Предмет и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть представление и понятие философии.
Задачи работы - определить предмет и структуру философии, обозначить функции философии, рассмотреть основные проблемы философии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается  перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира —  один, два или больше. При решении  этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. «монос»  — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает  дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван  Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический  монизм наиболее последовательно выражен  в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как  материалистический, так и идеалистический  монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм (от лат. «duo» —  два) — это мировоззрение, которое  видит в мире проявление двух противоположных  друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все  то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут  быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское  и Женское и так далее. Дуализм  присущ многим философам и философским  школам. Он занимает важное место в  философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его  можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и  у многих других философов. Дуализм  служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях  — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет  в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм (от лат. «pluralis»  — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих  факторов и начал. Само слово «плюрализм»  применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом  называют право одновременного существования  многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования  разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих  подходов и тому подобное. Точка  зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление  о пространстве и времени как  о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и  независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как  порядок сменяющихся друг друга  явлений или состояний.

 

Список литературы

Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.  
2. Кальной И.И. Философия: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.  
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.  
4. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н.Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.  
5. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.  
6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.  
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.  
8. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.  
9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.  
10. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.  
11. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Информация о работе Предмет и структура философского знания