Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:03, реферат
При объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому существенны следующие подходы:
1. формационный (линейно-формационный) подход, который определяет формационную концепцию развития общества;
2. социально-эволюционный подход, который определяет ряд социально-эволюционных концепций: концепцию социального эволюционизма, веберовскую концепцию капитализма, концепцию технологического детерминизма, концепцию эволюционного развития, концепцию общественного выбора;
3. цивилизационный подход, который определяет ряд концепций: плюрально-циклическое понимание развития общества, антиисторицизм, цивилизационную концепцию развития обществ;
4. диалектический подход, который определяет диалектическую концепцию развития общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………………....3
1.Формационный подход к общественному развитию………………….……….…...….4
2.Цивилизационный подход к общественному развитию ……………………….…….10
3.Соотношение формационного и цивилизационного подходов к развитию общества……………………………………………………………………………….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....................20
Список использованной литературы…………………………………………….….…..21
Здесь важно заострить внимание на специфике надпроизводственных или внепроизводственных сфер жизни. В процессе производства общество и человек слиты с природой, погружены в нее, непосредственно подчинены ее законам. Обрабатывается вещество природы, используются различные формы энергии. Предметы и орудия труда, средства производства есть не что иное, как превращенные формы природного вещества. В них и через них человек соединен с природой, подчинен ей. Сама связь с природой в процессе производства, прямая и безусловная подчиненность ей, обязательность труда в ней воспринимается человеком как тяжелая необходимость. За пределами производства человек уже отделен от природы. Это царство свободы. Занимаясь политикой, искусством, наукой, религией и т.п., он имеет дело уже не с веществом природы, а с объектами, качественно отличными от природы, т.е. с людьми как социальными существами. В этих сферах человек настолько зримо отделяется от природы, что это не может не бросаться в глаза уже на уровне обыденного сознания и воспринимается как высшее отличие от нее, как его сущность или "самость". Человек как социальное существо настолько выключен из цепи прямой зависимости от природы, необходимости подчиняться ее законам (в отличие от необходимости вечно подчиняться ее законам в сфере производства), настолько предоставлен сам себе, что его жизнедеятельность в этих сферах воспринимается как царство свободы. Сфера культуры обладает, таким образом, особым шармом в его глазах. Конечно, человек и здесь использует вещество природы (скульптор - мрамор, художник - холст, краски, и т.д.), но в этом случае оно играет вспомогательную роль.
К тому же следует иметь в виду,
что эти сферы (политика, право, искусство,
религия и проч.) предъявляют особые
требования к индивидуальности человека,
к его личностному (социальному
и духовному) потенциалу. Неслучайно
в истории культуры память человечества
сохранила больше всего имен выдающихся
личностей. Сами творения (научные открытия,
произведения искусства, религиозное
подвижничество и проч.) менее подвержены
разрушающему влиянию времени, чем
орудия труда и прочие средства производства.
Поэтому исследователь
Формационная теория при всех ее
недостатках являет собой одну из
первых попыток построения на основе
научной рациональности глобальной
картины человеческой истории (метатеории
исторического процесса). Конкретно-научные
аспекты ее во многом устарели, но сам
подход, лежащий в ее основе, сохраняет
свою силу. Она пытается системно раскрыть
наиболее общие основания и глубинные
тенденции исторического
Заключение
Каждая
из рассматриваемых концепций
По мере развития мировой цивилизации,
изменения природной и социально-экономической
среды, можно предположить появление новых
гипотез, концепций об общественном развитии
и философии истории, которые учтут происходящие
в мире и обществе изменения.
Список использованной литературы:
1. Крапивинский
С.Э. Социальная философия. М.,
1998
2. Лысак И.В.Общество как саморазвивающаяся
система: Учебное пособие по курсу «Социальная
философия» длястудентов высших учебных
заведений. – Таганрог: Изд-воТТИ ЮФУ,
2008. – 112 с.
3. Смирнов
И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для
студентов высших учебных заведений. Издание
второе, исправленное и дополненное.–
М.: 1998.– 288 с.
4. В.И. Бурлин “Социальная философия” Ч I. М. 1993г.
5. К. Поппер “Открытое общество и его враги” М. 1992г.
6. А. Тойнби “Постижение истории” М. 1997г.
7. В.И. Карасёв Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов. М.2000г.
8. В.К. Иноземцев “К теории постэкономической общественной формации” М. 1996г.