Предмет и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть представление и понятие философии.
Задачи работы - определить предмет и структуру философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь  разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает  в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры  о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении  с другими формами человеческой духовной деятельности.

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии  не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к  нравственной жизни. Аристотель видел  корень философии в удивлении, а  предмет ее - в исследовании «первых  начал и причин». Одновременно философия  помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, «эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой  себя»1.

Фактически  первое знакомство с философией и  как с учебным предметом, и  как с мировоззренческим знанием  порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем, что ясные  и абсолютные ответы фактологических  наук (естественных, таких как ботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенный алгоритм мышления, соответствующий  функциональным особенностям этих дисциплин2.

Цель  работы – рассмотреть представление  и понятие философии.

Задачи  работы - определить предмет и структуру  философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.

 

 

 

 

1.предмет  и структура философского знания                                                                                                                                                    Прежде чем выяснить структуру философского знания, нужно хотя бы в приблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предмет философии сам по себе.

Философия — это такая область  духовной деятельности человека, которая  основывается на особом, философском  типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.

Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той  или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет  у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации  составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие "предмет философии"?

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения  объектов действительности и субъектов  мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это  свойства, связи, отношения, присущие как  объектам действительности, так и  субъективному миру человека. Количественная и качественная определённость, структура  и причинно-следственные связи и  другие свойства, связи относятся  ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии  является не индивидуальный субъект  с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как  универсальная категория, противопоставленная  столь же универсальной категории  объекта. В этом смысле философия  рассматривает не только, скажем, проблему "я", но проблему соотношения этого "я" с другими "я", проблему понимания, как одну из центральных  проблем теории познания. Предмет  философии необходимо отличать от проблем  философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой  лежит рефлексия над самой  этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами  и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений  человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.

В отличие от мифологии философия  как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к  миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории  конкретное наполнение этой общей специфики  философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине  философского знания лежала именно эта  исходная установка на выяснение  связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия, таким образом, — это  не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический тип  мышления и даже своего рода "философский" эмоциональный настрой, система  мировоззренческих чувств, когда  человек, как бы погружаясь в это "философское" состояние духа, размышляет о мироздании, о добре  и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и  лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места  в потоке бытия, смысле жизни, исторического  предназначения, личной свободы и  сути окружающего.

С самого своего возникновения в философии  наличествует некое прочное центральное  ядро, как бы сердце философии, которое  можно назвать метафизикой (буквально  то, что "идет после физики"). Сам  термин "метафизика" был введен одним из комментаторов Аристотеля – Андроником Родосским. Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют "теоретической" философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых  речь пойдет ниже. О составе философской  метафизики до сих пор ведутся  споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного – в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей  бытия как такового, неважно, о  какой конкретно разновидности  бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное  или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить всеобщие структуры  и закономерности развития вещей  и процессов как таковых (или  самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы  о закономерностях их познания и  о ценностном отношении к ним  со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой  раздел метафизики, который направлен  на выявление всеобщих ценностных оснований  бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое  и не законы его познания (хотя и  это ей может быть интересно), а  прежде всего человеческое отношение  к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и  развивается.

Теория  познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между  познающим субъектом и познаваемым  объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую  интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие  вопросы: "как приобретается знание о бытии любого объекта?" и "как  оно с ним соотносится?".

Если  попытаться в более краткой и  образной форме выразить взаимоотношения  между тремя разделами метафизики, то онтология может быть понята как  философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология – как учение об основаниях бытия истины; а общую  аксиологию можно трактовать как  учение о бытии истинных ценностей.

Приведем  простейший пример для иллюстрации  различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем  березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении  случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: "А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?" или "Доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе?", – то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным.

Но, глядя  на березу, можно отнестись к ней  с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может  выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись  к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение  к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько  из нее может получиться дров.

Ясно, что  жесткие границы между тремя  разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы  метафизики наличествуют в философии  с самого ее начала. Тем не менее  первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции –  уже у древних греков); позднее, начиная с 16–17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной  философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии  формируются другие разделы, чаще всего  в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии  на сферу социальных отношений и  закономерностей исторического  процесса ведет к возникновению  социальной философии; правовых отношений  и правового сознания – к появлению  философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии  религии; научный и технический  прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня  отраслей философского знания как философия  науки (или эпистемология) и философия  техники. Сегодня можно также  говорить о таких сложившихся  разделах философии как философия  языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

В целом  же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает  над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться  и противоположная – синтетическая  – тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным  ходам философской мысли, выработанным в истории.

Философия включает в себя учение об общих  принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и  развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии  в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философского знания, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философского знания — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство

Информация о работе Предмет и структура философского знания