Природа и общество в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Понятие "природа" - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Природа как объект философского осмысления. Исторические этапы и формы взаимодействия общества и природы………………………………4
2. Научно-технический прогресс и сущность современной экологической ситуации……………………………………………………………………… 9
3. Народонаселение, его место и роль в развитии общества. Географическое направление в социологии. Актуальные проблемы демографии………. 17
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

164790.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Природа как объект философского осмысления. Исторические этапы и формы взаимодействия общества и природы………………………………4
  2. Научно-технический прогресс и сущность современной экологической ситуации……………………………………………………………………… 9
  3. Народонаселение, его место и роль в развитии общества. Географическое направление в социологии. Актуальные проблемы демографии……….  17

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованных источников………………………………………….29

 

Введение

 

Понятие "природа" - одно из наиболее широких  понятий. Явления и объекты природы  это и свет далеких звезд, и  взаимопревращения мельчайших элементарных частиц.  Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в  этом смысле оно близко к понятию  материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие  употребляется в несколько более  ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Актуальность работы – Проблема взаимоотношений в системе "Человек – Природа" относится к числу вечных философских проблем. Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни людей. В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире - одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию.

Цель  контрольной работы- раскрыть понятие  природы, изучить влияние природы  на общество - с одной стороны. Влияние  человека на природу - с другой стороны. Рассмотреть современную демографическую  ситуацию в мире как глобальную проблему, и в частности демографическую  ситуацию в России.

 

1. Природа как объект философского осмысления. Исторические этапы и формы взаимодействия общества и природы.

 

В широком  смысле слова природа — это  все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле — объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. 1

В отличие  от природы общество — это социально  организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком  и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

Природа в силу своей значимости для жизни  и развития общества всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая  философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

Средневековая христианская философия утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем — современными "зелеными", борющимися за сохранение окружающей среды).

Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.

Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский. 2

Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:

1. Природа  обладает возможностью порождения  человека, что доказано естественнонаучным  путем. Вселенная же такова, что  возникновение человеческой жизни  оказывается постоянной возможностью.

2. Человек  возникает "из природы", на  это указывают прежде всего  эволюция живой материи, а также  процесс деторождения.

3. Только  на природной основе человека  и возможно появление человеческого,  общественного бытия, сознательной  деятельности.

4. В социальной  субстанции человек реализует  социальные качества, превращая  природные основания в фундамент  общественной жизни, социальной  деятельности.

Для обеспечения  существования и развития люди, общество должны не только знать природу и  эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь  с учетом законов природы и  тенденций ее изменения.

Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное  как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется  непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой — характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.

Природное выступает объектом и духовного  творчества, духовного "освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения. 3

В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в  процессе своей жизнедеятельности  осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.

Таким образом, общество — это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это  бытие части природы, граненной  временем и пространством.

 

Взаимодействие природы и общества в ходе истории

 

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его  изменяющегося взаимодействия с  природой.

В системе  античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько  противопоставлялся природе, сколько  воспринимался как одна из его  частей. У античных философов, как  мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. 4

Совершенно  другое понимание природы сложилось  в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа  рассматривалась как нечто сотворенное  богом и более низкое, чем сам  человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко  понималась как источник зла, который  нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала  как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием  для негативного отношения к  природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система  взглядов не могла стимулировать  интерес к научному познанию природы.

В эпоху  Возрождения отношение к природе  меняется. Человек открывает для  себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как  убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному  является источником всех наших несчастий. 5

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек  постепенно, в процессе труда и  общения формировался как социальное существо.

2.Научно-технический прогресс и  сущность современной экологической  ситуации.

 

Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его  обитания с целью поддержания  динамичного равновесия системы  “общество-природа”.

В прошлом  использование человеком сил  природы носило стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные  производственные силы. Но взаимоотношения  человека с естественной средой обитания все более опосредовались созданием  им “второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства  природы.

Изобретая способы получения и использования  железа и его сплавов, человек  резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается  зависимым от имеющихся на земле  запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта  зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку  масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся  на планете запасов этих ресурсов.

Вся жизнь  и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части  природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”. “Человек, - писал Маркс - живет природой. Это  значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное  сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.” 6

Информация о работе Природа и общество в философии