Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:16, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть представление и понятие философии.
Задачи работы - определить предмет и структуру философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.
план
введение
Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
Для
греческого философа Платона философия
- это мышление о вечном и непреходящем.
Пифагор усматривал в философии
не обнаружение окончательной
Фактически
первое знакомство с философией и
как с учебным предметом, и
как с мировоззренческим
Цель работы – рассмотреть представление и понятие философии.
Задачи работы - определить предмет и структуру философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.
1.предмет
и структура философского
Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие "предмет философии"?
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему "я", но проблему соотношения этого "я" с другими "я", проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.
В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Философия, таким образом, — это не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический тип мышления и даже своего рода "философский" эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это "философское" состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.
С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое можно назвать метафизикой (буквально то, что "идет после физики"). Сам термин "метафизика" был введен одним из комментаторов Аристотеля – Андроником Родосским. Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют "теоретической" философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).
Онтология
представляет собой раздел метафизики,
нацеленный на выявление всеобщих закономерностей
бытия как такового, неважно, о
какой конкретно разновидности
бытия идет речь – природной, культурно-символической,
духовной или личностно-
Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.
Теория
познания образует своеобразное посредствующее
звено между онтологией и аксиологией.
Ее интересует взаимодействие между
познающим субъектом и
Если
попытаться в более краткой и
образной форме выразить взаимоотношения
между тремя разделами
Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: "А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?" или "Доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе?", – то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным.
Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.
Ясно, что
жесткие границы между тремя
разделами метафизики можно провести
лишь в абстракции, все разделы
метафизики наличествуют в философии
с самого ее начала. Тем не менее
первоначально оформляется
Постепенно,
по мере развития человеческой культуры,
науки и техники внутри философии
формируются другие разделы, чаще всего
в прямой зависимости от предметных
областей, на которые она направляет
свое внимание. Направленность философии
на сферу социальных отношений и
закономерностей исторического
процесса ведет к возникновению
социальной философии; правовых отношений
и правового сознания – к появлению
философии права. Потребность философского
осмысления закономерностей религиозного
опыта приводит к созданию философии
религии; научный и технический
прогресс привели к формированию
столь бурно развивающихся
В целом
же, процесс дифференциации (разделения)
философского знания пока явно преобладает
над процессами интеграции, учитывая
общую тенденцию развития культуры.
Однако на протяжении всего ХХ столетия,
особенно начиная с его второй
половины, стала отчетливо проявляться
и противоположная –
Философия
включает в себя учение об общих
принципах бытия мироздания (онтология,
или метафизика), о сущности и
развитии Человеческого общества (социальная
философия и философия истории)