Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:13, контрольная работа
Цель работы - оценить действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать средневековую этику;
Выявить роль аффектов;
Определить значение Бога в философии Спинозы, а также ознакомиться с божественной субстанцией;
Рассмотреть разум человека через познание.
Введение____________________________________________________ 3
Глава 1 Предпосылки этической концепции Б. Спинозы____________ 5
1.1 Этика Средневековья_______________________________________5
1.2 Этика Спинозы____________________________________________7
Глава 2 Бог и душа в философии Б. Спинозы______________________9
2.1 Природа Бога и человека____________________________________9
2.2 Сила разума через познание как основной смысл философии Спинозы________________________________________________________11
Заключение_________________________________________________13
Список использованных источников и литературы________________14
Содержание
Введение______________________
Глава 1 Предпосылки этической концепции Б. Спинозы____________ 5
1.1 Этика Средневековья_________________
1.2 Этика Спинозы_________________
Глава 2 Бог и душа в философии Б. Спинозы______________________9
2.1 Природа Бога и человека______________________
2.2 Сила разума через
познание как основной смысл
философии Спинозы_____________
Заключение____________________
Список использованных источников и литературы________________14
Введение
Бенедикт Спиноза (1632-1677), или Барух д’Эспиноза, известный голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства - община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов - религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург - селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, это крайне вредное для здоровья занятие стало впоследствии причиной его ранней смерти, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви1.
Основное философское сочинение Спинозы – «Этика» (закончена в 1675). Она была опубликована друзьями Спинозы в составе сборника его «Посмертных сочинений» (1677). В «Этике» показаны основные части его философской системы: онтология, гносеология, антропология, этика. В этом произведении Спиноза использует рационалистический «геометрический метод» изложения: он начинает с определений и аксиом, переходит к теоремам и их доказательствам, снабжая их пояснениями (схолиями) и вспомогательными теоремами (леммами).
Для написания контрольной работы в качестве источника была использована книга Б. Спинозы «Этика»2, которая помогла разобраться в мировоззрении философа, т.е. определить проблематику его идей.
Понять его взгляд на философию, на человека и его отношение к миру. Увидеть, какое влияние оказали на Спинозу его окружение, настроения и идеологии.
Использованная литература ознакомила с философией Спинозы со стороны его современников, последователей, а также деятелей научной сферы. Если источник был отражением, то литература уже показала, каким образом происходило это влияние окружения на философа. Так же используемая литература предоставила информацию о предпосылках развития взглядов философа, о том какие идеи повлияли на достижения последующих мыслителей.
Объектом исследования в данной работе выступает такое направление философии, как рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. В качестве предмета изучения рассматривается сочинение Б. Спинозы «Этика».
Цель работы - оценить действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1 Предпосылки этической концепции Б. Спинозы
1.1 Этика Средневековья
На мировоззрение Спинозы
определенное влияние оказали философские
достижения средневековья. Рассматривая
этические воззрения
Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
«Религиозная ориентация
философских систем средневековья
диктовалась основными
Всевластье религии находит
в средневековом
Для Абеляра Евангелие
представляет собой реформирование
и улучшение естественного
Христианская мысль
Необходимость примирения "божьего града" и "града земного", веры и разума, религии и философии, характерная для схоластики6, была осознана и отражена в мировоззрении Фомы Аквинского. Опираясь на этику Аристотеля, осмысливая ее в контексте христианского вероучения, Фома пытался синтезировать мораль в религию. Структурно стройная и весьма хитроумная этика Фомы Аквинского, тем не менее внутренне глубоко противоречива, что является результатом исходной установки. По сути дела, все этические построения Фомы опровергают его замысел и доказывают противоположное - невозможность гармонии религии и морали, союз которых может утверждаться лишь путем подчинения, а не равенства.
Таким образом, в этической мысли средневековья большой интерес составляли нравственные чувства и внутренний нравственный мир личности. Средневековая философия, пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество философов средневековья по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен, в том числе и философии Нового времени, для которого характерно разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Здесь происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука. Жизнь рождает новых гениев.
1.2 Этика Спинозы
Одним из таких гениев является
Б. Спиноза. В «Этике» автор поднимает
и старается объяснить
В рамках этики Спинозы основное внимание уделено исследованию аффектов. «Аффект, который называется страстью души, есть смутная идея, которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-нибудь его части, и которой, когда она дана, душа определяется к мышлению более об одном, чем о другом»7.
Очень важную роль в его этической концепции играют аффекты: удовольствие, неудовольствие, желание. «В аффектах сосредоточена детерминация человеческих действий и мыслей»8. Именно с аффектами автор «Этики» выделяет человеческие могущество и бессилие. Он именует рабством бессилие людей по отношению к аффектам. Могущество же души заключается в ее способности ограничивать власть аффектов, что ведет человека к свободе.
Добродетель, согласно учению Спинозы, состоит в действии по законам своей природы. Добро и зло не находятся в вещах самих по себе. Добро и зло – модусы мышления, они возникают в результате сравнения вещей.
С познанием Бога Спиноза связывает умение ограничивать влияние аффектов. Все могущество души определяется ее познавательной способностью. Истинное познание позволяет человеку обуздать силу аффектов.
Философ признает, что власть человека в отношении аффектов велика, но не безусловна. Человек не в состоянии полностью освободиться от них, но может добиться уменьшения влияния аффектов на его душу. Чем лучше человек понимает природу аффекта, тем меньше страдает от него. Постижение же природы аффекта тем полнее, чем лучше человек осознает необходимость всех происходящих с ним событий. Подобное осознание приходит только благодаря интуитивному познанию. Понимая сцепление причин, производящих аффекты, душа испытывает меньше волнений по их поводу. Рассмотрение вещей в качестве модусов вечной субстанции делает человека свободным. Подлинная свобода состоит в душевном спокойствии. Таким образом, свобода предполагает познание необходимости.
Этика Спинозы тесно связана с его онтологией и гносеологией. В его системе высшая добродетель немыслима без интуитивного познания субстанции. Более того, на его взгляд, добродетель как раз и находит свое законченное выражение в этом интуитивном познании: «высшее стремление души и высшая добродетель состоят в том, чтобы понимать вещи третьим родом познания»9. Познавать Бога – значит следовать законам своей природы. Совершенствование интуитивного познания развивает интеллектуальную любовь к Богу. Это – вечная любовь, притом она оказывается любовью Бога к самому себе. Интуитивное познание может возникать благодаря рассудку. Оно приносит человеку высшее удовольствие, так как с его помощью человек переходит к высшему духовному совершенству.
В своей главной работе Спиноза напрямую отождествляет добродетель и счастье (или блаженство). Его этический идеал – мудрец, достигший счастья благодаря познанию. Этот идеал неразрывно соединяет добродетель, счастье, познание, свободу. «Подлинное счастье весьма редко и по-настоящему доступно лишь мудрецу. Мудрому человеку, обладающему властью над аффектами, свойственно истинное спокойствие души»10.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что предмет и задача этики – свобода человека, понимаемая как освобождение из-под власти аффектов. Это достигается через познание, составляющее сущность и могущество человеческой души, а именно через высший – третий по классификации Спинозы – способ познания: интеллектуальную интуицию. Состояние души, возникающее вследствие интуитивного познания Бога, или природы, т. е. интеллектуальная любовь к Богу, и есть блаженство. В отличие от Декарта11, Спиноза решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Для него характерным был принцип монизма, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер, о чем подробнее мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 2 Бог и душа в философии Б. Спинозы
2.1 Природа Бога и человека
Спиноза – крупнейший представитель пантеизма. Согласно его учению, Бог – единственная имеющаяся в мире субстанция, которая отождествляется с природой. Под субстанцией он определяет то, что существует само в себе и представляется само через себя. Т. е. субстанция – это как бы причина самой себя.
Обосновывая тезис о бытии Бога, Спиноза использует онтологическое доказательство, что существование Бога следует самым ясным и несомненным образом из самой идеи о нем. Идея Бога – это идея существа абсолютно совершенного. Под Богом понимается «абсолютно бесконечное существо, т. е. субстанция, состоящая из бесконечных атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность»12.
Атрибут – это то, что «разум представляет о субстанции как бы нечто, составляющее ее сущность»13. Божественная субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов. Чем больше реальности присуще объекту, тем больше количество атрибутов ему может быть приписано. Бог же, как абсолютно бесконечное существо, обладает наивысшей степенью реальности, поэтому ему должны быть свойственны бесчисленные атрибуты. Атрибуты, будучи реально различными, не могут ограничивать друг друга. Каждый из них выражает в каком-то определенном аспекте бесконечную сущность Бога. Обосновывая онтологический монизм, Спиноза ссылается именно на бесконечное количество атрибутов, которые раскрывают божественную сущность. Следовательно, такая субстанция совпадала бы с Богом. Кроме того, тезис о Боге как единой субстанции, подтверждается еще и тем, что одна субстанция не может производиться другой субстанцией. Отрицая существование сотворенных субстанций, Спиноза указывает на то, что наличие подобных сущностей противоречит самому определению субстанции. Но если нет сотворенных субстанций, остается согласиться, что реально существует только одна несотворенная, т. е. Бог.
Информация о работе Предпосылки этической концепции Б. Спинозы