Природа как объект философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Природа как объект философского анализа………………………………...4
3. Демократия как форма организации общественной жизни………………..7
4. Заключение…………………………………………………………………...13
5. Список используемой литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Частное учреждение образования

Солигорский экономический  колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук»

 

Курс  1    Группа  Ю-1301  Шифр  Ю-1301-14  № к/р 1 

Учащийся           Емельянович Татьяна Анатольевна

(фамилия, имя,  отчество)

Рецензент                   Хамицевич

(фамилия, имя,  отчество)

Дата получения к/р ___________________ Дата возвращения к/р ____________

Оценка ___________________ Подпись преподавателя ____________________

(зачтено, не зачтено)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЛИГОРСК

2013

 

 

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Природа как объект философского анализа………………………………...4

3. Демократия как форма организации общественной жизни………………..7

4. Заключение…………………………………………………………………...13

5. Список используемой литературы………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

  Философия дает самопознание  культуре, смысловые ориентиры человеческой  жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть  духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.

Что такое демократия? При знакомстве с ней можно увидеть, что демократия - это кое-что “слишком человеческое…”, и человечество уже сжилось с нею. В то же время ее нельзя идеализировать, как нельзя идеализировать ни народ в целом, ни любого из нас самих. Минувшее столетие было эпохой грандиозных испытаний, которым подверглись сердцевинные ценности и принципы существования цивилизации. В то же время можно утверждать, что именно благодаря существованию этих ценностей, благодаря вере в них человечество выдержало буревые, переломные периоды своего существования. Среди таких ключевых ценностей на одном из первых мест, безусловно, стоит демократия. Немного в лексиконе человечества слов, которые вызвали бы, подобно слову “демократия”, столько же разнообразных страстей и чувств. Кто-то склонен усматривать в ней едва не главную причину всех неурядиц (в особенности на территории переходных обществ, где слова “демократия”, “реформы” и “кризис” употребляют едва не как синонимы), а для других демократия – символ веры, непересекающийся идеал. Понятно, что тяжело найти истину в крайностях. Демократия – человеческое “произведение”, и в ней можно увидеть все то, что мы желаем увидеть в человеке вообще.  Демократия в ее современном понимании изобретена и выпестована на Западе, но не является и никогда не была сугубо “западным явлением”. Сегодня демократия является одной из основополагающих черт современной цивилизации – как, скажем, прогресс науки или технологии. Так же, как все другие черты, демократия несет человечеству как возможности, так и проблемы. Кто внедряет демократию, должен считаться с тем, что, вместе с несомненными достоинствами и добродетелями, демократии “прививаются” ее бесчисленные недостатки.

 

1.Природа  как объект философского анализа.

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и развития. Это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Природа разделяется  на живую и неживую. Уровни организации неживой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природа: молекулярный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клеточный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема), биосферный. Эти уровни связаны как генетически, так и структурно функционально. Они иерархически соподчинены. Законы более высокого уровня не сводимы к законам более низкого.

Философские концепции:

- вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе;

- о путях ее познания;

- о месте и роли человека в мире, в природе.

В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих  взглядов, накапливались данные о  природе. Мировоззренческие установки  влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.

Особая - диалектическая - трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Это и определяет целесообразность их организации. Выражает диалектический взгляд на Вселенную, выдвигает новую космогоническую гипотезу (Канта и Лапласа, построивших теоретическую модель возникновения упорядоченности Солнечной системы из хаотичности первичной туманности, можно считать первыми «синергетиками»). Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной. В мировоззренческом плане важно, что возникновение жизни на Земле он считает таким же естественным процессом, как и образование планеты.

Гегель рассматривает  природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.

К сожалению, ни методологические принципы Гегеля, ни сформулированная им задача философии не были востребованы. Гегелевская философия подверглась основательной критике с позиций иррациональной философии. Этому способствовало развитие капиталистического способа производства и сопутствующее ему разочарование в тех возможностях Разума, о которых много и красиво говорили авторитеты французского Просвещения.

Если Средневековье  и эпоха Ренессанса обозначили только границу между человеком и природой, то Новое время утвердило жесткое противостояние, где страх перед силами природы, восхищение ее красотой и гармонией подменяются нещадной эксплуатацией. Под лозунгом «знание - сила» началась экспансия человека в область природы. Не вопрошать, а навязывать, не просить, а брать. Между природой и обществом в рамках капиталистического способа производства обозначается антагонистическое противоречие, иллюзорно разрешающееся в постоянной борьбе человека с природой.

Природа включается в систему материального производства. Ей предназначается быть предметом (объектом) труда, страдательным началом. Через труд и отношение собственности человек заявляет о своем господстве над природой, предав забвению обратную связь в отношениях раба и господина. Человек начинает смотреть на природу сугубо потребительски, полагая, что природа - это кладовая, из которой можно черпать без меры и счета. Но этот некритический оптимизм ставит под сомнение уже один из мыслителей французского Просвещения. Наблюдая, как экспансия природы оборачивается эксплуатацией по отношению к самому человеку, Ж. Ж. Руссо делает вывод о том, что разрыв генетической связи общества и природы, переход человека от естественного состояния к социальному и являются основными источниками общественных и индивидуальных коллизий.

Согласно А. И. Герцену, история человечества и история природы - это две главы одного романа, две фазы одного процесса. Между природой и обществом нет барьера, а есть органическая взаимосвязь. Но каждое сохраняет свою сущность и свою специфику.

Областью обитания человека и сферой приложения его усилий является не вся природа, а географическая среда. Под географической средой традиционно  понимается совокупность всех естественноисторических условий, в которых осуществляется возникновение и развитие человеческого общества, оформляется уникальная и неповторимая ойкумена (заселенное пространство) как единство природных условий и человеческого фактора.

На базе ойкумены оформляется  определенная культура бытия общества. Благодаря этой культуре общество преобразует географическую среду. Ресурсы природы превращаются в средства культурно-исторической жизни.

Такой подход к рассмотрению взаимосвязи общества и природы  выводит натурфилософию на новую  ступень развития, когда обнаруживается возможность проследить историю людей и историю природы, рассмотрев этногенез и биосферу Земли .

Но со стороны представителей естествознания натурфилософия подвергается критике. Развитие науки и техники  рождали неумеренный оптимизм потребителей природы, и вот уже естествоиспытатели критикуют натурфилософию за приоритет всеобщего в ущерб единичному, за декларируемый паритет общества и природы, природы и человека.

Хотя критика была пристрастной, все же она имела одно рациональное основание - ориентировала на формирование особого освоения (осмысления) природы, выделяя этап естественной истории природы, натурфилософский и естественнонаучный. Критика исключала возможность абсолютизации какого-либо этапа, требовала учета эвристического потенциала каждого этапа.

Последующая научная  и научно-техническая революция  ХХ в. породила идеологию сциентизма и технократизма, усилила эксплуатацию природы. Пройдя длительный путь развития от дикости к цивилизации через варварство, человек в своей готовности уничтожить природу и самого себя вернулся, можно сказать, к вторичной дикости.

Глобальные проблемы заявили о себе как индикатор  человеческого заблуждения, обозначив  новую эру отношения к природе. Поубавилось оптимистов и окрепло  крыло пессимистов. А в целом  актуализировалась проблема отношения человека к природе, усилилась необходимость не слепо экспериментировать с природой, а предварительно рассмотреть природу как объект философского анализа. Но это уже особый анализ, ибо он осуществляется через призму ХХ в., его успехов в теории и практике науки, через понимание и признание ответственности человека за состояние биосферы, а общества - за судьбу природы. Этот анализ опосредован условиями обеспечения жизни человека, среди которых традиционно выделяют:

- наличие Солнца, обеспечивающего оптимальную температуру на Земле;

- магнитного поля Земли как щита от космических излучений;

- особую атмосферу Земли с содержанием кислорода около 20% (меньше 15% исключает процесс горения, свыше 30% повышает риск вселенского пожара);

- наличие определенной концентрации углекислого газа, обеспечивающей оптимальную температуру у поверхности Земли;

- озонового слоя, защищающего живые организмы от губительного ультрафиолетового излучения;

- наличие в недрах Земли сырьевых и энергетических ресурсов.

Даже незначительное отклонение от установившихся параметров может нарушить систему обеспечения  жизни на Земле, что приведет к  прекращению ее существования. Пафос  современной натурфилософии заключается  в том, чтобы обеспечить взаимное воскресение общества и природы, природы и человека, учитывая суверенный характер природы и специфику ее законов.     А суть философского анализа природы состоит в том, чтобы уяснить, что природа - это структурно организованный уровень бытия в мире, который имеет свой способ существования, свою форму проявления и свою форму осуществления. Специфика онтологических оснований природы обеспечивает ей статус быть условием для становления и развития общества.

 

 

 

2.Демократия как  форма организации общественной  жизни.

“Демократия” (буквально - власть народа) происходит от древнегреческого словосочетания, которым обозначали одну из форм власти, при которой решающая роль в принятии решений и управлении принадлежала народному собранию и голосованию. Считают, что впервые слово “демократия” прозвучало из уст афинского стратега Перикла: “Мы называем себя демократией, поскольку наше управление находится в руках многих, а не нескольких”.

Великий Аристотель понимал демократию как практику самоопределения свободных  и равных людей. Как и много других явлений, именно в Древней Греции демократия нашла кристально чистую и ясную форму существования, которую не случайно считают образцом (идеалом) для демократии вообще. Конечно, античной демократии со временем начали приписывать много таких добродетелей, которых она не имела (может даже казаться, что это был “золотой возраст” демократии), поэтому надо оценивать античный опыт критически.

Свободные и равноправные граждане были обязаны принимать участие  в народном собрании, где обсуждались  важнейшие вопросы общей жизни. В процессе обсуждения участники собрания высказывали свою мысль, выражали свое отношение к другим мыслям и предложениям (аплодисментами, восклицаниями, смехом и т.п.), а в необходимых случаях принимали участие в голосовании. Решение, в пользу которого высказывалось большинство участников собрания, считалось принятым и обязательным для выполнения общиной.

Цель демократического правления:

Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.

 

Демократия


 

                   Принципы                                        Ценности 

        - Равноправие                                         - Толерантность

         - Справедливый  суд

        - Равенство перед законом                     - Компромисс

         - Верховное законодательство 

        - Соблюдение прав меньшинств            - Выбор

         - Правление  большинства

         - Свободные  и открытые выборы          - Ответственность

         - Разделение властей                               - Гражданственность

 

Демократический режим  складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Информация о работе Природа как объект философского анализа