Прагматизм: трактовка истины. Текст №39 «Ж.-П. Сартр о свободе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Хорошо известно, что мировоззренческая установка на прагматизм (и даже на утилитаризм) является вполне «естественной» для западной культуры, и ее концептуальная разработка американскими философами на рубеже ХІХ и ХХ вв. явилась в определенном смысле лишь ее своеобразной «легитимизацией». Вместе с тем, не менее хорошо известно и то, что эта установка никогда не была характерной (и тем более - доминантной) для культуры восточноевропейских народов, по крайней мере тех, что исторически наследуют «православную» традицию.

Содержание работы

Введение
Понятие истины
Критерии истины
Трактовка истины в контексте прагматизма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

     Являясь представителем атеистического экзистенциализма, Ж.-П. Сартр определяет человека как существо, которое сначала существует, а только потом наделяется сущностью, т.е. определяется. Согласно первому принципу экзистенциализма человек, рождаясь, ничего из себя не представляет. Только развиваясь, совершенствуясь, обучаясь, он может себя определить человеком в полном смысле этого слова.

     Данное  течение философии определяет человека как полностью ответственного за свое существование, причем отделяет понятие  воли от желания быть кем-то.

     Каждый  человек, определяя себя, ответственен за всех людей, т.к. он живет в обществе, и каждый отдельно взятый индивидуум, в итоге, создает общественное мнение. В процессе определения себя человек должен думать и тревожится о правильности своего выбора, одновременно «примеряя маску своего выбора» на всех людей.

     Т.к. одним из составляющих данного течения в философии является атеизм, то следует определить такое понятие, как ответственность человека за свои страсти. Сартр в статье приводит слова Достоевского об отсутствии Бога и вседозволенности. Приверженцы атеистического экзистенциализма возлагают ответственность за свои поступки и решения полностью на человека. Судьба дает нам знаки, никто этого не отрицает, но каждый человек сам их для себя истолковывает, никто не решит за Вас принять то или иное действие, или решит, но оно будет ориентировано на принимающего это решение. Только сам человек может определить ход своей жизни.

     Далее Ж.П. Сартр и его соратники утверждают, что только их теория превращает человека в субъекта деятельности, т.е. лицо полностью  решающее и отвечающее за свои поступки и решения самостоятельно В ПОЛНОЙ МЕРЕ.

     Теперь  о свободе. Рождаясь (по приведенной  теории), человек является свободным, но будучи таковым, он должен хотеть свободы  не только себе, но и окружающим, иначе  это чувство не будет полноценным. Опять же здесь отражается основная идея этого течения: человек является субъектом, но он живет и должен думать о тех, кто рядом с ним.

     Только  сам человек может создавать  для себя ценности, именно так он становится человеком во всей его  многоликости.

     Я практически полностью согласна с выше изложенным, кроме одного: нельзя так категорически отрицать что-то (я о Боге). Да, теологи считают Бога как основателя всего, но его существование абсолютно не опровергает ответственность человека за свою жизнь, за его свободу выбора. На мой взгляд, так как раз и наоборот: именно вера в Бога делает человека сострадательнее, что способствует развитию его ответственности за всех окружающих его людей.


Информация о работе Прагматизм: трактовка истины. Текст №39 «Ж.-П. Сартр о свободе»