Природа и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Целью написания работы является рассмотрение темы взаимодействия природы и общества.
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь природы и общества;
2. Рассмотреть последствие научно-технического прогресса;
3. Раскрыть глобальные экологические проблемы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….4
Природа и культура………………………………………….. 4
1.1.Формы восприятия природы в истории культуры……... 6
2. Научно-технический прогресс и природная среда………….10
3. Глобальный характер экологических проблем……………...14
Заключение………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Тема 18.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

Уже сейчас существует угроза необратимых изменений  экологических свойств геосреды, угроза нарушения формирующейся целостности мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации.

Сейчас человек  стоит перед решением двух важнейших  проблем: предотвращения ядерной войны  и экологической катастрофы. Сопоставление  не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем  же, что и применение атомного оружия, – уничтожением жизни на Земле.

Особенность нашего времени является интенсивное  и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворять их – ограничена. Противоречия в системе «человек – общество – природа» приобрели планетарный характер.

Выделяют два аспекта экологической  проблемы:

  1. экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов;
  2. кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.

Основной  проблемой является невозможность  планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Разрушается биосфера. Поэтому велик риск самоуничтожения  человечества в результате собственной  жизнедеятельности.12

Природа испытывает влияние по следующим  направлениям:

  • использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;
  • воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду;
  • демографическое давление на природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов).

Здесь переплетаются  воедино многие глобальные проблемы человечества – ресурсная, продовольственная, демографическая – все они  имеют выход на экологическую  проблематику. Современная ситуация на планете характеризуется резким ухудшением качества окружающей среды – загрязнение воздуха, рек, озер, морей, объединением и даже полным исчезновением многих видов животного и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и др. Этот конфликт создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производственных сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс являются катализаторами этих процессов.

Истощение озонового  слоя представляет гораздо более  опасную реальность для всего  живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы все живое. Исследования причин истощения озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы. Наблюдения с искусственных спутников показали сокращение уровня озона. С ростом интенсивности ультрафиолетовой радиации ученые связывают увеличение заболеваемости глаз и онкологических болезней, возникновение мутаций. Под ударом оказался человек, мировой океан, климат, животный и растительный мир.

Острота социально-экологической  ситуации в развивающихся странах  привела к появлению феномена «третьего мира». Он характеризуется:

  • природным своеобразием тропического пояса;
  • традиционной ориентацией развития, которая объективно ведет к усилению давления на биосферу (быстрый рост населения, традиционное сельское хозяйство и др.);
  • взаимосвязью и взаимозависимостью различных регионов мира (перенос загрязнений);
  • слабой развитостью этих стран, зависимостью от бывших метрополий.

Если для  промышленно развитых стран экологические  проблемы имеют «индустриальный  характер», то для развивающихся  – с переиспользованием естественных ресурсов (лесов, почв и др. природных богатств). Иными словами, если развитые страны страдают от своего «богатства», то развивающиеся – от «бедности».

Небывалыми  темпами уничтожаются влажные тропические  леса, а именно эти леса часто  называют «легкими Планеты». Среди  основных причин сведения лесных массивов в развивающихся странах можно  выделить следующие: традиционно подсечная  система земледелия, использование  древесины в качестве топлива, вырубка  на экспорт. Влажные тропические  леса вырубаются в десять раз быстрее, чем происходит их естественное восстановление. Катастрофическое сокращение лесов  в юго-восточной Азии может привести к их полному уничтожению через 15–20 лет. В связи с очень важным значением влажно-тропических лесов их сведение является важным экономическим бедствием для всей планеты. Сейчас процесс опустынивания, зарождаясь локально, принял глобальные масштабы.

Со времени  возникновения технической цивилизации  на Земле сведено около 1/3 площади  лесов, пустыни резко ускорили свое наступление на зеленые зоны. Так, пустыня Сахара продвигается к югу  со скоростью около 50 км в год. По климатическим данным, пустыни и  полупустыни занимают более трети  поверхности суши и на этой территории проживают свыше 15% населения мира. Только в результате хозяйственной деятельности людей за последние 25 лет появилось свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь.13 К основным причинам опустынивания можно отнести уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, распашку пастбищных массивов, вырубку деревьев и кустарников на топливо, промышленное и дорожное строительство и др. Добавляется к этим процессам ветровая эрозия, иссушение верхних горизонтов почвы, засухи.

В развивающихся  странах сосредоточена большая  часть населения планеты, на их территории сконцентрированы значительные запасы мировых природных ресурсов, там  производится немногим более 18% всемирного национального продукта, значительная часть их населения не имеет уровня доходов, соответствующего стандартам развитого мира. Ежегодно развивающиеся страны только по долговым процентам выплачивают суммы, в три раза превышающие получаемую помощь. Ухудшение экономического положения развивающихся стран несомненно отражается на всем мировом сообществе: там, где существуют вопиющие различия в уровне жизни разных народов, глобальная стабильность невозможна.

Основная  причина голода и недостатка продовольствия в развивающихся странах кроется  не в природных катаклизмах, а  в экономической отсталости этих стран и неоколониальной политике Запада.

Эпицентр  глобальной экологической проблемы постепенно перемещается в развивающиеся  регионы, которые оказываются на грани экологического кризиса. Опасные изменения в окружающей среде развивающихся стран включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесивание, опустынивание, нарастание стихийных бедствий.

Предполагается, что опасные изменения достигнут критических масштабов, затронув и развитые страны. Но если развитые страны давно изучают допустимые пределы воздействия на природу, возможные последствия ее нарушения и принимают меры, то развивающиеся страны заняты совсем другим, т.к. существуют ниже уровня бедности, и затраты на охрану окружающей среды представляются им непозволительной роскошью.

Глобальные  проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также  неспособности человека рационально  распорядиться этой могучей силой.

Заключение

Люди не могут  перестать изменять природу, но они  могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических  законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в  соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение  природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения. Неоправданное  смещение философских акцентов в  системе "Человек - Природа" приводит к тому, что, калеча природу, окружающую среду, человек калечит и свою собственную человеческую природу. Ученые считают, что рост числа душевных заболеваний и самоубийств во всем мире связан с продолжающимся насилием недр окружающей средой. Общение  с неискалеченной природой способно снять стрессы, напряжение, вдохновить человека на творчество. Общение же с изуродованной средой угнетает человека, будит разрушительные импульсы, губит физическое и психическое  здоровье. Сейчас уже ясно, что образ  жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты. Угроза глобального экологического кризиса свидетельствуют об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе.

Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество - лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его  на самих себя.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Физика// Собр.соч. в 4-х тт.- М.,1975.- Т.II.-С.32.

 

  1. Бехман, Г. Современное общество как общество риска/Г. Бехман//Вопросы философии. – М., 2007. - № 1. - С. 26-46

 

  1. Гегель Г. Философия религии.- М.,1975.- Т.1.- С.448

 

  1. Глобальная экологическая проблема. М.: Мысль, 1988.

 

  1. Горелов А.А. Экология : Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт – М, 2002 – 312с.

 

6. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы».

М.: Мысль, 1985

 

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42.-С.92.

 

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116

 

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42. с.102.

 

  1. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие обще-ства и природы : Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб.: Химия, 1998 – 352с., ил.

 

  1. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. Программа

«Обновление гуманитарного образования в  России». М.: 1994.

 

  1. Тейлор Б. Первобытная культура.- М.,1989. с.130.

 

  1. Цит. по: Рожанский И. Развитие естествознания в эпоху античности.-М.,1979.- С.73.

 

 

 

 

 

Дата________________2012г.            ___________________________

                                                                              (подпись)

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116

2 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42.-С.92.

3 Тейлор Б. Первобытная культура.- М.,1989.

4 Гегель Г. Философия религии.- М.,1975.- Т.1.- С.448

5 Тейлор Б. Первобытная культура.- М.,1989. с.130.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42. с.102.

7 Аристотель. Физика// Собр.соч. в 4-х тт.- М.,1975.- Т.II.-С.32.

8,9 Цит. по: Рожанский И. Развитие естествознания в эпоху античности.-М.,1979.- С.73.

9 Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие обще-ства и природы : Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб.: Химия, 1998 – 352с., ил.

10 Горелов А.А. Экология : Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт – М, 2002 – 312с.

11 Глобальная экологическая проблема. М.: Мысль, 1988.

12 Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы».

М.: Мысль, 1985.

13 Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. Программа

«Обновление гуманитарного образования  в России». М.: 1994.


Информация о работе Природа и общество