Предмет и задачи психологии делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

В данной работе определим предмет дисциплины «Деловое общение», перечислим и проанализируем основные проблемы данной дисциплины, а также охарактеризуем основные категории дисциплины «Деловое общение» («психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы» и другие).

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………………………....3
Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» ………………......4
Основные категории дисциплины «Деловое общение» …………………...7
Тест …………………………………………………………………………………….10
Заключение…... ……………………………………………………………………………..11
Список литературы……….…………………………………………………………….....12

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по деловому общению вариант №1.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский  филиал Финуниверситета 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Деловое общение»

на  тему: «Предмет и  задачи психологии делового общения»

 

       

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: студентка  3 курса

                                                    факультета  ФК

                                                    специальности ФиК

                                                    группы дневной

                                                

                                       

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение….…………………………………………………………………………………....3

  1. Основные проблемы  дисциплины «Деловое общение» ………………......4
  2. Основные категории дисциплины «Деловое общение» …………………...7
  3. Тест …………………………………………………………………………………….10

Заключение…... ……………………………………………………………………………..11

Список литературы……….…………………………………………………………….....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения  его эффективности. В психологии деловое общение определяется как процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Искусство делового общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

В данной работе определим  предмет дисциплины «Деловое общение», перечислим и проанализируем основные проблемы данной дисциплины, а также охарактеризуем основные категории дисциплины «Деловое общение» («психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы» и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  проблемы  дисциплины «Деловое общение»

 

Деловое общение —  это процесс взаимосвязи и  взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В процессе делового общения его участники (официальные, должностные лица) могут преследовать свои цели: обеспечение личной безопасности в ходе выполнения профессиональных обязанностей путем снятия с себя ответственности; желание улучшить свое материальное положение; стремление сделать карьеру, поддержать свой престиж, завоевать авторитет среди коллег и т.п.

Деловое общение реализуется  в различных формах, как  деловая  беседа, деловые встречи, деловые  переговоры и совещания, публичные  выступления, пресс-конференции и  другие.

Важная особенность  делового общения – строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером и т.п. Необходимо учитывать это и  соблюдать ролевое  амплуа в деловом общении в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Порой люди в присутствии других сотрудников, посторенних лиц ведут себя фамильярно, забывают о служебной роли, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации. 

 К особенностям относится   и повышенная ответственность  участников за результат. Успешное  деловое взаимодействие во многом  определяется правильно выбранной стратегией и тактикой общения, то есть умением сформулировать   цели  и   задачи  разговора,  определить  интересы  и   т.п.  Неграмотно, некорректно организованное общение может привести к искаженной информации, неправильным решениям, несогласованным действиям административного аппарата и даже к конфликтам социального характера.

Деловое общение требует и строгого отношения к использованию его  участниками речевых средств. Важно, чтоб речь деловых людей соответствовала  коммуникативным качествам (точность, понятность, выразительность,  богатство языка и т.п.). Всякой сфере деятельности  присущ свой профессиональный язык, поэтому при организации делового общения необходимо учитывать языковую компетенцию собеседников.

Важно понимать, что на деловое взаимодействие влияет иерархичность построения организации, характер вертикальных и горизонтальных связей, которые устанавливаются между сотрудниками и подразделениями. Следует учитывать, что характер отношений, которые складываются в организации, оказывает влияние на качество связи, точность и полноту передаваемой информации.

Эффективность распространения деловой  информации по «горизонтали» значительно  выше, чем по «вертикали». В передаче информации с одного уровня на другой часто используются посредники поэтому устные сообщения, дошедшие до получателя, могут быть сокращены, искажены.

Кроме того, некоторые руководители не считают нужным информировать  своих подчиненных о положении  дел в организации. Конкретные исполнители, лишенные таких сведений, начинают самостоятельно искать нужную информацию, нередко просто домысливая имеющуюся. 

Главная особенность делового общения  заключается в значимости партнера в общении. Здесь это личность, деловой субъект. Очень важным является взаимопонимание людей, поскольку оно обеспечивает эффективный результат взаимодействия, эффективность сотрудничества.

Понимание психологической стороны  делового общения предполагает осмысление целого ряда проблем. Это касается, прежде всего, психологических качеств  личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей. 

Большинство расхождений и конфликтов в межличностных отношениях деловых  партнеров связано с индивидуальными  особенностями их психики, которые  обусловлены не только генетическими, но и социально-культурными влияниями. Зачастую в деловом общении возникают такие ситуации, как смена и чередование эмоциональных переживаний, эффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок, что позволяет личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Личность с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями  партнера, выявляя сильные и слабые стороны собственных поступков и всей сложившейся ситуации.

Также различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличии существенных отличий в их психической структуре. Психическая структура выражает индивидуальность  и психические особенности личности, которая представляется движущим и текущим процессом. Психическая структура личности  имеет комплекс устойчивых признаков: инстинкты, темперамент, способности, мотивации установки, которые определяют свойственные данному человеку ход мыслей и поведений, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

Осмысление проблем  делового общения предполагает использование  многих положений общей и социальной психологии. На их основе анализируются  проблемы взаимного восприятия деловых  партнеров, их коммуникативные взаимодействия, проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения. Также анализируются психологические проблемы руководства, взаимоотношений деловых партнеров в конфликтных ситуациях и ряд других проблем.

2. Основные  категории дисциплины «Деловое  общение»

 

Основной категорией дисциплины «Деловое общение» является «психология личности». 

«Психология личности»  содержит информацию об источниках психической  активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой  активности. Без глубокого понимания  данной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Именно эти знания позволяют определить деловые отношения с конкретным человеком.

Другая важная психологическая  категория – «психология общения».

Именно в процессе общения обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется  его характер. Разнообразные процессы взаимодействия и общения людей  являются важнейшими предпосылками  их социального становления, а также  высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. 

Но для высокого уровня общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими  технологиями общения, основанными  на глубоких психологических знаниях. Например, нужно учитывать,  что в процессе общения между партнерами или коллегами по работе может возникнуть напряженность или конфликтная ситуация из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношения.

Современная психологическая  наука,  а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения: деловой разговор, беседа, обсуждения, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

«Психология рабочей  группы»  - также важнейшая категория  психологии и этики делового общения.

Деловая активность сегодня  не возможна без кооперации, соединения усилий нескольких и даже многих людей. Успешная кооперация возможна лишь при условиях принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового  процесса. Поэтому в ходе формирования  и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат.

Современный деловой  человек должен не только учитывать  эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании. Активность делового человека проявляется в организованности, упорядоченности.

Этические правила и  нормы являются действенными регуляторами активности деловых людей.

Они универсальны, но в  каждой сфере приобретают специфический  характер. Если деятельность рабочих  групп или организаций регулируется  этическими правилами и нормами, то их деятельность становится более эффективной. Этнические правила и нормы базируются не только на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия    данной    организации      или     группы.    Их    еще    называют

профессиональной этикой.

Одной из форм профессиональной этики является этика делового общения, которая   основывается  на  таких  моральных  правилах и нормах

поведения партнеров, которые  в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества, а именно:

  • укрепление взаимного доверия;
  • постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях;
  • исключение обмана и дезориентации партнера.

Опираясь на психологию общения, личности и рабочей группы, норм деловой этики, дисциплина «Деловое общение» решает две основные проблемы:

    1. овладение методами психологической диагностики

Это означает умение анализировать  собственные психические состояния, психологические особенности других субъектов делового общения, как  отдельных работников, так и рабочих групп и организаций.

    1. выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта

Это допустимо путем  применения специальных психологических  технологий, а также способов психологической  защиты.

Информация о работе Предмет и задачи психологии делового общения