Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:03, реферат
При объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому существенны следующие подходы:
1. формационный (линейно-формационный) подход, который определяет формационную концепцию развития общества;
2. социально-эволюционный подход, который определяет ряд социально-эволюционных концепций: концепцию социального эволюционизма, веберовскую концепцию капитализма, концепцию технологического детерминизма, концепцию эволюционного развития, концепцию общественного выбора;
3. цивилизационный подход, который определяет ряд концепций: плюрально-циклическое понимание развития общества, антиисторицизм, цивилизационную концепцию развития обществ;
4. диалектический подход, который определяет диалектическую концепцию развития общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………………....3
1.Формационный подход к общественному развитию………………….……….…...….4
2.Цивилизационный подход к общественному развитию ……………………….…….10
3.Соотношение формационного и цивилизационного подходов к развитию общества……………………………………………………………………………….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....................20
Список использованной литературы…………………………………………….….…..21
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………
1.Формационный подход к общественному развитию………………….……….…...….4
2.Цивилизационный подход к общественному развитию ……………………….…….10
3.Соотношение
формационного и цивилизационного подходов
к развитию общества…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………….….
Введение
Общество
есть продукт взаимодействия людей,
объединенных общими конкретно-историческими
условиями и создающих
Таким образом,
общество представляет собой универсальный
способ и саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся
и самообновляющуюся систему организации
социального взаимодействия людей, обеспечивающую
удовлетворение их основных потребностей.
Общество возникло объективно и имеет
свои всеобщие, частные (для определенного
отрезка времени) и специфические (для
конкретного социального организма) законы
развития, которые объективны, но существенны
в силу сознательной деятельности людей.
При объяснении многообразия типов общества
и причин перехода от одного типа к другому
существенны следующие подходы:
1. формационный (линейно-формационный)
подход, который определяет формационную
концепцию развития общества;
2. социально-эволюционный подход, который
определяет ряд социально-эволюционных
концепций: концепцию социального эволюционизма,
веберовскую концепцию капитализма, концепцию
технологического детерминизма, концепцию
эволюционного развития, концепцию общественного
выбора;
3. цивилизационный подход, который определяет
ряд концепций: плюрально-циклическое
понимание развития общества, антиисторицизм,
цивилизационную концепцию развития обществ;
4. диалектический подход, который определяет
диалектическую концепцию развития общества.
В своей работе я хотела бы внимательно изучить формационный и цивилизационный подходы к развитию общества и сопоставить выводы сделанные философами и историками, которые опираются на какой либо из подходов.
1.ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ.
Учение Маркса об обществе в его
историческом развитии носит название
"материалистическое понимание истории".
Основными понятиями этого
Он обусловливает "социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие,
а, наоборот, их общественное бытие
определяет их сознание". В структуре
способа производства главное значение
имеют производительные силы и прежде
всего орудия труда (техника). Их влияние
на другие сферы общественной жизни
(политику, право, мораль и т.д.) опосредуется
производственными отношениями, совокупность
которых составляет "экономическую
структуру общества, реальный базис,
на котором возвышается
Особо надо остановиться на понятии формации. Оно обозначает у Маркса логически обобщенный тип (форму) организации социально-экономической жизни общества и складывается на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего в способе производства. Иными словами, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии ("...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером". Так, капитализм - это машинная индустрия, частная собственность на средства производства, товарное производство, рынок. Под формацией, следовательно, нельзя понимать какое-то эмпирическое общество (английское, французское и проч.) или какое-то совокупное геополитическое сообщество (Запад, Восток). Формация в этом смысле высоко идеализированный, абстрактно-логический объект. Вместе с тем формация - это и реальность, выступающая как общее в социально-экономической организации жизни различных конкретных обществ.
Со временем учение Маркса приобрело широкую популярность. С энергией новоявленной религии оно завоевывало умы и сердца людей в самых разных странах. Но вместе с популярностью нового социального учения стала нарастать и его критика. Она началась еще при жизни Маркса и особенно усилилась на рубеже XIX-XX вв. Свою роль в выявлении ограниченности марксовой концепции истории сыграли работы русских мыслителей М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Струве, Н. Бердяева и др. Характерна в этом смысле биография многих выдающихся русских мыслителей серебряного века (того же П. Струве, Н. Бердяева, а также О. Булгакова, С. Франка и др.). Все они были вначале марксистами, но вскоре разочаровались в этом учении и перешли на другие позиции. После революции в России в октябре 1917 г., прошедшей под знаменем марксизма, и особенно после 1945 г., когда марксизм стал официальной идеологией в целом ряде стран, критика учения Маркса стала важнейшим направлением в идеологической борьбе западного мира против стран, взявшихся осуществлять социализм на практике. Длительное время, семьдесят с лишним лет, марксизм был официальной идеологией в нашей стране. Естественно, условия для его критики внутри страны были весьма неблагоприятными. Она стала интенсивно развиваться лишь в последние годы перестройки, с конца 80-х гг. "Бунт" подняли историки. По степени критического настроя в отношении к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого полагают, что основные положения марксистского подхода к истории не выдержали проверки историческим опытом, поэтому его следует заменить новым, в корне отличным подходом. Представители второго - отрицают необходимость такой замены. Марксизм, считают они, сохраняет свое значение как философско-историческая теория, хотя и нуждается в обновлении, настаивают на необходимости различать собственно формационную теорию и формационный редукционизм как ее особую форму. Сущность формационного редукционизма усматривается в сведении всего богатства и многообразия жизни людей к формационным характеристикам, т.е. к способу производства, базису и надстройке, классовой борьбе и т.д.
Каковы же основные пункты критики формационной теории, выдвигаемые представителями первого направления? Пожалуй, наиболее концентрированно они изложены в статьях историков А.Я. Гуревича и М.А. Барга на рубеже 80-90-х гг.2 Аргументы А.Я. Гуревича сводятся к следующему.
1. Формационная теория, разработанная
на материале истории Западной
Европы без достаточных
2. Формационная теория в
3. Теория формаций зиждется на
признании одноукладности
4. Формационная теория нацелена
на макросоциологический
5. Формационная теория
Близкую, хотя и менее радикальную, позицию занимает М.А. Барг. В его аргументации есть несколько дополнительных моментов.
1. При формационном подходе
2. При анализе духовной культуры
формационный подход
3. Формационный анализ сводит
государство к роли
4. При формационном подходе
Общий вывод М. Барга состоит
в следующем. Формационный подход к
истории не может претендовать на
глобальную эвристическую функцию
в историческом познании вообще, поскольку
оставляет вне поля зрения множество
элементов и связей общества как
системы, которые тем самым не
находят в монистическом