Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:13, контрольная работа
Цель работы - оценить действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать средневековую этику;
Выявить роль аффектов;
Определить значение Бога в философии Спинозы, а также ознакомиться с божественной субстанцией;
Рассмотреть разум человека через познание.
Введение____________________________________________________ 3
Глава 1 Предпосылки этической концепции Б. Спинозы____________ 5
1.1 Этика Средневековья_______________________________________5
1.2 Этика Спинозы____________________________________________7
Глава 2 Бог и душа в философии Б. Спинозы______________________9
2.1 Природа Бога и человека____________________________________9
2.2 Сила разума через познание как основной смысл философии Спинозы________________________________________________________11
Заключение_________________________________________________13
Список использованных источников и литературы________________14
По-мнению автора «Этики», божественная субстанция (или природа) по своей сущности бесконечна, неделима, вечна, неизменна, свободна и вместе с тем необходима.
Отдельные вещи, согласно Спинозе, составляют не что иное, как состояния или модусы атрибутов Бога. Модус он определял как то, что существует в другом и представляется через это другое. Модусы выступают проявлениями субстанции. Поскольку субстанция обладает бесчисленным количеством атрибутов, отсюда следует, что отдельных вещей (модусов) бесконечно много. При этом Спиноза полагал, что имеются «два бесконечных модуса: а) движение, выступающее связующим звеном между атрибутом протяжения и материальными предметами, б) бесконечный интеллект, являющийся связующим звеном между атрибутом мышления и духовными объектами»14. Прочие модусы конечны и ограничены в своем существовании. Все модусы вытекают из необходимости божественной природы.
Что касается человека, Спиноза полагал, что сущность его также составляют модусы атрибутов мышления и протяжения. Поэтому Спиноза говорит также о том, что человек состоит из души и тела. Модусы мышления – разум, желание, любовь и т. д. Модусы протяжения довольно многочисленны. При этом философ подчеркивает, что душа и тело реально составляют одну и ту же вещь, которая может быть представлена то под атрибутом мышления, то под атрибутом протяжения. Поскольку различные атрибуты божественной субстанции не могут ограничивать друг друга, отсюда следует, что «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою».
Спиноза говорил о том, что в человеческой душе не может быть абсолютно свободной воли. Иллюзия такой свободы возникает у людей потому, что они осознают свои желания, но не умеют точно устанавливать их причины. Важно отметить, что, определяя волю как способность утверждения и отрицания, Спиноза напрямую отождествляет ее с разумом, фактически растворяя волю в разуме.
Гибель тела по «Этике» не приводит к полному уничтожению души. Вечная часть души – разум. Именно к этой части души относится ясное и отчетливое знание, приобретенное человеком. Преходящая часть души – воображение и память. Поэтому душа может воображать и вспоминать о вещах прошедших, только пока продолжает существовать ее тело.
Таким образом, природу Спиноза называл Богом, а Бога – природой. В своем определении природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Рассмотрев теорию бытия, Спиноза переходит к теории познания, что мы рассмотрим в следующем разделе.
2.2 Сила разума через познание как основной смысл философии Спинозы
В гносеологии Спиноза
выступил приверженцем рационализма.
Познание сущности различных объектов
достигается посредством
Автор «Этики» выделяет три ступени познания. Первая – чувственное познание, которое он именует также «мнением» и «воображением». Спиноза подразделяет его на «два вида: а) познание «через беспорядочный опыт», когда отдельные вещи «воспроизводятся» чувствами, причем чувства осуществляют это «искаженно» и «смутно», б) познание «из знаков»: когда благодаря чтению или услышанному знакомому слову человек вспоминает о каких-либо предметах, притом в такой форме, которая соответствует способу, которым он впервые воспринял их»15. Вторая ступень познания – рассудок. На этом уровне человек образует общие понятия и «адекватные идеи о свойствах вещей». Наконец, третья ступень – интуитивное познание. Это высший уровень познания. Интуитивное познание ведет от адекватной идеи о формальной сущности вещей. Исчерпывающее понимание природы какой-либо вещи возможно только в том случае, когда она рассматривается в подлинной перспективе – как одно из проявлений божественной субстанции. Поэтому высший уровень познания вещей подразумевает познание Бога. Интуитивное познание – это постижение разумом вещей с точки зрения вечности.
Спиноза говорит о том,
что человек может представлять
вещи двумя совершенно различными способами.
Обычный путь состоит в том, что
вещи рассматриваются как отдельно
существующие в определенном месте
и времени. Другой, более глубокий
способ видения реальности заключается
в том, что вещи рассматриваются
как находящиеся в Боге и вытекающие
из необходимости его природы. Постигая
предметы «под формой вечности», разум
трактует их не как случайные, а как
необходимые. Ведь необходимость вещей
– следствие необходимости
Истинная идея, по мнению автора «Этики», такова, что она согласуется со своим объектом. Истинная идея ясна и отчетлива. Человек, имеющий истинную идею, познает ту или иную вещь «наилучшим образом» и не может сомневаться в этом. Истинная идея всегда достоверна. Идеи, вытекающие из истинных идей, также всегда будут истинными. Причем ясные и отчетливые идеи человека так же истинны, как идеи Бога. Ложные идеи неадекватны. Ложность заключается в «недостатке познания». Она не может быть чем-то положительным, так как в противном случае она должна была бы составлять особый модус божественной субстанции. Ложность – это неполнота познания. Ложные идеи в отличие от истинных носят «искаженный» и «смутный» характер. «Единственная причина» ложности – чувственное познание. Рассудочное и интуитивное познание всегда истинно. «Полемизируя с Декартом, Спиноза утверждал, что воля не может быть причиной человеческих заблуждений»16.
Возникновение универсальных понятий Спиноза связывает с деятельностью «воображения». Воспринимая в большом количестве образы в чем-то подобных между собой вещей, воображение не может уловить ни их точного количества, ни их отличительные признаки, фиксируя лишь некоторое их сходство. Это сходство и лежит в основе универсальных понятий. Причем понятия эти у людей неодинаковы, каждый вкладывает в них особый смысл, сообразуясь с собственным опытом и воспоминаниями. Универсальные понятия, в силу особенностей их происхождения, неизбежно должны были вызывать пустые споры в среде философов. С помощью таких понятий нелепо рассчитывать на истинное познание природы, «универсальные образы» вещей совершенно недостаточны для этой цели.
Таким образом, понимать вещь
– значит видеть за ее индивидуальностью
универсальный элемент, идти от модуса
к субстанции. Разум стремиться постичь
в природе внутреннюю гармонию причин
и следствий. Эта гармония постижима,
когда разум, не довольствуясь
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что «Этика» Бенедикта Спинозы, над которой философ работал более пятнадцати лет, стала важнейшим трудом всей его жизни. В «Этике» автор поднимает и старается объяснить различные нравственные проблемы жизни человека с позиций очень распространенной в его время «философии субстанции». Полное название книги «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется: 1. О Боге; 2. О природе и происхождении души; 3. О происхождении и природе аффектов; 4. О человеческом рабстве, или о силах аффектов; 5. О могуществе разума, или о человеческой свободе» непосредственно указывает на выбранные Спинозой принципы построения и организации текста. Прежде всего, это математическая точность в размещении материала. Спиноза всегда логически последователен, следующая часть его «Этики» неизменно продолжает и развивает идеи предыдущей. Спиноза хотел перенести методы точных наук на почву философского знания. Вот почему особую важность для него приобретают доказательства. Философ полагал, что только строго научная аргументация способна убедить читателя в достоверности излагаемых сведений.
Философская система Б. Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы.
В данной работе мы рассмотрели взгляды Спинозы о Боге, мире, человеке в нем, о человеческой сущности, душе, чувствах и разуме.
Несмотря на то, что термин этика вынесен в название произведения, тем не менее, первая половина трактата посвящена онтологической проблематике и описанию единственной вечной субстанции. Проводя последовательный монизм в онтологии, Спиноза доказывает, что все происходящее в мире имеет причину в благом Боге, соответственно для счастья и блаженной жизни необходимо правильным образом настроить аффекты.
Список использованных источников и литературы
1 Источники:
1.1 Спиноза Б. Этика. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 336 с.
2 Литература:
2.1 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – 680 с.
2.2 Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2008. – 736 с.
2.3 Шрейдер Ю. А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 272 с.
2.4 Этика: Учебник / Под общей редакцией А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с.
2.5 Интернет источник. Режим
доступа: http://books.atheism.
1 Интернет источник. Режим доступа: http://books.atheism.ru/
2 Спиноза Б. Этика. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 336 с.
3 Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2008. – С. 80.
4 См. об этом: История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – 680 с.
5 Этика: Учебник / Под общей редакцией А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – С. 12.
6 См. об этом: История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – 680 с.
7 Спиноза Б. Этика. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – С. 206-207.
8 Шрейдер Ю. А. Этика. – М.: Текст, 1998. – С. 94.
9 Шрейдер Ю. А. Этика. – М.: Текст, 1998. – С. 319.
10 См. об этом: История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – С. 308.
11 Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2008. – С. 113-116.
12 Спиноза Б. Этика. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – С. 3.
13 Там же
14 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – С. 304.
15 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – С. 305.
16 История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект: 2005. – С. 306.
Информация о работе Предпосылки этической концепции Б. Спинозы