Природа человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой.

Файлы: 1 файл

философия основоной материал.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Введение

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления  и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения  мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом  леса и луга, могучие реки. Роль природы  в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования  и развития. Многие свои потребности  люди удовлетворяют за счет природы. Происходит так называемый обмен  веществ между человеком и  природой.

Актуальность философской  проблемы природы обусловлена многими  тенденциями научно-технической  революции и развития всей современной  технической цивилизации. Сегодня  нельзя исследовать закономерности общественного развития без тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот.

В отечественной философской  литературе еще совсем недавно этой проблеме не придавалось должного значения. В отношении к природе превалировал прагматический взгляд: она воспринималась лишь как объект применения силы человека, предмет эксплуатации ее ресурсов. Содержание слова «природа» интуитивно для всех понятно и, казалось бы, не нуждается в каком-либо специальном  определении. Но интуитивное представление  о природе не раскрывает всего  ее многообразия в разных исторических и культурных контекстах, в разных типах мировоззрения. Под обманчивой простотой и расплывчатой общепонятностью  слова таятся мощные смысловые наслоения, следы различных культурных эпох, своеобразной мыслительной работы.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском  образе природы, взаимодействии природы  и человека, современных проблемах  экологии. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

   1. Природа и сущность человека

   1.1 Природа человека.

Природа человека - генетически  заданные особенности поведения, мышления и склонности человека как биологического вида. Включает как то, что пришло к нам из нашего животного прошлого, так и новообретенные особенности, сформировавшиеся в истории собственно человеческой цивилизации.

Вторая природа - то, что  стало для человека внутренним и  совершенно естественным, так же естественным, как генетически заданное.

Если девочка в юном возрасте разрешила себе полную свободу  стихийных эмоций и с душой  практиковалась в этом ежедневно  два десятка лет, ее необузданная эмоциональность стала ее естественной, второй природой. Если другая девочка  когда-то впечатлилась красотой движений и много лет ежедневно оттачивала красоту и благородство своих движений в балетной школе, то благородство ее движений и королевская осанка также стала ее второй природой.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. -Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Согласно концепциям  материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело, монада, аура) с «плотным» (тело) тела.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда  душа и тело тесно взаимосвязаны  в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека.

Тело в философии Нового времени рассматривается как  машина, а душа отождествляется с  сознанием.

Согласно многим религиозным  традициям, человек есть божественное творение. В авраамических религиях приоритет отдается духовному началу: «…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение  человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием  человека как вида и имеет аналоги  у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для  усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.

Самоценность и уникальность человека

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

   1.2 Поведение , а так же внешние воздействия развития Человека.

В повседневной жизни мы наблюдаем взаимосвязи между  реальными событиями вокруг нас. Но часто мы забываем о тех же самых взаимосвязях, которые мы видим  в физическом мире, когда речь идёт о человеческой психике. Если бы мы изучали поведение людей так  же, как изучаем природные явления, мы бы лучше понимали физические законы влияющие на формирование наших ценностей и поведения. В естественных науках законы природы существуют благодаря большому количеству разных сил. Например, растение не вырастает, если на него не воздействуют питательные вещества, гравитация, вода, Солнце и многое другое. Парусник не поплывёт сам по себе, ему позволяет двигаться ветер и много других переменчивых факторов.

Нет  чёткой предопределённой человеческой природы. Мы не рождаемся  с предосуждением, нетерпимостью или злобой; они развиваются из нашего жизненного опыта. Нам не следует вступать в бесмысленные дискуссии о врождённой порочности человеческой натуры, а стоит исследовать поведение людей, изменявшееся в течение всей истории человечества (иначе, мы бы до сих пор жили в пещерах).

Поведение так же подвержено внешним воздействиям, как и всё  остальное в физической вселенной. В наши дни, наука о поведении  человека не сильно зашла вперёд, поскольку  в основном она акцентируется  на человеке, и в недостаточной  степени на внешних условиях, которые  и "создают" личность. Вы не сможете  выделить факторы, отвечающие за поведение, только изучая личность. Напротив, мы должны изучать культуру, в которой воспитывался человек. Разница между коренным американцем, вором и банкиром не заключена в их генах, а наоборот, является отражением среды, в которой  они выросли.

Китайский ребёнок не научится говорить на китайском сколь-нибудь быстрее, чем американский ребёнок  выучит английский. Если в достаточной  мере изучить воздействие общества на человека, то можно с уверенностью говорить об окружении, из которого вышел  человек. Степень влияния общественной среды наблюдается в языке, мимике и движениях.

Поведение людей закономерно  и складывается из множества взаимодействующих  переменчивых факторов в окружающем мире. Социальная среда включает в себя семью, в которой человек вырос, заботу родителей (или её отсутствие), финансовое благополучие, информационную среду - ТВ, книги, радио, интернет, образование, ортодоксальные религиозные взгляды, круг общения индивида, а также множество других факторов.

В целом, общественные ценности зависят от существующей социальной системы и субкультур внутри неё. К сожалению или к счастью, социальные системы имеют тенденцию  увековечивать себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Понимаем мы это или нет, большинством людей  манипулируют средства массовой информации и государственные учреждения, которые  формируют "повестку дня". А это, в свою очередь, формирует наше поведение, надежды и ценности. Наши представления  о том, что правильно, а что  нет, наше видение морали - это тоже части нашего культурного наследия и опыта. Этот способ контроля не требует  применения физической силы, и он настолько  удачен, что мало кто замечает или  чувствует манипуляции.

Многие думают, что алчность - это часть человеческой натуры. Из-за того, что люди веками жили в  угнетении и под угрозой угнетения, развились такие черты личности, как алчность и восхищение теми, кто накопил состояние преступным путём, расточительство и т.д. Эти  черты сопровождали нас столетиями, и многие из нас думали, что это  просто человеческая природа, и что  это нельзя изменить. Но посмотрите на этот пример: если с неба неделю будет  сыпаться золотой дождь, то угнетённые люди ринутся на улицу, чтобы наполнить  свои дома золотом.

Если дождь из золота будет  продолжаться годами, они будут выметать золото из своих домов и выбросят свои золотые кольца. В мире изобилия и душевного спокойствия многие отрицательные качества личности больше не будут доминировать.

Люди, выросшие в условиях капитализма, где определяющий фактор - прибыль, скорее позаботятся о своих  делах, чем будут озадачиваться  благополучием граждан своей  страны и рабочих. Природа наших  общественных учреждений определила такое  поведение. К примеру, если компания среднего размера обеспокоится благополучием  своих сотрудников и обеспечит  им здравоохранение, детские игровые  площадки, повысит заработные платы, то она не привлечёт таких инвестиций, как точно такая же компания, которая  уделяет внимание рекламе и новому оборудованию. Чем больше гуманности в политике компании, тем меньше времени она продержится. Повадки  хищника должны одержать верх, чтобы  компания выжила в мире бизнеса. Это  не человеческая природа, это культурное явление.

В среде с серьёзным  недостатком еды люди сами становятся едой. Такое поведение вызвано  недостатком пищи. А на острове  в южной части Тихого Океана с  маленьким населением и обилием  еды поведение людей весьма отличается. Когда они ловят рыбу, они делятся  друг с другом.

Есть множество примеров, иллюстрирующих, как среда диктует  характер и ценности. Во враждебном окружении слабые люди будут разрабатывать  оружие. После Второй Мировой войны  даже самые респектабельные немецкие семьи бились за объедки в мусорных баках, чтобы выжить. В обществе, где постоянный дефицит – явление  обыденное, великодушие - явление редкое. Если девушка очень привлекательна по общепринятым стандартам, то она  будет пользоваться повышенным вниманием  со стороны мужчин. Напротив, если девушка  не очень красива, она будет развивать  иные качества, чтобы соответствовать  уровню и не выйти из борьбы. Люди с недостаточным знанием физического  мира верят в богов и демонов, как покровителей этого мира. Было время, когда люди огромной физической силы пользовались уважением, стояли на особом счету в армиях. Наступление  эпохи оружия уровняло боевые способности  всех.

Войны существовали с тех  пор, как на Земле появились люди, и многие считают это человеческой природой. Именно дефицит ресурсов всегда был причиной территориальных  конфликтов. Многие люди в наши дни  считают генофонд причиной ненормального  поведения, но основное влияние всё  же оказывает среда. Одна лишь генетика полностью не объясняет и не освещает человеческое поведение. Исследование поведения связано одновременно с генами, окружающей средой (пища, кров, семейное положение, образование, религия, личный опыт), с теми идеями и решениями, которые принимают люди относительно мира и их места в нём.

То, что сегодня принято  за нормальное поведение, завтра может  обернуться сумасшествием. Остается один вопрос: как много в нашей системе  ценностей создано попытками  общества сохранить строй и привычные  нормы. Это не человеческая природа, это человеческое поведение, над  которым мы должны задуматься. Его  легко можно изменить с помощью  качественного образования и  планирования среды обитания с учётом потенциальных способностей планеты.

Обрести высокие ценности, идеалы и поведение невозможно до тех пор, пока существуют голод, безработица, лишения, войны и бедность.

  2. Средневековая философия.

  2.1 Возрождение и начало развития философии.

Средневековая философия  — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как  основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога.

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие  понятия, как индивидуальность и  самосознание человека. Декарт заложил  основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого  существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника  Земля и возникновение на ней  разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

 

   3. Эволюция человека.

   3.1 Происхождение человека.

Происхождение человека связано  с происхождением жизни вообще.

Мораль и гуманизм

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный  релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Информация о работе Природа человека