Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 00:32, реферат
«Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания».1
Особое место проблемы правосознания в истории культуры, философии права, правоведении объясняется тем, что «правовое сознание является непосредственным источником правопорядка, то есть правовых норм, поведения и соответствующих институтов, поэтому оно в первую очередь выступает в качестве предмета философского осмысления права».2
Введение 3
§ 1. Понятие, виды и структура правового сознания 5
§2. Функции правового сознания 9
§3. Аксиомы правосознания 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Особенную роль в механизме реализации регулятивной функции правосознания выполняет самосознание субъекта как участника правового общения.
Самосознание в данном смысле представляет собой суть, осознание, оценка, контроль со стороны участника правового общения своего положения, действий и их последствий в этой сфере социальной жизни.
Самосознание индивида характеризует направленность на выделение, различие и постижение смыслов правовых явлений.
Выявление правовых смыслов, то есть установок правосознания, является необходимым условием их последующего усвоения. Правовые смыслы обладают двойственной природой. Они одновременно являются и установками нравственного сознания. Вследствие этого специалисты указывают на то, что основы правового воспитания должны закладываться до знакомства с собственно правовым материалом. Поэтому предпосылкой любого правового воспитания является воспитание нравственное, которое задает условие усвоения правовых установок и смыслов.
Прогностическая функция правового сознания заключается в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных ценностей, в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Прогностическая функция состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные и социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.
§3. Аксиомы правосознания
Устойчивые, повторяющиеся, необходимые отношения между правовыми смыслами названы аксиомами правосознания.
Данное понятие введено русским религиозным философом, правоведом, публицистом и литературным критиком И.А Ильиным (1883-1954) в его работе «О сущности правосознания».12
Своеобразие подходов И.А. Ильина к проблемам правоведения и государствоведения определяется особенностью его философских взглядов, испытавших заметное влияние западноевропейской и отечественной философских традиций.
Он разработал оригинальное учение о правосознании. В рамках учения о правосознании Ильин дает свое определение понятия правосознания как «воли к праву», как одновременного существования в человеке нравственной свободы и способности к самоограничению и к самодисциплине.
И.А.Ильин выделяет факторы, влияющие на формирование правосознания. В воспитании «здорового» правосознания большое значение имеют социально-политические, экономические и культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка, даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления человека. Размеры территории, плотность населения, национальный состав страны, отношение к собственности и так далее определяют временные рамки, характер усилий, направленных на формирование правосознания.
И.А.Ильин выделяет признаки «здорового» правосознания, названные им «аксиомами».
Три аксиомы правосознания (духовное достоинство, духовная автономия, взаимное духовное признание людей), являющиеся ключевым пунктом творчества Ильина, обосновывают неразрывное единство политической организации общества и внутренней, душевной и духовной жизни каждого отдельного человека и народа в целом.
Аксиомы как универсальные очевидности правосознания акцентируют внимание на тех способах человеческого бытия, которые делают право возможным.
Ильин показывает, что чувство собственного достоинства, составляющее содержание первой аксиомы правосознания, есть необходимый момент духовной жизни, знак духовного самоутверждения. Из признания своего духовного достоинства вытекает уважение к себе, лежащее в основе правосознания.
Вторая аксиома правосознания выражает основной закон духа - автономию или самозаконность. Быть духовным существом значит определять себя и управлять собою, или, другими словами, все решать самому и принимать на себя всю ответственность.
Автономия выражается как духовная зрелость, необходимая гражданину в его строительстве жизни. Но для этого необходимо, чтобы внутренняя автономия имела нестесненное внешнее проявление, «правовое признание и правовую гарантированность личной свободы».13
Третья аксиома правосознания гласит: «В основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей — уважение и доверие их друг к другу».14
Эта аксиома указывает на способ бытия права как отношения между людьми, причем отношения духовного, то есть предполагающего способность к чувству, разуму и воле.
В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико-патриотической, семейной и конфессиональной добродетелями и другими.
Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия — автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.
На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее или не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие. Правовое государство, и даже шире — правовое общество — это не бессильная мечта, а ориентир - императив, организующий личностное действие.
Поэтому крайне важно, чтобы большее число людей в обществе могло демонстрировать в микросреде реальное соблюдение права. В современном российском обществе, провозгласившем своей целью построение правового государства и движение к гражданскому обществу, правовая социализация должна играть определяющую роль. Процессы демократизации могут развиваться только параллельно с формированием правосознания индивидов.
Деформация правосознания проявляется в искажении представлений о ценности права в различных формах: правовом нигилизме, правовом инфантилизме, правовом дилетантизме и «перерождении» правосознания. Общим для всех видов деформации является низкий уровень политико-правовой культуры субъектов права.
Правосознание индивидов является не только и не столько осознанием действующих законов, сколько их способностью судить о самом государственно установленном праве, подвергать его оценке, критике и пересмотру. Основу правосознания личности составляют чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.
Для того чтобы быть восприимчивым к «духу права», «необходимо владеть определенными качествами, овладеть установками правосознания. Должны быть, вопреки природным инстинктам, агрессии, лени, глупости, проложены тропы гласности, обсуждения, веротерпимости, формального законопорядка. Такой законопорядок и создает пространство и время для свободы собственного испытания».15
И.А. Ильин тщательно исследовал природу правосознания. По его мнению, это «есть, прежде всего, воля к цели права, а потому и воля к праву; а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществлять его, то есть бороться за право. Только в этом целостном виде правосознание является нормальным правосознанием и становится благородной и непреклонной силой, питающейся жизнью духа и, в свою очередь, определяющей и воспитывающей его жизнь на земле».16
Заключение
Как отмечал российский философ М.К. Мамардашвили, «...сознание – это весьма странное явление, которое есть и которое в то же время нельзя ухватить, представить как вещь».17 Непроясненность многих аспектов феномена сознания сказывается и на развитии теории правосознания, что влечет за собой трудности в формировании действенных механизмов правового регулирования, развитии методологии правовой социализации личности и создании методик адекватной оценки правовых отношений, складывающихся в современных обществах.
Правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и следует с ними на протяжении всего времени их действия и даже после отмены.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан.
Список использованной литературы
Литература
Справочная литература
Периодические издания
1 Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Мутузова и А.В. Малько, — 2-е изд., перераб. и доп —М.: Юристъ, 2001. — С. 556.
2 Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., — Под ред. О. Г. Данильяна. — М.: изд-во Эксмо, 2005. — С. 275.
3 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. —С.521.
4 Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Правовоедение. —1994. — №3. — С.5.
5 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998. — С. 722-723.
6 Соловьев, Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. — М.: Наука, 1993. — С. 189-190.
7 См.подробнее: Желтова В.П., Дробницкий О.Г. Философия и правосознание // Философия и ценностные формы сознания. — М.: Hаука, 1978. — С. 158-161.
8 Там же.
9 Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Мутузова и А.В. Малько, — 2-е изд., перераб. и доп —М.: Юристъ, 2001. — С. 559.
10 Словарь русского языка Ожегова С. / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Издательство Русский язык, 1991. — С.856.
11 Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. — Харьков, Право, 2002. — С. 256.
12 Ильин И. А. Сочинения: в 2 т. — Т. 1. Философия права. Нравственная философия / Составитель Ю.Т. Лисица, — (Из истории отечественной философской мысли). — Прилож. к журн. «Вопросы философии». — Москва: Медиум, 1993. — С. 123.
13 Указ. соч. — С. 235.
14 Указ. соч. — С. 123.
15 Там же.
16 Указ соч. — С.81.
17 Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 3.