Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:16, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть представление и понятие философии.
Задачи работы - определить предмет и структуру философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм. |
Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм). |
Дуализм (от лат. «duo» —
два) — это мировоззрение, которое
видит в мире проявление двух противоположных
друг другу начал (факторов), борьба
между которыми и создает все
то, что есть в действительности.
В этой неразрывной двоице могут
быть различные начала: Бог и Мир;
Дух и Материя; Добро и Зло;
Белое и Черное; Бог и Дьявол;
Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское
и Женское и так далее. Дуализм
присущ многим философам и философским
школам. Он занимает важное место в
философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора,
современных экзистенциалистов. |
Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. |
Плюрализм (от лат. «pluralis»
— множественный, много) — признает
существование в мире много взаимодействующих
факторов и начал. Само слово «плюрализм»
применяется для описания разных
областей духовной жизни. Плюрализмом
называют право одновременного существования
многих вариантов политических взглядов
и партий в одном и том же
обществе; правомерность существования
разных и даже — противоречивых
друг другу мировоззрений, мировоззренческих
подходов и тому подобное. Точка
зрения плюрализма лежала в основе
методологии Г. Лейбница. Отвергая представление
о пространстве и времени как
о самостоятельных началах
Список литературы Алексеев П.В. Философия:
Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
|