Природа человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой.

Файлы: 1 файл

философия основоной материал.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб  обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и  поэтому ничего аморального в  том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается  с понятием человечности — способности  сострадать другим людям, проявлять  по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека  позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.

   3.2 Судьба и характер человека.

В философии Древнего Востока  и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный  путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством. В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность  и обязанность управлять собственной  судьбой. Однако суеверия о зависимости  судьбы от положения линий на ладонях  и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт  tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что  люди поступают хорошо потому, что  это естественно для разумных существ, для него общественный договор  — естественный безальтернативный  процесс. Томас Гоббс же считал, что  для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили  из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь  считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём  появилась склонность к отступлению  от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает  в первородном грехе лишь единичный  акт отклонения свободной воли человека от добра.

   4. Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека

   4.1 Натурализаторский – Биологические, Экзистенциальный – Актуализация, Социологизаторский подходы.

 В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как

Натурализаторский - Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).

Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической  неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская  антропология).

Экзистенциальный - Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:

Марксизм рассматривает  человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.

Структуралистские концепции  человека рассматривают его как  элемент или функцию фундаментальных  социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

   4.2 Философский образ природы от древности до современности.

Под природой обычно понимается несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т.е. «очеловеченная природа» может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа - это не что иное, как природа в ее символическом значении. Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя - это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи».

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом  философского анализа. Античная философия  строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие мыслители воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам. Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им иное толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал простонапросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле - жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. В Новое время природа становится объектом тщательного научного изучения и вместе с там поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы французских философов Т. де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера - это область господства разума. Все вышеуказанное говорит о том, что человек всегда находился в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.

  5.Современные проблемы экологии

   5.1 Взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема.

Все большее значение в  современную эпоху приобретает  решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих  оkos - дом, жилище и logos - наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

Проблема взаимоотношения  общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая  проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине нынешнего века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической  проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования  человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных  процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого  общества.

Природная среда существования  общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и  космических факторов, так и деятельности людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала - недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д. и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

Глобальная экологическая  проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую  проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

- рациональное использование  невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

- рациональное использование  возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

- борьба с загрязнениями  и другими поражениями природной  среды (ядохимикатами, радиоактивными  отходами и т.д.);

- защита природы от  некомпетентного и безответственного  вмешательства в ее процессы.

Надо сказать, что действия человека по отношению к природе  носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли  всего лишь за последние сто пятьдесят-двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно  возрастает. Возникла реальная опасность  их полного исчерпания в ближайшие  несколько десятков лет.

Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка  лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они  в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и  все другие леса имеют большое  значение для нормального функционирования почв. К сожалению, люди не всегда предвидят  сколько-нибудь отдаленные последствия  своих действий по отношению к  природе. Многие ученые считают, что  на месте современной пустыни  Сахары некогда была обильная растительность. Со временем она погибла в результате уничтожения лесов и разрушения почв. В последние триста лет в  Европе на огромных площадях шло уничтожение  лесов. В результате существенно  нарушился водный баланс, исчезли  многие реки и озера, ухудшилась структура  почв.

Важнейшее значение для существования  человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного  и животного мира. Важно осуществлять комплексное и в то же время  научное воздействие на почвы. При  этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений  как органических, так и неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в  передовых странах мира - это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.

Необходима всемерная  защита животного и растительного  мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство  интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Решением этой задачи в нашей стране должны заниматься во всех хозяйствах - фермерских, коллективных, государственных. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.

Особой важности задача состоит  в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для  питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного  производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель.

До настоящего времени  человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит  проблема пресной воды, которая берется  из наземных и подземных рек, озер и других водоемов.

Помимо самоограничения, бережного и экономного использования  природных ресурсов, надо улучшить охрану природы, защитить ее от пагубного  воздействия промышленных и иных браконьеров. Большая опасность  заключается еще и в том, что  в результате научных и промышленных экспериментов появились новые  физико-химические вещества, которых  никогда не существовало в природе  и которые могут оказать непредсказуемые  воздействия на все живое. Это  может подорвать способность  природы к саморегулированию  и самовоспроизводству. Отсюда задача: добиться, чтобы вносимые человеком изменения в природу, в том числе получаемые искусственным путем физико-химические соединения, вписывались в структуру и естественное функционирование тех или иных природных систем. Другими словами, речь идет о компетентном вмешательстве в природу с учетом возможных последствий предпринимаемых действий.

Сегодня встает вопрос о  защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также  атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей.

Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение  экологических проблем. Выражением этого служит, в частности, такой  глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими  писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры.

Люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наука все глубже проникает  в тайны природы, в законы Вселенной, во внутреннее строение Земли, живых  организмов и человека. Люди, и, прежде всего ученые, испытывают удивление  и восхищение перед такими качествами природы, которые по отношению к  человеку называют мудростью, изобретательностью, творческим гением. Но одновременно наук находит все более яркие свидетельства  «бессмысленности», «расточительности» природы Сочетание этих противоположных  качеств доказывает стихийный характер бытия и развития природы, получение  ее целесообразных «решений» путем  проб и ошибок. Однако человеку есть чему поучиться у природы. Показывая  свои «решения», природа наталкивает  его мысль на сознательное решение  проблем.

Информация о работе Природа человека