Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:56, контрольная работа
Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии
1. Введение . 2 стр.
2. Основная часть 5-13 стр.
2.1. Что такое философия 5-6 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.
2.3. Функции философии 8-11 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.
3. Заключение 14 -16 стр.
4. Список литературы 17 стр.
Оглавление
1. Введение . 2 стр.
2. Основная часть 5-13 стр.
2.1. Что такое философия 5-6 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.
2.3. Функции философии 8-11 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.
3. Заключение 14 -16 стр.
4. Список литературы 17 стр.
1. Введение
Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии. Именно в этом смысле ясно, что философия, в которой не ставятся проблемы человека, - это бесчеловечная философия. Точно также и человек, которого не волнуют философские проблем - это "недочеловек", т. е. не личность.
В связи с этим, содержание философии можно свести к таким фундаментальным вопросам, в которых человек определяет свою истинную суть в мире. Немецкий философ И.Кант сформулировал эти вопросы следующим образом:
Что я могу знать? ( Источники и пределы знания)
Что я должен делать? ( Практическое назначение знаний)
На что я смею надеяться? ( Реальность стремлений и целей жизни)
Что такое человек? ( Всеобщая тайна бытия, скрытый смысл)
Первый вопрос направлен на определение источников, возможностей и пределов знания. Второй вопрос ставится для определения практической реализации знаний. Третий вопрос проясняет цели и разумные стремления. В четвертом вопросе подводится общий итог, определяется предназначение и высший смысл человеческой жизни.
Итак, философия открывает человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.
Осваивая свой философский потенциал, человек приучается формировать свой внутренний духовный мир. Философия закладывает в душе человека особый нормативный порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности - на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.
Сам термин "философия" (с древнегреч. - любовь к мудрости) впервые употребил Пифагор. Смысл этого слова в том, что не каждый человек может открыть или постигнуть мудрость в ее полном смысле и содержании, - не каждый может быть мудрецом. Но каждый человек может приобщиться к мудрости, любить, ценить и почитать ее в готовом виде, открытом мудрецами и мыслителями. Поэтому человек становится личностью по мере того, как он следует велению мудрости, реализует свое стремление жить в согласии с мудростью, а не вопреки ей. Что же такое мудрость?
Как и любое другое сложное понятие, понятие "мудрость" имеет широкую шкалу тех смыслов и значений, которые в понятии выражаются, имеют особое семантическое существование. В этой шкале можно обозначить две крайние позиции - это предельно широкий и предельно узкий смысл понятия "мудрость". В самом широком смысле мудрость представляет собой высшую человеческую способность всемерного использования в повседневной жизни тех возможностей, которые существуют в мире для сохранения и развития всего человечества. Мудрость объединяет людей на основе ее всеобщего, фундаментального и универсального значения. Мудрость предполагает целенаправленное применение не только возможностей, существующих в окружающем мире, но и всемерное использование тех возможностей, которые заложены внутри самой человеческой жизни, в различных ее проявлениях. Интеллектуальный разум, помноженный на задушевные чувства, составляет богатый жизненный опыт, на который опирается и на котором держится мудрость.
Более узкое понимание смысла мудрости
сводится к возможностям целенаправленного
практического использования
Таким образом, основное предназначение философии состоит в том, чтобы научить человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. В философии (в отличие от религии) не существует готовых, вечно истинных знаний. Философские знания являются результатом особого духовного состояния человека, - результатом его самостоятельного философствования, соизмеряемого с философским наследием и требующего творческих усилий, которые делают его подлинным человеком.
Философское понимание опирается
на самые предельные понятия. Материя
и сознание, сущность и существование,
возможность и
Многое из того, что окружает человека,
он впускает в собственную душу безотчетно,
без какой - либо критической оценки,
принимая окружающий мир таким, как
он есть, не задумываясь о его
природе. Обычно человек старается
жить просто и не испытывает потребности
в последовательном размышлении. Но
человеку присуще и иное состояние
души, и он открывает в себе способность
продвигаться к истине, открывать
тайны реальности, открывать тайны
реальности, пытается ответить на вопросы,
которые как - будто не имеют значения
для него лично. Откуда взялся мир? Куда
движется история? Каково предназначение
человека? Но люди навсегда размышляют
о будущем человечества с достаточной
глубиной и встревоженностью. Современное
человечество располагает огромным
объемом информации и знаний о
мире, созданном в процессе эволюции
общества, но оно не стало намного
мудрее. А между тем обретение
мудрости - одна из главных задач
человечества, для обеспечения дальнейшего
существования и попытки
2.1. Что такое философия
Что такое философия? Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.
Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.
Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
Знаменитый древнегреческий
По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
2.2. Предмет философии ее предназначение
Круг вопросов изучаемых философией называется предметом философии. Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
а) Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило название антологии.
б) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.
в) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
г) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
2.3. Функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Философия характеризуется системой
взаимосвязанных и дополняющих
друг друга функций, которые предназначены
для реализации всего сформировавшегося
духовного потенциала в реальную
действительность. Все многообразие
функций философии можно
Многообразие функций
Философия функционирует в двух
фундаментальных измерениях - созерцательном
и созидательном, которые на разных
этапах истории и в разных проблемных
сферах философской действительности
взаимодействовали и
По своему назначению все функции
философии можно свести в две
большие группы - мировоззренческие
функции и методологические функции,
которые направлены как на созерцательную,
так и на созидательную деятельность.
Первая группа - мировоззренческие
функции, предназначенные для
Информация о работе Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества