Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии

Содержание работы

1. Введение . 2 стр.
2. Основная часть 5-13 стр.
2.1. Что такое философия 5-6 стр.
2.2. Предмет философии, ее предназначение 7-8 стр.
2.3. Функции философии 8-11 стр.
2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества 12-13 стр.
3. Заключение 14 -16 стр.
4. Список литературы 17 стр.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

 

Гуманистическая функция - одна из вечно  живых в философии, но и она  то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически  актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

 

Информационно-отражательная функция  предназначена для организации  всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

 

Идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему  обществу, а также социальным группам  вырабатывать и использовать руководящие  идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических  процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

 

Социально-нравственная функция состоит  в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение  человека к себе и к другим людям.

 

Художественно-эстетическая функция  утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов  гармоничного единства и красоты.

 

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены  для организации наиболее общих  способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод  – это особая форма знания о  способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего  мира. Метод всегда проявляется в  том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

 

Какие же методологические основания  философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и  дополняет ее мировоззренческую  функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют  мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

 

Прежде всего, здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

 

Логическая функция состоит  в использовании философских  категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

 

Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и  содействует открытиям новых  знаний о них в разных сферах бытия.

 

Селективная функция связана с  решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых  признаков, свойств, вещей и отношений  в процессе деятельности.

 

Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно  обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному  поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного  соответствия между предметом и  методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться  только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

 

Подводя итог сказанному, следует  отметить, что все функции философии  раскрывают богатство и многообразие ее возможностей в познании мира.

 

2.4. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

 

Современный мир уходит от капитализма  и социализма, но надо сохранить  все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

 

Человек как мыслящая материя все  глубже осознает себя активно действующим  фактором социальной и окружающей его  природной среды, всего бытия  в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как  сознательном соучастнике мировой  эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет  повышенные требования к уровню субъективного  фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

 

Формирующаяся современная научная  картина мира включает в себя и  достижения технических наук, которые  в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики  искусственного интеллекта, биотехнологии  и других современных научных  направлений отражают глубокую структурную  революцию не только в технике  и технологии, но и во всей системе  материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя  качественно новое состояние  науки в целом, одновременно характеризует  и становление новой формы  философского мышления - современной  философии. Овладение современной  философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы  реализации деятельности общества в  соответствии с требованиями времени.

 

Переход человечества на качественно  новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний  день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении  этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом  причин и механизмов функционирования природных, антропологических и  социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов  единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного  управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может  быть решена вне современного философского знания о мире.

 

3.  Заключение:

Нынешнее время — время масштабных задач и больших свершении  — требует высоко профессионально  подготовленных специалистов, способных  к продуктивному труду в самых  разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специалист — это не просто грамотный исполнитель  спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5-10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да. впрочем, и к каждому труженику, более  высокие требования - ему необходимо осмысленно или, выражаясь (философским  языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в  связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки, зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

 

Но, как мы знаем, способность к  разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа разумного  мышления — усвоение высших достижений философской культуры.

 

Философия порой понимается как  некое абстрактное знание, предельно  удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь  действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться  с нею. Философия предполагает критическое  отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет  воспитывать культуру разумного  мышления — умение свободно оперировать  понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. А значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

 

Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.

 

В критические, переломные моменты  своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Дело заключается также в  одной характерной особенности  тех проблем, которые больше всего  интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

Представителей разных профессий  философия может волновать, как  минимум, с двух точек зрения. Она  нужна для лучшей ориентации в  своей специальности, но главное  — необходима для понимания жизни  во всей ее полноте и сложности. В  первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической  науки, медицины, педагогики, художественного  творчества и многие другие. Такие  вопросы встают перед специалистами  и настойчиво требуют своего изучения.

Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.

 

Если человечество вдруг лишится  философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они  мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы  для понимания судеб человечества, и у них нет другого более  надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и  универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории  философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и  научились распознавать многие протекающие  в нем процессы, осознали неисчерпаемость  потенциала человеческой психики. Они  буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив  его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек  сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Список литературы

1. Введение в философию. Ч. 1, М., 1989.

2. Гуревич П. С. Основы философии.  М. 2000.

3. Добрынина В. И. Философия  XX века. М. 1997.

4. К. Ясперс Введение в философию.  Минск 2000.

5. Лавриненко В. Н. Философия.  М. 2001.

6. Основы современной философии.  М. 1996.

7. Солонин Ю. Н. Основы современной  философии. С.- Петербург 2001.

8. Философия и история культуры. М. 1985.

9. Философия и ценностные формы  сознания. М. 1984.

 


Информация о работе Предназначение, функции и роль философии в развитии и жизни человека и общества