Предмет и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Фактически первое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как с мировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем, что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких как ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………1
Предмет философии. Место филосифии в системе наук и культуре……….2
Основные разделы философии (краткая характеристика)……………………3
Мировозренческая, методологческая, рефлексивно-кристалическая и интегративная функции философии……………………………………………4
Заключение………..……………………………………………………………...5
Список литературы…...………………………………………………………….6

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

На тему «Предмет и функции  философии»

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: Буртасова Ольга Сергеевна,

 студент гр. ЮУПз-131.

Проверил: Морозов Александр  Сергеевич,

Доцент кафедры философии  и социологии

 

 

Кемерово 2014 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………1

Предмет философии. Место  филосифии в системе наук  и  культуре……….2

Основные разделы философии (краткая характеристика)……………………3

Мировозренческая, методологческая, рефлексивно-кристалическая и интегративная функции философии……………………………………………4

Заключение………..……………………………………………………………...5

Список литературы…...………………………………………………………….6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Пожалуй, ни  об одном явлении культуры  мыслящее человечество не высказывало  столь разнообразные и разноречивые  суждения, как о философии.

     Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

     Для греческого  философа Платона  философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя" .

     Фактически  первое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как с мировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем, что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких как ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный алгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин .

    

 

 

 

 

Предмет философии. Место философии в  системе наук и культуре.

 

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” —  мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и  форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы  знания термин “философия” впервые  употреблен Платоном. Вначале философия  включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в  получении знаний и расширение масштабов  их применения на практике стимулировали  увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще  в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность  в особом разделе знания, способном  выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих  проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о  целях и смысле существования  общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие  вопросы, стремились получить такие  ответы на них, которые соответствовали  их потребностям и уровню интеллектуального  развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор  мировоззренческих вопросов, но и  преобразуется сама их иерархия, а  также характер желаемых ответов  на них. Это закладывает основу для  специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими  учеными отождествлялся с предметом  науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались  как компоненты философии. Такая  ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани  предмета философии, которые были для  них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители  ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися  им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как  возникает, развивается и преобразуется  сама философия, как она взаимодействует  с разными формами общественного  сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается  вся совокупность наиболее общих  вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и  интересов.

 

 

 

 

 

Основные  разделы философии (краткая характеристика)

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления  началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие  разделы философского знания:

  • онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;
  • гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;
  • аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
  • праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
  • антропология – философское учение о человеке;
  • социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы  друг к другу, но тесно связаны  между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая  и интегративная функция философии

 

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными  из них выступают: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, информационно-коммуникативная, ценностно-ориентирующая, критическая, интегрирующая, идеологическая, воспитательная, прогностическая, проектировочная.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Обозначим  некоторые функции:

Мировоззренческая функция  философии считается одной из важнейших. В ней проявляется  способность философии выступать  основой мировоззрения, которое  представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях  его существования, о явлениях и  процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания  жизни общества и человека. Мировоззрение  личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые  определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме  может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных  или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения  составляют мифы, т.е. фантастические повествования  о мироустройстве и о месте  человека в системе мироздания. Такое  мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение  является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие  от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения  полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся  представления о высших ценностях  и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных  условиях в мировоззрении отдельных  людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Как система взглядов мировоззрение  людей формируется на основе самых  разных знаний, но завершающий вид  ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как  познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения  выступают сведения о нормативных  образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в  своих взаимодействиях с миром  и наделять ее мировоззренческой  функцией.

Методологическая функция. Под методом в самом общем  виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью  которых можно получать новое  знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Язык философии — это  язык категорий, тех предельно общих  понятий (дух — материя; необходимость  — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина — заблуждение  и т.д.), на котором формулируются  ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно  или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря  системе своих всеобщих категорий  философия помогает наукам осмыслить  и, самое главное, целенаправленно  сформировать собственные философские  основания, адекватные их предмету и  задачам.

Одним из важнейших и древнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить  предмет в его целостности  и развитии, в единстве его базовых  противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими  предметами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения выслушивать  и учитывать мнения как соратников, так и оппонентов. К важнейшим  методам философии могут также  быть отнесены метод философской  рефлексии, как направленности мысли  на собственные неявные основания, герменевтические методы адекватной интерпретации  философских текстов и чужих  смыслов, феноменологический метод  исследования сознания, а также систематическое  использование всего арсенала общелогических методов познания — индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа  терминов, логических схем и контекстов рассуждений. Напомним, что в диалогической  форме написано множество философских  произведений, в частности, большинство  произведений великого Платона.

Рефлексивно-критическая  функция. С таким направлением реализации одного из назначений философии связано  проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении рефлексивно-критической  функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих  представлений о норме и патологии  явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение  философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни  содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии  может проявляться не только в  отношениях людей к миру, но и  реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция  философии в состоянии реализоваться  как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования  содержания самой философии.

Информация о работе Предмет и функции философии