Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, т. е. социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность права. Его происхождение и основные особенности развития. 4
2. Правовое состояние общества и концепция правового государства. 12
3. Взаимосвязь права и политики, права и морали. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

       По уровню осознания необходимости  права, глубине проникновения  в сущность права и правовых  явлений в обществе, а также  по признаку правовой образованности  субъектов правосознание можно  разделить следующим образом:

- обыденное  (массовое) правосознание;

- специализированное (профессиональное) правосознание;

- научное  (теоретическое) правосознание.

    Обыденное  правосознание свойственно основной  массе членов общества, формируется  на базе повседневной жизни  граждан в сфере правового  регулирования. Для людей с  этим уровнем правосознания характерно  знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

     Специализированное, профессиональное  правосознание складывается в  ходе специальной профессиональной  юридической подготовки. Субъекты  этого уровня обладают специализированными,  детализированными знаниями действующего  законодательства, умениями и навыками  его применения.

      Само профессиональное юридическое  правосознание с учетом внутри  профессиональных различий можно  подразделить на внутри профессиональные  группы – правосознание ученых-юристов  и правосознание юристов-практиков,  и подгруппы – правосознание  судей, правосознание работников  прокуратуры, правосознание работников  милиции, правосознание адвокатов  и т.д.

     Научное правосознание характерно  для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового  регулирования общественных отношений.

По субъектам  правосознание можно разделить  на следующие виды:

- индивидуальное  правосознание;

- групповое  правосознание;

- общественное  правосознание.

      При этом предполагается, что  правосознание, как и сознание  вообще, присуще лишь человеку, а  групповое и общественное правосознание  – это обобщенное на уровне  отдельных групп или всего  общества выражение содержания  и характера правосознания отдельных  людей, образующих соответствующие  группы и общество в целом.

 

 

2. Правовое  состояние общества и концепция  правового государства.

     Суть взаимоотношения права и политической власти сводится к трем основным положениям:

- категорическое  соблюдение основных прав и  свобод личности;

- верховенство  закона;

- разделение  властей (законодательной, исполнительной, судебной).

     Государство -  результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности. Дифференциация, усложнение общественной жизни требовали общего органа управления, который обеспечивал бы функционирование экономически разрозненного общества, как единого целого. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — административно чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство.

    Итак, государство - это  организация  политической власти экономически господствующего класса.

    Важнейшая  функция государства – хозяйственно-экономическая.  Культурно-воспитательная функция  также всегда присуща любому  государству.

    К основным признакам государства относят наличие публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны.

    Государство   осуществляет внутренние и внешние  функции. Существенный признак государства – его неразрывная связь с правом. Отношение между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Таким образом , право – это форма регулирования поведения людей, совокупности норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков; это воля господствующего класса, возведенная в закон.

    Специфику  права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.

     Равенство, свобода, справедливость  составляют суть права, которая  требует соответственного субъективно-волевого  оформления в виде законов,  указов и прочих нормативных  актов.

Объективный принцип равенства проявляется (или  не проявляется) в том или ином законе. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественным, семейном и прочих отношениях) индивидам.

     По мнению Гегеля, «система права  есть царство реализованной свободы». То есть, правовой порядок в  обществе означает реальную возможность  для индивида реализовать свои  интересы  и притязания в цивилизованной  форме, не подвергаясь опасности  произвола, самоуправства или  ущемления прав личности со  стороны государства  или других  индивидов. Но свобода каждого  отдельного человека кончается  там, где начинается свобода  другого. Значит и здесь неизбежно  применение принципа равенства:  свобода должна быть равной  для всех или ее не будет  вовсе.   Право поэтому выступает  мерой свободы индивидов, оно  указывает ее рамки, пределы,  выход за которые нарушает  свободу другого, а значит, подрывает правопорядок. Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и есть соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

     Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.

   Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.   Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

        Главное направление поиска таких  мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы  к идее правового государства. В  борьбе с абсолютизмом рождается  идея правовой организации государственной  жизни, исключающей монополизацию  власти в руках одного лица или  властного органа, утверждающей равенство  всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством  права.

       Значительный вклад в теорию  правового государства в этот  период внесли Б. Спиноза, Т.  Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье,  Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах,  Т. Джефферсон и др. видные мыслители 18 – 19 вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

        В русской политико-правовой мысли  тема правового государства поднималась  в трудах Д.И. Писарева, А.И.  Герцена, Н.Г. Чернышева, А.И.  Радищева, П.и. Пестеля, Н.М. Муравьева  и других мыслителей.

В завершенном  виде русская концепция правового  государства сложилась в работах  видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине 19 в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

       Основными идеями либеральных  доктрин были права и свободы  личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее  избирательное право, парламент,  правовое государство и режим  законности. Советская государственно-правовая  наука идею правового государства  считала буржуазной.

       В период перестройки и после  краха социалистической системы  в нашей стране произошли серьезные  изменения в научных взглядах  на государство и право, обозначились  новые подходы к оценке их  роли в политической системе  общества. Опираясь на научный  потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения  и функционирования правовой  государственности в современных  демократических государствах, отечественное  правоведение и политическая  мысль наметили реальные контуры  будущего правового государства  в нашем обществе.

Признаки правового  государства

      В юридической литературе, в качестве основных признаков правового государства обычно выделяют следующие:

1. Верховенство права.

    В  правовом государстве высшей  юридической силой обладает только  закон, которому подчиняются как  граждане государства, так и  государственные органы. Основной  закон такого государства –  Конституция. Все другие правовые  акты должны соответствовать  закону и основываться на его  нормах. Соблюдение законов это  основа нормального функционирования  государства, и защиты прав  граждан.

2. Разделение власти.

     Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

3. Гарантированность прав и свобод граждан.

     Этот признак правового государства  означает, что кроме провозглашения  прав и свобод личности в  обществе должны существовать  конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность  гражданина получить образование,  социальное обеспечение, квалифицированную  юридическую помощь, судебную защиту  своих прав, эффективную работу  правоохранительных органов и  т.д. Личность в праве иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

4. Взаимная ответственность государства и личности.       

      Провозглашая определенные права  и обязанности гражданина, само  государство имеет не только  права, но и обязанности перед  гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные  органы несут ответственность  за нарушение законов или ненадлежащее  выполнение своих обязанностей.

       Экономической основой правового  государства являются производственные  отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

      В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям  и потребителям материальных  благ.; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Информация о работе Правовая сфера жизни общества