Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Как же все-таки определяли философию в истории философской мысли? Среди множества дефиниций можно выделить следующие.
Философия – это знание «единого во всем» (Платон).
Философия – это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель).
Философия – это наука о последних целях человеческого разума (Кант).
Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там.., «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).
Философия – прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).
Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями. . . . . . . . . 9
Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста – делового человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

Копия готовая контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

  1. Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  2. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями. . . . . . . . . 9
  3. Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста – делового человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Греческое слово философия  буквально означает любовь к мудрости (от phileo – люблю и sophia – мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине». 
Пифагор разделил людей на честолюбцев, стяжателей и философов. Первые стремятся к славе, вторые – к наживе, а философы, подобно зрителям на играх, лишь созерцают, ищут истину. Но ареной для них служит весь мир, вся Вселенная. Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней. 
Философия выше утилитарной сферы. Она есть свободная, бескорыстная деятельность, ориентированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. Как заметил Гегель, философию можно назвать чем-то вроде роскоши. Философия кажется чем-то, без чего можно обойтись, что не входит в сферу необходимости, но весь вопрос в том, что мы называем необходимым. Со стороны духа мы можем философию признать как раз более всего необходимой. Она заставляет задумываться людей не только о тех или иных средствах их жизни, но и о самом смысле жизни. Ведь не хлебом единым жив человек! Живет он и ценностями, которые возвышаются над временем и достойны познания сами по себе. Человек нуждается в том, что поддерживает жизнь его духа. На вопрос «Что такое философия?» в истории философии получены столь разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы, что ситуация кажется безнадежной. Ясно только одно – единой дефиниции философии нет и вряд ли таковая вообще возможна. 
Как же все-таки определяли философию в истории философской мысли? Среди множества дефиниций можно выделить следующие.  
Философия – это знание «единого во всем» (Платон).  
Философия – это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель). 
Философия – это наука о последних целях человеческого разума (Кант).  
Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там.., «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).  
Философия – прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).  
Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).  
Все мыслители, несмотря на различия в определениях, считали непреходящей в философии тенденцию к универсальности, стремление духа к постижению мира в целом. Существенными чертами философии являются всеобщность и рефлексия (рефлексия – размышление, деятельность самопознания, принцип мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок). Философия есть рефлексия о всеобщем. Предметом философских размышлений является мир и человек в их сложных отношениях, всеобщие проблемы в системе «мир–человек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предмет и структура философии.

Круг основных философских  проблем

 

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.

Впервые предмет философии становится востребован в школе стоиков  и Академии Платона, здесь он состоит  из трёх частей – физики, логики и  этики. Современная физика представляет собой лишь одну из немногих естественных наук, в то время как греческая  физика представляла всё научное знание о природе в целом и об отдельных её элементах: космосе, огне, воде, минералах, растениях и животных. Греческая классификация трактовала физику, как науку о том, что существует само по себе. Этика представляла собой науку о поведении человека, его характере, поступках и вообще о любых аспекты, связанные с жизнедеятельностью людей, однако основной концепцией этого учения была добродетель. Логика – это умение рассуждать и говорить, возможность выражать поступки и вещи словами.

Таким образом, предмет философии  включал в себя три отдельные  науки и три основные философские  проблемы, соответствующие трём сферам реального мира – природе, обществу, мышлению. Через много лет величайший учёный - философ Гегель заявил, что  философия делилась и  всегда будет делиться на три основных аспекта – логику, философию природы и философию духа. Однако уже в первом веке до Рождества Христова к трём философским направлением добавилось четвёртое, повествовавшее о первых началах всего сущего или о божественной природе всего мира. Таким образом, предмет философии пополнился ещё одним значимым термином, который приобрёл название метафизика.

До XVIII века практически не было различия между понятиями «наука» и  «философия», предмет философии предполагал развитие вполне конкретных научных познаний. Величайший физик и математик того времени Ньютон считал себя истинным философом, а Карл Линней назвал свою работу «Философия ботаники». Структура и предмет философии до сих пор базируется на четырёх основных принципах: онтология – наука о бытие, гносеология – наука о знании, этика – учение о благе, и учение об их абсолютном единстве – метафизика.  Несмотря на то, что структура  и предмет философии менялись на протяжении всего времени её существования, каждое из философских учений имеет свою внутреннюю логику и своё собственное уникальное направление. Именно эти аспекты делают предмет философии не только важным для понимания, но и очень интересным для изучения и познания общей картины мира, а так же своего места в этом мире.

Специфика проблемного  поля философии определяется ее стремлением  рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем  человека. Поэтому в качестве основных можно обозначить четыре мировоззренческие  проблемы: 
1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, что является первоосновой мира, конечен или бесконечен мир, единственен или множественен, каковы его прошлое, будущее и др. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия раскрывает сущностные принципы устройства мира. 
2. Проблема человека, смысла существования человека в мире, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о принципиальных отличиях человеческого существования от иных типов бытия, о смысле жизни человека, о его свободе, - эти и многие другие вопросы составляют содержательное поле проблемы человека в философии. 
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. При всех содержательных оттенках в трактовке системы отношений «мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии. Основной вопрос философии включает в себя две стороны: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется в своем существовании, что от чего зависит; что существует как нечто самостоятельное, т.е. существует независимо от другого (как субстанция), а что является производным от этой субстанции (материальное или духовное, объективное или субъективное, природа или сознание). В зависимости от ответа на вопрос, что первично, а что вторично, философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Существуют различные исторические формы материализма и две основные разновидности идеализма - объективный и субъективный.

Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.

Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они  считают, что в основе мира лежит  духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.

Гносеологическая сторона  основного вопроса философии - это  вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.

Сторонники гносеологического  оптимизма признают познаваемость  мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.

4. Проблема бытия человека  в «мире людей», связана с решением  межличностных, социальных отношений.  Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, города Солнца в «Утопии» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых  разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.

Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения  всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских проблем не может  быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных  философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.

Следует отметить, что  на протяжении исторического развития философии менялись акценты в  решении основных философских проблем. В современной философии происходит перенос акцента на развитие отдельных философских дисциплин (социальная философия, философия техники, философия науки, философия религии, философия культуры и т.д.). Сегодня большое внимание уделяется проблемам противоречивости социального развития в условиях техногенной цивилизации, анализу языковой реальности, проблеме человеческого бытия как существования «человека-в-мире». Вместе с тем, как бы не менялись содержательные акценты в современной философии, постоянная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Именно эти проблемы или теоретические ориентации философского познания задают контуры предмета философии как уникальной формы духовно-теоретической рефлексии над фундаментальными основаниями человеческой культуры.

 

 

2 Проблема  материального и духовного в  философии и основные варианты  ее решения различными философскими  направлениями

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к  бытию получил название основного  вопроса философии. Термин «основной  вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и  конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Вопрос о соотношении материального  и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается  различными гранями, выступает в разных формулировках и постановках и его нельзя сводить только к тривиальному «что первично?». Так, уже на уровне мифологического мировоззрения он выступал как вопрос о соотношении души и тела. Позднее возникают вопросы об отношении мысли к предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного и физического труда. Это также вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».

Информация о работе Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем