Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 00:32, реферат
«Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания».1
Особое место проблемы правосознания в истории культуры, философии права, правоведении объясняется тем, что «правовое сознание является непосредственным источником правопорядка, то есть правовых норм, поведения и соответствующих институтов, поэтому оно в первую очередь выступает в качестве предмета философского осмысления права».2
Введение 3
§ 1. Понятие, виды и структура правового сознания 5
§2. Функции правового сознания 9
§3. Аксиомы правосознания 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. ЛЮБЕРЦЫ
Контрольная работа
По курсу: Философия
Тема: «Правовое сознание»
Выполнила: студент группы _________________________
______________________________
Проверил:_____________________
Люберцы, 2012 г.
План
Введение
§ 1. Понятие, виды и структура
правового сознания
§2. Функции правового сознания
§3. Аксиомы правосознания
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Как отмечается специалистами, право как явление духовной жизни принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания.
«Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания».1
Особое место проблемы правосознания в истории культуры, философии права, правоведении объясняется тем, что «правовое сознание является непосредственным источником правопорядка, то есть правовых норм, поведения и соответствующих институтов, поэтому оно в первую очередь выступает в качестве предмета философского осмысления права».2
Правосознание – одна из форм общественного сознания и потому выступает специфическим способом духовного познания действительности. В виду чего правосознание определяется как «совокупность, взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и не правомерным».3
§ 1. Понятие, виды и структура правового сознания
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.4
Понятие правового сознания многосторонне, многоаспектно и имеет ряд подходов.
Так, например, по мнению А.Г. Спиркина, исходящего из подхода к правосознанию как к идейному выражению объективных общественных отношений, «правосознание – это представление и понятие, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология».5
В свете другого подхода, отражающего широкое признание в юридической литературе понятия правового государства, например, Э.Ю. Соловьев дает характеристику правового сознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций. По его мнению, «правосознание – это ориентация на идеал правоого государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина…».6
Как форма сознания и моровоззрения правовое сознание формируется в процессе правовой социализации (то есть включения в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом) и имеет сложную структуру.
В философской литературе выделяют институциональную и неинституциональную формы бытия правосознания.
Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся ей как критерию правильности, законосообразности суждений и решений; это сфера «законоположений», «юридического закона», «действующего права».
Неинституциональная форма бытия правосознания, или недокументальная и неофициальная форма правового мышления, воли и чувств, существует в виде живого процесса или акта сознания в его «неопредмеченном» виде, фиксируемого в письменной форме задним числом (теоретических трудах, художественной литературе, личных документах).7
В свою очередь, по способу мышления последняя сфера разделяется на следующие виды правового сознания:
1) Обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или несправедливости самих законов; эта сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения. Данная форма правосознания включает в себя правовой менталитет, в ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы выражения действительности.
2) Теоретическое правосознание, а в правоведении научное правосознание, включает юридические доктрины, создаваемые теоретиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в трудах ученых-гуманитариев.8 Научное правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.
В современных обществах такому виду правового сознания, как отмечают правоведы, принадлежит теоретическая роль указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений.
Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об оправдании существующего права. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется
также «философией права».
3) Профессиональное правосознание включает понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов.
Понятие, идеи, убеждения юристов формируются на основе, прежде всего, юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая в свою очередь включает профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.
Таким образом, обыденное правовое сознание представляет собой практическое сознание, то есть сознание «здравого смысла», которое позволяет ориентироваться в повседневной жизни; институциональное или профессионально-юридическое сознание — это теоретико-практическое, специализированное теоретическое сознание. Теоретическое же правовое сознание представляет собой философско-правовое сознание.
По субъекту, то есть носителю, правосознание разделяется на индивидуальное, групповое, массовое и общественное. Вместе с тем эти виды правосознания не существуют вне индивидуального.
Будучи сложным по своей структуре, правосознание вместе с тем и многофункционально с точки зрения выполняемых им ролей.
Структурно правосозание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующегося в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, котрые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.
В свою очередь правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.9
Идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным или философским осмыслением права как целостного социального института, как самостоятельного элемента общества.
Примерами правовой
идеологии как способа
Правовая психология
и правовая идеология как структурные
элементы правового сознания общества
каждая своими средствами служат осуществлению
функций правосознания в
§2. Функции правового сознания
Для своей реализации правовое сознание, как любая сложная система, исторически, юридически и фактически наделена комплексом определенных функций, которые, безусловно, имеют между собой взаимосвязь.
Но, прежде всего, необходимо обратиться к самому значению такого понятия как «функция». В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: функция, (от лат. functio – совершение, осуществление, исполнение) – деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы; обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.10
В науке выделяют следующие функции правового сознания.
Познавательная функция правового сознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной, естественной, природной. Реализующееся в правосознании познание права представляет социально обусловленную, исторически развивающуюся коллективную познавательную деятельность. Субъекты, познающие право, отличаются друг от друга социальными позициями и ролями, профессией и образованием, имущественным положением, этническими признаками, мировоззренческой позицией и так далее. Отсюда многообразный разброс конкретных приемов и процедур, объемов и уровней познания права у разных субъектов (индивидов, групп).
Оценочная функция правового сознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах.
В широком понимании назначение данной функции состоит в оценке правовой реальности в обширном диапазоне – от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных орган в осуществлении правосудия, борьбы с правонарушениями, осуществления полномочий по исполнению судебных актов, оказания квалифицированной помощи гражданам и организациям государственными структурами, применением действенных методов по защите граждан и организаций от преступных посягательств.
Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
В свою очередь регулятивная функция правового сознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают неким регулятором поведения и имеют особые механизмы формирования.
Посредством правосознания регулируются потребности, позиции, отношения и поведение людей в праве. На уровне индивидуального субъекта правосознание охватывает различные сферы духовной деятельности: познавательную (эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление); оценочную (правовые эмоции и чувства, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное обоснование и ценностные ориентации); мотивационно-волевую (установки правосознания, выступающие непосредственным мотивом правового поведения, и воля как способность к самоконтролю и саморегуляции), а также сферу бессознательного правового опыта.11