Познавательная способность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:31, реферат

Описание работы

Что включает в себя процесс познания? Это получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработка полученной информации при помощи мышления (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Познание и практика существуют в тесной связи. В ходе этой связи происходит материализация творческих устремлений людей – их мысли, задумки, цели, будучи субъективными, превращаются в реальные предметы и процессы.

Содержание работы

Введение
1. Познание чувственное и рациональное
2. Рационализм и сенсуализм
3. Интуиция, как форма познания
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Познавательная способность человека.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1. Познание чувственное и рациональное

2. Рационализм и сенсуализм

3. Интуиция, как форма познания

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что включает в себя процесс познания? Это получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработка полученной информации при помощи мышления (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Познание и практика существуют в тесной связи. В ходе этой связи происходит материализация творческих устремлений людей – их мысли, задумки, цели, будучи субъективными, превращаются в реальные предметы и процессы. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом они не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Процесс деятельности органов чувств, всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, поставленной органами чувств. Так как чувственное познание предшествует рациональному, то можно говорить об их иерархичности. Обе этих ступени познания имеют свою специфику и существуют в своих формах.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Это познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), которые расширяют возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения появляются в мозге человека как результат воздействия факторов окружающего мира на органы чувств. Каждый из этих органов являет собой сложный нервный механизм, который состоит из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Примером может служить орган зрения - это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения есть психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение отдельных свойств, качество предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Ощущения специализированы. Зрительные ощущения помогают нам понять форму предметов, их цвет, яркость световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучающие ощущение в виде специфической реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. Было установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а уже потом слух, обоняние и вкус.

Известны факты, свидетельствующие об ограниченности органов чувств человека. Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

Важным является то, что человек имеет способность познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств. Происходит это благодаря способности к возможности практического взаимодействия с окружающим миром. Человеку доступно осмысление и понимание объективной связи, существующей между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к тому, что не ощущается.

Если в научном познании появляются те изменения, которые произошли без видимых на то причин, исследователь понимает наличие тех явлений, которые он не воспринимает. Процесс познания включает в себя получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Это познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), которые расширяют возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

В результате воздействия факторов окружающего мира на органы чувств, в мозге у человека возникают ощущения. Любой орган чувств предстает как сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов. Примером является орган зрения - это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения – это психические процессы, возникающие в мозге при возбуждении нервных центров, которые управляют рецепторами. «Ощущения – это отражение отдельных свойств, качество предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Ощущения специализированы. Мы получаем сведения о форме, цвете предметов, о яркости солнечных лучей благодаря зрительным ощущениям. Слуховые же ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Благодаря осязанию мы ощущаем температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Биологические и психофизиологические дисциплины, которые изучают ощущение как особую реакцию человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. Было установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а уже потом слух, вкус, обоняние. Поэтому органов чувств, имеющихся у человека, уже достаточно для того, чтобы познавать мир. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».

Основываясь на ощущениях и восприятии, в мозге человека складываются представления. Тогда как ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Спустя какое-то время после воздействия предмета на человека, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о цветке, запах которого ощущали). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Он не такой яркий по сравнению с тем образом, который мы воспринимали непосредственно. Образ этот более общий, чем есть на самом деле, так как в представлении, больше чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызываемом по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

Несмотря на это, воображение, фантазия важны в научном познании. Здесь представления получают настоящий творческий характер. Основываясь на элементах, которые существуют в реальности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Разные технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И только после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Чувственное  и рациональное познание

Рассмотрим конкретные методы и формы научного познания.

В составе научного знания выделены два основных уровня - уровень эмпирического и теоретического знаний. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, то, которое опирается на данные, полученные от органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, опирающиеся на логику, интеллект и мышление.

Чувственное познание составляет основу эмпирических методов научного познания. В нем выделяют три основные формы - ощущения, восприятия и представления. Ощущения - это самые элементарные данные органов чувств, своего рода "сенсорные атомы" чувственного познания. Они, как правило, просты по сенсорной модальности, т.е. представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени. В обычном состоянии сознания мы обычно не имеем дело с ощущениями, и только когда человек засыпает или много выпьет, его чувственное восприятие начинает "крошиться" на отдельные ощущения - мелькания вспышек света-цвета, звуковые всплески, и т.д. Восприятия - это гораздо более интегральная форма чувственного познания. Они представляют из себя комплексы ощущений, которые являются организованными в пространстве и времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в простом состоянии сознания, когда воспринимаем зрительные образы, длящиеся во времени и состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества аккордов, сменяющих друг друга во времени.

Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного восприятия. Они объединяют в себе множество восприятий в пространстве и времени. Кроме этого, ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от его воли. Как правило, нельзя не видеть цвет, если глаз открыт, или нельзя не слышать звук, если он звучит рядом. Наоборот, представления в гораздо большей степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле. Классическим примером представления является память, когда, допустим, человек вспоминает то, что он воспринимал в прошлом. У большинства людей представления не могут быть такими яркими и сильными, как ощущения и восприятия, например, мы вспоминаем цвет не так ярко, каким он является на момент его созерцания. Считается также, что ощущения и восприятия возникают в момент взаимодействия с объектом, порождающим эти чувственные образы, в то время как представление может существовать в сознании человека, независимо от того, существует сейчас источник этого представления или нет. Например, можно вспоминать лицо умершего человека, в то время как уже нельзя зрительно воспринять его. Наконец, представление более активно, в гораздо большей мере не только его присутствие-отсутствие, но и сам состав может формироваться субъектом. Например, взяв части восприятий лошади и человека, можно скомбинировать эти части в новый целостный образ - образ кентавра, который никогда не воспринимался как таковой и потому принадлежит только представлению. В силу большей активности, представление лежит уже на границе между чувственным и рациональным познанием, обнаруживая в себе элементы мышления.

Для восприятия чувственного общими данными считаются конкретность и конечность. Конкретность - это главная сторона чувственного познания. Она выражается в том, что сообщает нам уникальную информацию о нашем материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность – является слабой стороной чувственного познания. Она связана с тем, что в чувственном познании мы получаем информацию только о конечном - конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. В научном познании необходима информация о бесконечном и эту информацию чувственное познание нам дать не в состоянии. Эту информацию можно получить только на основе рационального познания.

Как уже говорилось, рациональное познание – познание, основанное на мышлении и логике. Обычно и в рациональном познании выделяют три основные формы - понятия, суждения и умозаключения.

Понятия – это названия объектов или событий. Например, "дом", "дерево", "человек", "Ньютон" - примеры понятий. У каждого понятия, как правило, выделяют две основные характеристики - объем и содержание.

Объем понятия - это все те объекты, которыми обозначается данное понятие. Например, объем понятия "человек" - множество всех людей, когда-либо живших, живущих или тех, которые будут жить в будущем. По объему понятия можно разделить на общие, частные и единичные. Общие понятия - это понятия, которыми обозначаются все объекты какого-то определенного класса. Понятие "человек" - как раз общее понятие, поскольку оно обозначает все элементы класса людей. Частные понятия - понятия, обозначающие часть некоторого класса объектов. Понятие "некоторые люди" - частное понятие, обозначающие часть всех людей. Наконец, единичное понятие - понятие, обозначающее один объект некоторого класса. "Ньютон" - единичное понятие, обозначающее одного человека, английского ученого Исаака Ньютона.

Содержание понятия - множество тех признаков, через которые характеризуется данное понятие в определении. Например, если определять человека как "разумное животное", то здесь мы имеем дело с двумя признаками - "обладать разумом" и "быть животным". Если же определять Ньютона как "человека, создавшего науку механику", то к свойствам человека при определении Ньютона добавится, по крайней мере, еще такой признак, как "быть создателем науки механики". Уже отсюда можно сделать вывод, что содержание понятия "Ньютон" больше, чем содержание понятия "человек", в то время как объем понятия "Ньютон" меньше объема понятия "человек". Так обычно и бывает - чем больше объем понятия, тем беднее его содержание, и наоборот, - чем богаче содержание понятия, тем меньше его объем. Поэтому самым большим содержанием обладают единичные понятия, а самым бедным содержанием - самые общие понятия. Такое обратное соотношение объема и содержания понятия было впервые замечено и сформулировано древнегреческим философом Аристотелем, и получило название "закона обратного соотношения объема и содержания понятия".

Информация о работе Познавательная способность человека