Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:33, контрольная работа
Целью написания работы является рассмотрение темы взаимодействия природы и общества.
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь природы и общества;
2. Рассмотреть последствие научно-технического прогресса;
3. Раскрыть глобальные экологические проблемы.
Введение ………………………………………………………….4
Природа и культура………………………………………….. 4
1.1.Формы восприятия природы в истории культуры……... 6
2. Научно-технический прогресс и природная среда………….10
3. Глобальный характер экологических проблем……………...14
Заключение………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………….20
Уже сейчас
существует угроза необратимых изменений
экологических свойств
Сейчас человек стоит перед решением двух важнейших проблем: предотвращения ядерной войны и экологической катастрофы. Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же, что и применение атомного оружия, – уничтожением жизни на Земле.
Особенность нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворять их – ограничена. Противоречия в системе «человек – общество – природа» приобрели планетарный характер.
Выделяют два аспекта
Основной проблемой является невозможность планеты справиться с отходами человеческой деятельности, с функцией самоочищения и ремонта. Разрушается биосфера. Поэтому велик риск самоуничтожения человечества в результате собственной жизнедеятельности.12
Природа испытывает влияние по следующим направлениям:
Здесь переплетаются воедино многие глобальные проблемы человечества – ресурсная, продовольственная, демографическая – все они имеют выход на экологическую проблематику. Современная ситуация на планете характеризуется резким ухудшением качества окружающей среды – загрязнение воздуха, рек, озер, морей, объединением и даже полным исчезновением многих видов животного и растительного мира, деградацией почв, опустыниванием и др. Этот конфликт создает угрозу появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов существования поколений жителей планеты. Рост производственных сил общества, рост населения, урбанизация, научно-технический прогресс являются катализаторами этих процессов.
Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита. Озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы все живое. Исследования причин истощения озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы. Наблюдения с искусственных спутников показали сокращение уровня озона. С ростом интенсивности ультрафиолетовой радиации ученые связывают увеличение заболеваемости глаз и онкологических болезней, возникновение мутаций. Под ударом оказался человек, мировой океан, климат, животный и растительный мир.
Острота социально-экологической ситуации в развивающихся странах привела к появлению феномена «третьего мира». Он характеризуется:
Если для промышленно развитых стран экологические проблемы имеют «индустриальный характер», то для развивающихся – с переиспользованием естественных ресурсов (лесов, почв и др. природных богатств). Иными словами, если развитые страны страдают от своего «богатства», то развивающиеся – от «бедности».
Небывалыми темпами уничтожаются влажные тропические леса, а именно эти леса часто называют «легкими Планеты». Среди основных причин сведения лесных массивов в развивающихся странах можно выделить следующие: традиционно подсечная система земледелия, использование древесины в качестве топлива, вырубка на экспорт. Влажные тропические леса вырубаются в десять раз быстрее, чем происходит их естественное восстановление. Катастрофическое сокращение лесов в юго-восточной Азии может привести к их полному уничтожению через 15–20 лет. В связи с очень важным значением влажно-тропических лесов их сведение является важным экономическим бедствием для всей планеты. Сейчас процесс опустынивания, зарождаясь локально, принял глобальные масштабы.
Со времени
возникновения технической
В развивающихся странах сосредоточена большая часть населения планеты, на их территории сконцентрированы значительные запасы мировых природных ресурсов, там производится немногим более 18% всемирного национального продукта, значительная часть их населения не имеет уровня доходов, соответствующего стандартам развитого мира. Ежегодно развивающиеся страны только по долговым процентам выплачивают суммы, в три раза превышающие получаемую помощь. Ухудшение экономического положения развивающихся стран несомненно отражается на всем мировом сообществе: там, где существуют вопиющие различия в уровне жизни разных народов, глобальная стабильность невозможна.
Основная
причина голода и недостатка продовольствия
в развивающихся странах
Эпицентр глобальной экологической проблемы постепенно перемещается в развивающиеся регионы, которые оказываются на грани экологического кризиса. Опасные изменения в окружающей среде развивающихся стран включают в себя непрекращающийся рост городов, деградацию земельных и водных ресурсов, интенсивное обезлесивание, опустынивание, нарастание стихийных бедствий.
Предполагается, что опасные изменения достигнут критических масштабов, затронув и развитые страны. Но если развитые страны давно изучают допустимые пределы воздействия на природу, возможные последствия ее нарушения и принимают меры, то развивающиеся страны заняты совсем другим, т.к. существуют ниже уровня бедности, и затраты на охрану окружающей среды представляются им непозволительной роскошью.
Глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Заключение
Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения. Неоправданное смещение философских акцентов в системе "Человек - Природа" приводит к тому, что, калеча природу, окружающую среду, человек калечит и свою собственную человеческую природу. Ученые считают, что рост числа душевных заболеваний и самоубийств во всем мире связан с продолжающимся насилием недр окружающей средой. Общение с неискалеченной природой способно снять стрессы, напряжение, вдохновить человека на творчество. Общение же с изуродованной средой угнетает человека, будит разрушительные импульсы, губит физическое и психическое здоровье. Сейчас уже ясно, что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты. Угроза глобального экологического кризиса свидетельствуют об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе.
Землю нельзя
рассматривать как нечто
Список литературы:
6. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы».
М.: Мысль, 1985
«Обновление гуманитарного образования в России». М.: 1994.
Дата________________2012г.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 116
2 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42.-С.92.
3 Тейлор Б. Первобытная культура.- М.,1989.
4 Гегель Г. Философия религии.- М.,1975.- Т.1.- С.448
5 Тейлор Б. Первобытная культура.- М.,1989. с.130.
6 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч.- Т.42. с.102.
7 Аристотель. Физика// Собр.соч. в 4-х тт.- М.,1975.- Т.II.-С.32.
8,9 Цит. по: Рожанский И. Развитие естествознания в эпоху античности.-М.,1979.- С.73.
9 Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие обще-ства и природы : Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб.: Химия, 1998 – 352с., ил.
10 Горелов А.А. Экология : Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт – М, 2002 – 312с.
11 Глобальная экологическая проблема. М.: Мысль, 1988.
12 Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы».
М.: Мысль, 1985.
13 Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. Программа
«Обновление гуманитарного образования в России». М.: 1994.