины”). А именно понимают процесс познания как «зряшное отрицание», а не как диалектическое (с удержанием положительного). Такой подход неизменно приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно “мыслящий”) в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.
Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV – III вв. до н. э.) древнегреческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV – III вв. до н. э.), Секст Эмпирик (вторая половина II века – начало III века до н. э.)и другие. Они считали, что органы чувств могут давать им разные показания об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете может быть равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. a – не; gnosis - знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.
Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиции материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиции идеализма – мировой дух или сознание субъекта.
И Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, то есть объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», то есть раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», то есть ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей.
Позиции
гносеологического оптимизма
В учении Э. Гуссерля познание трактуется как умозрительное, интуитивное, непосредственное созерцание содержащихся в нашем сознании феноменов.
Что касается отношения материализма к проблеме познаваемости мира, то основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение - это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения, существующие вне и независимо от сознания субъекта. Тезис: «знание отражает объект» означает, что субъект познания создает такие формы мыслительной деятельности, которые, в конечном счете, определяются природой, свойствами, закономерностями самого объекта (а не свойствами сознания познающего субъекта). Следовательно, содержание знания объективно. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.
2 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАНИЯ: ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЗНАНИЕ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Познание
предполагает раздвоенность мира на
объект и субъект. Какие бы вопросы
ни решал человек в своей жизни,
теоретические или
Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном итоге высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.