Правовая онтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:45, реферат

Описание работы

Проблемы правовой онтологии (учения о бытии права), правовой гносеологии (учения о познании права) и правовой аксиологии (учения о ценности права) по-разному трактуются представителями разных типов правопонимания.

Файлы: 1 файл

Онтология, аксиология, гносеология и общее благо.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

Согласно либертарной концепции  общего блага, в многообразии сталкивающихся между собой различных целей, интересов, притязаний, воль членов данного  сообщества правовой путь к общему согласию состоит в нахождении, утверждении  и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей и общеобязательной правовой нормы - конкретизации принципа формального равенства, т.е. равной для всех меры свободы и справедливости.

Ценность права как объективно необходимой всеобщей формы свободы (математики свободы людей) проявляется, в частности, в том, что правовой тип регуляции, правовая общность и  правовое единство (в отличие от многих других регуляторов и способов достижения единства и согласия) означают сохранение, а не отрицание и устранение различий интересов, притязаний, воль отдельных субъектов, этого необходимого свойства свободной и развивающейся  жизни, ее творческого начала, богатства и потенциала.

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, - это формальное единство различий, то общее, что объединяет различия, т.е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей - субъектов) норме равной свободы. Общее благо, тем самым, - это не отрицание различий интересов, притязаний, воль, целей и т.д. отдельных субъектов, а общее условие их возможности . Право не подчиняет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т.д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, институты, процедуры и т.д.) для равного, одинаково справедливого и свободного для всех внешнего проявления этих различий.

Действительное согласие различных, неизбежно противоречащих друг другу  и конфликтующих целей, интересов, воль, притязаний и т.д. - при условии  признания и сохранения, как самих этих различий, так и свободы и правосубъектности их носителей - возможно лишь на почве права и в рамках определенного правопорядка.

Правовой компромисс при этом достигается не за счет отказа от различий в частных интересах, волях и  т.д., не путем подчинения одних частных интересов другим частным интересам или всех частных интересов и воль какому-то особому интересу или особой воле общества и государства, а посредством соучастия всех этих частных интересов и воль в формировании той общей правовой нормы (т.е. действительно общей воли и общих интересов всех носителей частных интересов и воль), которая своими дозволениями и запретами выражает равную для всех меру свободы и справедливости.

Общий интерес и общая воля носителей  различных частных интересов  и воль - если они хотят быть свободными - состоят в формировании, утверждении  и действии всеобщей правовой нормы, общеобязательного для всех права. Чтобы частные воли были свободны, нужна общая норма о равных и одинаково справедливых условиях их свободы - в этом по существу и  состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концепции общего блага. В данной концепции выражено то принципиальное обстоятельство, что право - это минимально необходимое всеобщее нормативное условие для максимально возможной свободы. При этом имеется в виду свобода (свобода воли) для всех участников отношений, подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, - независимо от того, идет ли речь о сфере действия внутреннего или международного права.

Общее благо выражает объективно необходимые  всеобщие условия для возможного совместного бытия и согласованного сосуществования всех членов данного  сообщества в качестве свободных  и равных субъектов и тем самым  одновременно - всеобщие условия для  выражения и защиты блага каждого. В данной концепции общее благо  не отделено и не противопоставлено  благу каждого. Подлинными носителями общего блага исходно и постоянно  являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все  вместе), организующие соответствующие  государственно-правовые формы своей  жизни на началах равенства, свободы  и справедливости.

Круг свободных и равных лиц, охватываемых концепцией общего блага, исторически изменялся (от древности  до современности), но в любом своем  варианте данная концепция предполагает общий для всех членов этого круга  принцип правового равенства, общеобязательный правовой закон, общий правопорядок.

Общее благо - это смысл и искомый  результат правового типа организации  социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов. Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип организации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти, совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинства и ценности человеческой личности. Речь по существу идет об организации социума, частных и публичных отношений людей на основе и в соответствии с требованиями правового принципа равенства, свободы и справедливости.

Все остальные (неправовые) типы организации  жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на насилии и произволе. Право (и  соответствующее правовое государство) - это и есть принцип и порядок  человеческого блага, индивидуального  и общего.


Информация о работе Правовая онтология