Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии

Содержание работы

1. Введение . 2 стр.
2. Основная часть 5-13 стр.
2.1. Что такое философия 5-6 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.
2.3. Функции философии 8-11 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.
3. Заключение 14 -16 стр.
4. Список литературы 17 стр.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Оглавление

1. Введение . 2 стр.

2. Основная часть 5-13 стр.

2.1. Что такое философия 5-6 стр.

2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.

2.3. Функции философии 8-11 стр.

2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.

3. Заключение 14 -16 стр.

4. Список литературы 17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение

Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской  культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому  человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном  сочетании с окружающим миром. Философия  помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком  и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима  без человека, а человек как  личность немыслим без философии. Именно в этом смысле ясно, что философия, в которой не ставятся проблемы человека, - это бесчеловечная философия. Точно  также и человек, которого не волнуют  философские проблем - это "недочеловек", т. е. не личность.

 

В связи с этим, содержание философии  можно свести к таким фундаментальным  вопросам, в которых человек определяет свою истинную суть в мире. Немецкий философ И.Кант сформулировал эти  вопросы следующим образом:

 

Что я могу знать? ( Источники и  пределы знания)

Что я должен делать? ( Практическое назначение знаний)

На что я смею надеяться? ( Реальность стремлений и целей жизни)

Что такое человек? ( Всеобщая тайна  бытия, скрытый смысл)

 

Первый вопрос направлен на определение  источников, возможностей и пределов знания. Второй вопрос ставится для  определения практической реализации знаний. Третий вопрос проясняет цели и разумные стремления. В четвертом  вопросе подводится общий итог, определяется предназначение и высший смысл человеческой жизни.

 

Итак, философия открывает человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней  образа жизни. В результате, овладевая  своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует  и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его  родовую сущность.

 

Осваивая свой философский потенциал, человек приучается формировать  свой внутренний духовный мир. Философия  закладывает в душе человека особый нормативный порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности - на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.

 

Сам термин "философия" (с древнегреч. - любовь к мудрости) впервые употребил  Пифагор. Смысл этого слова в  том, что не каждый человек может  открыть или постигнуть мудрость в ее полном смысле и содержании, - не каждый может быть мудрецом. Но каждый человек может приобщиться  к мудрости, любить, ценить и почитать ее в готовом виде, открытом мудрецами  и мыслителями. Поэтому человек  становится личностью по мере того, как он следует велению мудрости, реализует свое стремление жить в  согласии с мудростью, а не вопреки  ей. Что же такое мудрость?

 

Как и любое другое сложное понятие, понятие "мудрость" имеет широкую  шкалу тех смыслов и значений, которые в понятии выражаются, имеют особое семантическое существование. В этой шкале можно обозначить две крайние позиции - это предельно  широкий и предельно узкий  смысл понятия "мудрость". В  самом широком смысле мудрость представляет собой высшую человеческую способность  всемерного использования в повседневной жизни тех возможностей, которые  существуют в мире для сохранения и развития всего человечества. Мудрость объединяет людей на основе ее всеобщего, фундаментального и универсального значения. Мудрость предполагает целенаправленное применение не только возможностей, существующих в окружающем мире, но и всемерное использование тех возможностей, которые заложены внутри самой человеческой жизни, в различных ее проявлениях. Интеллектуальный разум, помноженный на задушевные чувства, составляет богатый жизненный опыт, на который опирается и на котором держится мудрость.

 

Более узкое понимание смысла мудрости сводится к возможностям целенаправленного  практического использования таких  позитивных ценностей как истина, добро, красота. Но свет не существует без тьмы. Из опыта своей жизни  мы знаем, что не всегда истина несет  в себе добродушное содержание и  может травмировать жизнь. Точно  так же и добро не всегда произрастает из истины. То действие, которое раньше считалось добром, теперь, когда  открылась истина, может обнаружиться в качестве вершины злодеяния. Более  того, одно и то же действие, совершенное  в одно и то же время и в одном  и том же месте может расцениваться  одними людьми как добро, а другими - как зло. На этом часто спекулируют  концепции нравственного релятивизма. Поэтому в человеческой жизни  необходима мудрость, которая имеет  своим предметом не только определение  меры соотношения между добром и  злом, - между истиной и ложью, но и многие другие типы соотношений, требующие философского осмысления.

 

Таким образом, основное предназначение философии состоит в том, чтобы  научить человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. В философии (в отличие от религии) не существует готовых, вечно истинных знаний. Философские знания являются результатом особого духовного состояния человека, - результатом его самостоятельного философствования, соизмеряемого с философским наследием и требующего творческих усилий, которые делают его подлинным человеком.

 

Философское понимание опирается  на самые предельные понятия. Материя  и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, верное и сомнительное, откровенное и сокровенное, агрессивное и жертвенное, вечное и мгновенное, - вот далеко не полный перечень внутренних конструкций, которые человеческая духовность постоянно воспроизводит в себе и практически реализует себя в них.

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как  он есть, не задумываясь о его  природе. Обычно человек старается  жить просто и не испытывает потребности  в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние  души, и он открывает в себе способность  продвигаться к истине, открывать  тайны реальности, открывать тайны  реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной  глубиной и встревоженностью. Современное  человечество располагает огромным объемом информации и знаний о  мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного  мудрее. А между тем обретение  мудрости - одна из главных задач  человечества, для обеспечения дальнейшего  существования и попытки разобраться  в вопросах поставленных человечеством  еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

 

2.1. Что такое философия

Что такое философия? Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы  стать философом. Философия есть определенная способность думать о  вечных вопросах, о человеческой жизни  и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она  возникла вместе с появлением человеческого  рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она  погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над  универсальными проблемами.

 

Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл  философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий  философ Гераклит.

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали  они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с  достижением истины, а с умением  доказывать то, что каждый сам считает  правильным и выгодным. Для этого  признавались приемлемыми любые  средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

 

Знаменитый древнегреческий мыслитель  Платон полагал, что задача философии  заключается в познании вечных и  абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

 

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом  мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

 

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

 

Философию можно определить как  учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и  мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей  свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

 

2.2. Предмет философии ее предназначение

Круг вопросов изучаемых философией называется предметом философии. Общую  структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:

а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном  смысле. Бытие и небытие; бытие  материальное и идеальное; бытие  природы общества и человека. Философское  учение о бытие получило название антологии.

 

б) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем  мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.

 

в) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает  общественную жизнь, называется социальной философией.

 

г) Исследование наиболее общих и  существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и  действует не абстрактный дух, а  человек. Философия человека называется философской антропологией. Философское  знание позволяет понимать глубинные  основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться  в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как  духовное рационально - теоретическое  освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Философия формирует мировоззрение  не только отдельных личностей, но и  общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его  идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к  новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

 

2.3.   Функции философии

Предмет и специфику философии  нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

 

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих  друг друга функций, которые предназначены  для реализации всего сформировавшегося  духовного потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена  для решения того или иного  круга философских проблем и  задач.

 

Многообразие функций философии  обусловлено той ролью, которую  философия играет в человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная  мировоззренческая система, но и  конкретно-практический способ человеческого  существования в мире и отношения  к миру. Философия проявляется  как особым образом организованный строй и уклад самой человеческой жизни, с широким спектром исторически  открывающихся возможностей, от примитивных  форм наивно-натуралистического образа жизни (Диоген в бочке, современный  хиппи, бомж), до интеллектуального, творческого  вживания в виртуально-информационную кибер-реальность.

 

Философия функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и созидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философской действительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстве друг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень  активности разных функций философии  в истории человечества. Одни функции  чрезмерно возрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функции философии. Это вело к  искажениям и перекосам в сути самой философии. Так, господство теологической  функции в средневековой философии, вело к превращению самой же философии  в служанку религии, а господство идеологической функции превратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, в наукообразное  и идеологизированное мировоззрение.

 

По своему назначению все функции  философии можно свести в две  большие группы - мировоззренческие  функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие  функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и  многообразие, на определение места  человека и всего человечества в  этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих  функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Информация о работе Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества