Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:56, контрольная работа
Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии
1. Введение . 2 стр.
2. Основная часть 5-13 стр.
2.1. Что такое философия 5-6 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.
2.3. Функции философии 8-11 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.
3. Заключение 14 -16 стр.
4. Список литературы 17 стр.
Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Информационно-отражательная
Идеологическая функция
Социально-нравственная функция состоит
в том, что утверждает в общественной
жизни сознательно-нормативное
Художественно-эстетическая функция
утверждает в сознании образы и понятия,
связанные с формированием
Вторая группа - методологические
функции, которые предназначены
для организации наиболее общих
способов и методов человеческой
деятельности. Сам по себе метод
– это особая форма знания о
способах организации средств
Какие же методологические основания
философия открывает для
Прежде всего, здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.
Логическая функция состоит
в использовании философских
категорий, идей и принципов, в качестве
методов, организующих процесс мышления
в предустановленном целью
Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.
Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.
Интеграционная функции
Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие ее возможностей в познании мира.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества
Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.
Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
Переход человечества на качественно
новый виток развития в социальном,
духовном, культурном отношениях - на сегодняшний
день лишь реальная возможность выхода
его из глобального кризиса, но далеко
еще нереализованное состояние.
Трудности и опасности в
3. Заключение:
Нынешнее время — время
Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение высших достижений философской культуры.
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления — умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. А значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.
Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.
В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.
Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».
Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения.
Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.
Если человечество вдруг лишится
философии, ее утрата приведет к непоправимым
последствиям. Развивая философию, люди
не просто шлифуют свой разум. Они
мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы
для понимания судеб
4. Список литературы
1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.
2. Гуревич П. С. Основы
3. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.
4. К. Ясперс Введение в
5. Лавриненко В. Н. Философия. М. 2001.
6. Основы современной философии. М. 1996.
7. Солонин Ю. Н. Основы
8. Философия и история культуры. М. 1985.
9. Философия и ценностные формы сознания. М. 1984.
Информация о работе Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества