Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:46, контрольная работа
Как же все-таки определяли философию в истории философской мысли? Среди множества дефиниций можно выделить следующие.
Философия – это знание «единого во всем» (Платон).
Философия – это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель).
Философия – это наука о последних целях человеческого разума (Кант).
Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там.., «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).
Философия – прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).
Философия – познание Универсума (Ортега-и-Гассет).
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями. . . . . . . . . 9
Социальные функции философии. Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Философская культура специалиста – делового человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Методологическая функция. Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.
Язык философии — это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух — материя; необходимость — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное; истина — заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельные вопросы и на них же даются рациональные ответы. Пары философских категорий образуют предельные полярные полюса мысли, замыкающие в своем «логическом пространстве» все возможное богатство других рациональных понятий и доказательств. Базовые философские категории наполняются различным содержанием в разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смыслового фундамента различных научных дисциплин. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные смыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философия помогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформировать собственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.
Особую методологическую функцию в культуре играют ключевые идеи философов, порой намного опережающих свое время. Здесь методологическая функция тесно смыкается с прогностической функцией философии. Так, идеи Платона о геометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера и Галилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенберга и Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаны Николаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитных явлений — немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира. Идеи Циолковского о ракетном освоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русского мыслителя Н.Ф.Федорова.
Прогностическая функция.
В структуру мировоззрения
Критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих на пути истинному познанию.
Она распространяемся не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.
С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч.— ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного.
Интегративная функция
философии является важным элементом
структуры философского знания и
одним из существенных показателей
и путей реализации растущей роли
диалектического и историческог
Воспитательно-гуманистическая функция. Она заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание .". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания
аккумулируются гуманистические
Итак, мы выяснили, что философия – это обобщенная система знаний о мире и человеке. Она возникает на основе потребности в целостном понимании мира как связанного и единого в своей основе. Объективное положение человека в системе бесконечного мира таково, что он реально поставлен в отношение к миру в целом, а не к отдельным его фрагментам, частным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия с момента своего зарождения и стремится осмыслить мир с точки зрения его целостности и единства.
Специфическая особенность философии состоит в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатом которого является особое, качественно новое – философское знание о формах всеобщего.
Заключение
По самой своей природе
философия выполняет особую мировоззренческую
и методологическую функции, которые
не берут на себя ни отдельные специальные
науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом.
Всякая философия — мировоззрение, хотя
мировоззрение не обязательно философия:
существует, например, религиозное мировоззрение,
мифологическое, научное и т. д. Мировоззрение
— понятие более широкое, чем философия.
Философия как особого рода мировоззрение
есть концепция мира и концепция человека
в его отношении к миру. Специфика философского
мировоззрения — его биполярность: с одной
стороны мир, а с другой стороны сам человек,
который не существует вне мира. Вопрос
об отношении человека к миру является
главным, основным вопросом всякого мировоззрения.
От других форм мировоззрения философия
отличается тем, что она реализует мировоззренческую
функцию на основе теоретического отношения
к действительности. Философия помогает
человеку в осмыслении жизни, в духовном
самоопределении, в формировании убеждений,
которые играют ориентирующую роль в познании,
поведении, творчестве. Потеря мировоззренческих
ориентиров может привести к таким негативным
явлениям, как суицид, наркомания, алкоголизм.
Методологическую функцию философия выполняет
через систему своих методов, принципов,
понятий. Философский метод, примененный
в комплексе с другими методами, помогает
в решении сложных научных проблем, содействует
приросту научных знаний. Философские
принципы и понятия проникают в саму ткань
науки, участвуют в формировании научной
теории. Философские категории составляют
основу всякого мышления. Философия берет
на себя задачу рационализации и систематизации
результатов человеческого опыта во всех
его формах.
Список использованных источников
1. Бердяев Н. О назначении
человека. Опыт парадоксальной этики.–
М., 1992
2. Вольф Р. П. О философии. М., 1996
3. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие
философских идей. М., 1991
4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989,
№9
5. Щекалов А.И. Смысл, предмет и назначение
философии – Харьков: изд-во ХГТУР, 2004
Информация о работе Предмет и структура философии. Круг основных философских проблем