Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:46, контрольная работа
Как же все-таки определяли философию в истории философской мысли? Среди множества дефиниций можно выделить следующие.
Философия – это знание «единого во всем» (Платон).
Философия – это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель).
Философия – это наука о последних целях человеческого разума (Кант).
Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там.., «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).
Философия – прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).
Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями. . . . . . . . . 9
Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста – делового человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение
Греческое слово философия
буквально означает любовь к мудрости
(от phileo – люблю и sophia – мудрость). Первое применение
этого термина приписывают Пифагору (VI
в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов,
когда финикийский правитель Клеонт обратился
к Пифагору с вопросом «кто он такой?»,
тот ответил: «Философ». Далее объяснив:
«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят
на них соревноваться, некоторые торговать,
а самые счастливые – смотреть; так и в
жизни некоторые, подобные рабам, рождаются
жадными к славе и наживе, между тем как
философы – к одной только истине».
Пифагор разделил людей на честолюбцев,
стяжателей и философов. Первые стремятся
к славе, вторые – к наживе, а философы,
подобно зрителям на играх, лишь созерцают,
ищут истину. Но ареной для них служит
весь мир, вся Вселенная. Они называются
философами – любителями мудрости, а не
софосами – мудрецами, потому что только
одно божество может обладать мудростью,
а человеку свойственно лишь стремиться
к ней.
Философия выше утилитарной сферы. Она
есть свободная, бескорыстная деятельность,
ориентированная на истину, притягательную
саму по себе, а не на утилитарную активность,
направленную на овладение вещами. Как
заметил Гегель, философию можно назвать
чем-то вроде роскоши. Философия кажется
чем-то, без чего можно обойтись, что не
входит в сферу необходимости, но весь
вопрос в том, что мы называем необходимым.
Со стороны духа мы можем философию признать
как раз более всего необходимой. Она заставляет
задумываться людей не только о тех или
иных средствах их жизни, но и о самом смысле
жизни. Ведь не хлебом единым жив человек!
Живет он и ценностями, которые возвышаются
над временем и достойны познания сами
по себе. Человек нуждается в том, что поддерживает
жизнь его духа. На вопрос «Что такое философия?»
в истории философии получены столь разнообразные
и бесконечно далеко отстоящие друг от
друга ответы, что ситуация кажется безнадежной.
Ясно только одно – единой дефиниции философии
нет и вряд ли таковая вообще возможна.
Как же все-таки определяли философию
в истории философской мысли? Среди множества
дефиниций можно выделить следующие.
Философия – это знание «единого во всем»
(Платон).
Философия – это попытка понять «первые
основания и причины» (Аристотель).
Философия – это наука о последних целях
человеческого разума (Кант).
Философия есть современная ей эпоха,
постигнутая в мышлении. Философия начинается
там.., «где сущее постигается всеобщим
образом, где выступает мышление мышления»
(Гегель).
Философия – прорыв из бессмысленного
к миру смысла (Н. Бердяев).
Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).
Все мыслители, несмотря на различия в
определениях, считали непреходящей в
философии тенденцию к универсальности,
стремление духа к постижению мира в целом.
Существенными чертами философии являются
всеобщность и рефлексия (рефлексия –
размышление, деятельность самопознания,
принцип мышления, направляющий его на
осмысление собственных форм и предпосылок).
Философия есть рефлексия о всеобщем.
Предметом философских размышлений является
мир и человек в их сложных отношениях,
всеобщие проблемы в системе «мир–человек».
1 Предмет и структура философии.
Круг основных философских проблем
Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.
Впервые предмет философии становится востребован в школе стоиков и Академии Платона, здесь он состоит из трёх частей – физики, логики и этики. Современная физика представляет собой лишь одну из немногих естественных наук, в то время как греческая физика представляла всё научное знание о природе в целом и об отдельных её элементах: космосе, огне, воде, минералах, растениях и животных. Греческая классификация трактовала физику, как науку о том, что существует само по себе. Этика представляла собой науку о поведении человека, его характере, поступках и вообще о любых аспекты, связанные с жизнедеятельностью людей, однако основной концепцией этого учения была добродетель. Логика – это умение рассуждать и говорить, возможность выражать поступки и вещи словами.
Таким образом, предмет философии включал в себя три отдельные науки и три основные философские проблемы, соответствующие трём сферам реального мира – природе, обществу, мышлению. Через много лет величайший учёный - философ Гегель заявил, что философия делилась и всегда будет делиться на три основных аспекта – логику, философию природы и философию духа. Однако уже в первом веке до Рождества Христова к трём философским направлением добавилось четвёртое, повествовавшее о первых началах всего сущего или о божественной природе всего мира. Таким образом, предмет философии пополнился ещё одним значимым термином, который приобрёл название метафизика.
До XVIII века практически не было различия между понятиями «наука» и «философия», предмет философии предполагал развитие вполне конкретных научных познаний. Величайший физик и математик того времени Ньютон считал себя истинным философом, а Карл Линней назвал свою работу «Философия ботаники». Структура и предмет философии до сих пор базируется на четырёх основных принципах: онтология – наука о бытие, гносеология – наука о знании, этика – учение о благе, и учение об их абсолютном единстве – метафизика. Несмотря на то, что структура и предмет философии менялись на протяжении всего времени её существования, каждое из философских учений имеет свою внутреннюю логику и своё собственное уникальное направление. Именно эти аспекты делают предмет философии не только важным для понимания, но и очень интересным для изучения и познания общей картины мира, а так же своего места в этом мире.
Специфика проблемного
поля философии определяется ее стремлением
рационально-понятийными
1. Проблема универсума, окружающего мира, в рамках которой философия отвечает на вопросы о том, что собой
представляет мир, в котором мы живем,
как он возник, что является первоосновой
мира, конечен или бесконечен мир, единственен
или множественен, каковы его прошлое,
будущее и др. Опираясь на различные науки,
синтезируя знания из разных областей,
философия раскрывает сущностные принципы
устройства мира.
2. Проблема человека, смысла существования
человека в мире, которая связана с осмыслением
комплекса мировоззренческих вопросов
о принципиальных отличиях человеческого
существования от иных типов бытия, о смысле
жизни человека, о его свободе, - эти и многие
другие вопросы составляют содержательное
поле проблемы человека в философии.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира,
субъективного и объективного, идеального
и материального. При всех содержательных
оттенках в трактовке системы отношений
«мир-человек», преобладающей в классической философии, стала такая ее формулировка, в которой
она приобрела форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс
назвал этот вопрос основным вопросом
философии. Основной вопрос философии
включает в себя две стороны: онтологическую
и гносеологическую. Онтологическая сторона
основного вопроса философии - это вопрос
о сущности мира, т.е. о том, что чем определяется
в своем существовании, что от чего зависит;
что существует как нечто самостоятельное,
т.е. существует независимо от другого
(как субстанция), а что является производным
от этой субстанции (материальное или
духовное, объективное или субъективное,
природа или сознание). В зависимости от ответа на вопрос,
что первично, а что вторично, философы
подразделяются на материалистов и идеалистов.
Существуют различные исторические формы
материализма и две основные разновидности
идеализма - объективный и субъективный.
Материалисты - это те философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания. При этом сознание (дух) не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание - вторично по отношению к объективной реальности.
Идеалисты придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля. Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, а сознание человека - есть проявление субстанции в человеке.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии - это вопрос о познаваемости мира. Это вопрос о том, способно ли человеческое мышление, сознание познать природу, могут ли люди иметь правильное представление о мире, его закономерностях, могут ли они, опираясь на эти представления, изменять окружающий мир в нужном им направлении. В зависимости от решения этого вопроса выделяется две основных позиции: позиция гносеологического оптимизма и агностицизм.
Сторонники гносеологического оптимизма признают познаваемость мира, агностики (от греч. - непознаваемый) - придерживаются противоположного мнения. Они полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем.
4. Проблема бытия человека
в «мире людей», связана с решением
межличностных, социальных
В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания текстов, диалога автора того или иного произведения с читателем, которые зачастую разделены веками, вследствие чего читатель проникает в смысл произведений и «творит» свои личностные смыслы.
Поиск согласия, взаимопонимания, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами в функционировании современной философской мысли.
Ни одна из обозначенных философских проблем не может быть полностью изолирована от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет тому или иному направлению, той или иной философской теме.
Следует отметить, что
на протяжении исторического развития
философии менялись акценты в
решении основных философских проблем.
В современной философии
2 Проблема
материального и духовного в
философии и основные варианты
ее решения различными
Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.
Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.
Вопрос о соотношении
Информация о работе Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем