Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности развития. 4
2. Правовое состояние общества и концепция правового государства. 12
3. Взаимосвязь права и политики, права и морали. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

Курский филиал

Кафедра философии  и социологии

 

 

Контрольная работа №1

По дисциплине «Философия»

Тема: Правовая сфера  жизни общества

 

 

 

 

Выполнил:

Студент: Маякова Юлия Алексеевна

Курс: 2

Группа: №2

Личное дело: 11ФЛБ00713

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Бакалавр экономики

Преподаватель: Бойко Владимир Николаевич

 

 

 

 

Курск 2012

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности развития. 4

2. Правовое состояние общества и концепция правового государства. 12

3. Взаимосвязь права и политики, права и морали. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ       

    Правовая  сфера жизни общества есть  сфера действия права, т. е.  социальное пространство, в пределах  которого функционируют правовые  отношения, основанные на действующем  в том или ином обществе  праве. 

Учение  о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту  проблему под своим особым углом  зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной  цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с  необходимостью для ограничения  произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно  понятым личным интересам, к проявлениям  болезненных влечений.

     Идея правового государства  развивалась еще древнегреческими  философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Данная проблема  особенно актуальна в наше  время, так как множество современных  государств, стремятся стать правовыми.  Так, например, в Конституции РФ  Россия провозглашается правовым  государством.

     Цель контрольной работы – изучить сущность правовой сферы жизни общества, взаимоотношения права и политической власти, усвоить основные подходы к изучению  сущности права, объяснить понятие «правовое государство», раскрыть его сущностные характеристики.

 

 

 

1.Сущность  права. Его происхождение и  основные особенности развития.

 

 ПРАВО – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.1  Право – система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает юридическую регламентацию общества и отношений внутри него.

Социальный  институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни; главное  его назначение – регуляция и  контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

Два подхода в определении сущности права

В настоящее  время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный, опирающийся на идею «естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности».

Традиционный подход

Либеральный подход

Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых  и поддерживаемых государством.

«Запрещено  всё то, что не разрешено».

В праве первичны не запреты и  репрессии, не ограничения поведения  человека, а его права и свободы.

Право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения.

«Разрешено  все то, что не запрещено».


 

Либеральный подход к сущности права возник во второй половине 18 в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Основой права признаются права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, даже целесообразных требований момента.

Никакой государственный  запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Высшим принципом  новой философии права выступает  признание независимости каждого  индивида, его полной самостоятельности  и полной ответственности за свою судьбу.

     Принципиальное методологическое  различие традиционной и либерально-просветительской  концепций сущности права заключено  в исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью  функционирования права считается  поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в  государстве. В либерально-просветительской  же трактовке во главу угла  ставятся права и свободы отдельной  личности.

Обе концепции имеют  свою «правоту», они взаимодополняемы.

В современных  условиях бесспорно преобладающей  является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся  необычайно плодотворной. Именно в  этой философской традиции удалось  четко выделить понятие правового государства, основные правообразующие признаки.    

Происхождение права. Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.

Государства различаются, прежде  всего, в зависимости  от того, интересы какого класса  они   защищают,   каков   экономический  базис общества, на котором они  зиждутся. Следовательно, тип государства  выражает его классовую сущность.

  Истории  известны три основных типа  эксплуататорского государства:  рабовладельческое, феодальное и  буржуазное. Любое рабовладельческое  государство было диктатурой  рабовладельцев.  Рабы не участвовали  в государственной жизни общества, не имели политических и юридических  прав.  Лишь в результате острой  борьбы, на последней стадии рабовладения, в правовых документах стал  появляться запрет на убийство  рабов. Право, как и государство,  своим главным назначением имело  защиту частной собственности  от тех, у кого ее не было.

    На  смену рабовладельческому государству  пришло государство феодальное. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла из множества независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики.

     Государства эпохи феодализма  образуют единый тип, все они  — неограниченная  власть феодалов. Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичьей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел работать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.

    Буржуазное государство являло собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требует свободной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты.

    Ограничение  политических прав угнетенных  классов при феодализме сменяется  в условиях капитализма формальным  предоставлением им юридических  прав и участием в выборах  органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия   провозгласила буржуазно демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. Это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство. Буржуазное государство характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти неповинную на  ней эксплуатацию наемной  рабочей силы и подавлять  революционное движение трудящихся.

    Социалистическое  государство - принципиально новый  исторический тип государства.  Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построении бесклассового общества.

Причины появления  института права

    Социальный  институт права обязан своим  появлением процессам разделения  труда и развития товарного  производства. Они ставят самостоятельных  индивидов в положение всеобщей  взаимозависимости. Зависимость  эта носит совершенно безличный,  анонимный характер.      Преобладание безличных отношений  порождает проблему гарантий  соблюдения интересов отдельного  человека. Тут появляется право,  как  особая социальная реальность. Общество как бы гарантирует  индивиду, что, затратив усилия  на производство нужного обществу  товара или услуги, тот может  рассчитывать на удовлетворение  своих собственных потребностей. Действия по принципу «ты –  мне, я – тебе» перестают  быть только личным делом непосредственно  участвующих, а берутся обществом  за основу наведения порядка.  Общество пытается составить  очень сложный «баланс» интересов  отдельных лиц, который может  быть сведен только в том  случае, когда все члены этого  общества будут действовать по  одним и тем же правилам. Правила  эти действуют не только в  сфере производства, ведь взаимозависимость   индивидов в обществе проявляется  во всех сферах  их жизнедеятельности.

Сущность права

    Сущность, субстанцию права составляют  не правила поведения (нормы,  законы, кодексы), а то, что они  призваны регулировать: взаимные  притязания индивидов, их ожидания  и требования адекватного общественного  ответа на свои действия и  усилия. Юридические же нормы,  законы есть лишь внешнее   выражение права, его историческая  форма.

Классовый характер права

   Важной  особенностью исторического развития  права следует признать его  классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи является неизбежной. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие  именно через взаимодействие этих противоположностей, неизбежным было принятие людьми факта, выразившегося в формировании достаточно жестких стереотипов поведения.

В качестве еще одной важной особенности  функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с  политическим устройством, именно оно  дает материальную силу праву, выступает  гарантом, контролером, охранителем  правопорядка.

Особенность правосознания

    Правосознание  представляет собой совокупность  представлений и чувств, выражающих  отношение к праву и правовым  явлениям общественной жизни.

В структурном  отношении правосознание представлено в двух формах: 1) в форме правовой идеологии; 2) в форме правовой психологии.

   Правовая  идеология (система официальных  представлений о праве) – совокупность  представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается  его отношение к действующему  законодательству, существующему политическому  режиму, государственной власти.

   Правовая  психология (система неофициальных  представлений о праве) – совокупность  чувств, эмоций, настроений, иллюзий,  мотивов, связанных с правовыми  явлениями в обществе.

   В  правосознании тесно сочетаются  и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно   выделить три основные функции  правосознания: 

1)познавательная  функция правосознания состоит  в осознании того, что есть  право, и осуществляется в различных  формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления  отдельных правовых явлений и  права в целом; 

2) оценочная  функция правосознания состоит  в формировании определенных  ценностных представлений и идей  о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность;

3) регулятивная  функция правосознания состоит  в осознании, определении и  реализации субъектом в конкретных  действиях правомерного или неправомерного  характера своей поведенческой  позиции по отношению к требованиям  действующего права.

Информация о работе Правовая сфера жизни общества