Природа как объект философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Природа как объект философского анализа………………………………...4
3. Демократия как форма организации общественной жизни………………..7
4. Заключение…………………………………………………………………...13
5. Список используемой литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

Признаки демократии:

1)признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля над ними со стороны общества.

Этому способствуют:

- открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов,

- публикация их стенографических отчетов,

- представление чиновниками деклараций о своих доходах,

- существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических  принципов и форм организации  политической жизни должна стоять сильная  государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos - толпа и cratos - власть) власть толпы. При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

Всеобщие институты  демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.

 К ним относят:

1. выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;

2. ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);

3. сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

В соответствии со способом осуществления народом своей  власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно  принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Предпосылки демократии:

Предпосылки демократии складываются в обществе тогда, когда уровень развития этого общества создает основу для пробуждения человека, его индивидуальных первоначал и основ. Что относится к таким предпосылкам?

- критерием демократичности  общества является статус обычного человека, - уважение к нему или же сокрушительное пренебрежение;

- исключительное значение имеет наличие относительно упроченных норм морали и законности, которые становятся помехой бесконтрольному и грубому насилию;

- вообще можно без  преувеличения утверждать, что демократия имеет ярко выраженные моральные корни, которые питаются именно этикой взаимности и человеколюбия, солидарности и кооперации; если таких корней нет, нет духа демократии;

- предпосылками демократии  выступают факторы экономические - в зажиточном и процветающем обществе большинство граждан сознательно и респектабельно (с чувством собственного и чужого достоинства) принимает участие в социальной жизни и получает от этого удовлетворение. В кризисно фрагментированном обществе человек погружается в хлопоты физического выживания, полностью абстрагируясь от каких-то форм участия в решении социальных проблем;

- эволюция демократии доказывает, что большой - и едва не ключевой среди других предпосылок - является для демократии роль рынка; рынок оказывает содействие коммуникации - широкому и свободному общению, обмену мнениями, получению информации; собственно, демократию можно сравнить с политическим рынком, где в условиях гула толпы и общения многоголосых и разноцветных интересов происходит постепенное согласование и удовлетворение этих интересов, при этом предполагаются и конфликты и обманы, и потери и разочарования; рынок (в идеале) - способ существования конкурентной среды, то, с помощью чего сохраняется автономность человека, возможность для него совершать выбор и сохранять свободу, питать разнообразие (плюрализм) социального бытия, возможных перспектив демократической идеологии, демократической политической культуры и др.;

- позарез важно для демократии и ее стойкого существования утверждать и поддерживать свободу слова, без которой невозможно свободно обсуждать спешные потребности и пути решения проблем.

Препятствия для демократического развития так же разнообразны, как  и факторы, которые ему (развитию) оказывают содействие. В целом  можно сказать, что препятствием является отсутствие любой из вышеперечисленных предпосылок демократии.

К таким препятствиям, в частности, относятся:

- бюрократизация государства  и общества, глубокая профессионализация политической деятельности - вследствие этого обычный человек обычно оказывается в положении аутсайдера и обманутого;

- закрытость и конспирация  государства и политического  класса, важнейшие решения чаще  всего формируются в глубинах  государственного Левиафана, и  лишь со временем становятся  достоянием общества;

- высокий уровень коррумпированности  государственных служащих и политических  деятелей вообще, политическая деятельность  коммерциализируется, а власть (в  том числе демократическая) становится  источником прибылей; в свое время  в Древней Греции приняли решение платить жалованье “из бюджета” гражданам, избранным для выполнения тех или иных государственных функций, считают, что именно с этих пор началась неминуемая “порча” демократии, ее преобразование в объект посягательств разных мошенников и паразитов, преступников и болезненных эгоистов;

- черты национального  характера и сознания, “особенности  менталитета” (это модное слово  имеет великое множество толкований, можно определить его как стойкие  структуры сознания, которые влияют  на поведение людей и определяют тот или другой выбор того или другого поступка), например, склонность действовать импульсивно и радикально, решать проблемы путем насилия;

- влияние структур  преступного мира (в том числе  сил организованной преступности, мафиозных кланов), что легко берет на испуг и терроризирует граждан, лишая их возможности свободно совершать выбор и защищать свои интересы.

Основные ценности современной демократии:

Специального рассмотрения требует такая ценность, как свобода. Если говорить откровенно, то невозможно доказать, что демократия создавалась специально для того, чтобы отстаивать и распространять свободу. На протяжении многих столетий первоначальная демократия была эффективным средством социальной адаптации, поддержания целостности и жизнеспособности человеческих сообществ. И чаще всего своих задач такая первоначальная адаптивная демократия достигала путем ограничения свободы, покорения отдельных индивидов интересам социального целого. Но со временем постепенно возникают возможности выделения личности, человек сознает значимость своего (и любого) “Я”. Свобода начинает осознаваться как важная ценность, без которой все другие теряют смысл. Демократия справедливо может считаться таким устройством, при котором свобода наименее притеснена и легче всего может быть реализована и защищена.

Компетенция гражданина содержит в себе знание того, как  отстаивать и защищать собственные  свободы и права, ведь в подавляющем  большинстве случаев свои права  можно защитить только собственноручно. Готовность и желание действовать предусматривают ответственность - осознание того, что “взрослое состояние” (а демократия ориентирует человека на то, что он должен одолевать инфантильность, потребительские ожидания, надежды на патернализм и опеку) - это обязанность в полной мере отвечать за принятые решения и совершенные действия.

Для того, чтобы гражданин  мог реализовать себя в качестве главного агента демократического порядка, необходимо наличие определенных факторов и условий, которые также составляют видные ценности демократического мира. Это - свобода слова, контекст которой создают свободно действующие и защищенные законом средства массовой информации, дающие возможность гражданам быть по-настоящему осведомленными о состоянии дел в стране. Через СМИ человек имеет возможность высказать свое суждение относительно той или другой общественной проблемы, того или другого политического деятеля. Общественная мысль - следствие свободы слова; общее суждение становится возможным только тогда, когда люди могут свободно, не опасаясь наказания или взыскания, проявлять свое истинное отношение к тем или иным событиям, учреждениям, деятелям и т.п.

Социальный порядок  является универсальной ценностью  любого общества. Имеется в виду, что большинство людей желают жить в условиях, обеспечивающих стабильность, благоустроенность и безопасность. Но специфика социального порядка в условиях демократии состоит в том, что этот порядок достигается не за счет ликвидации расхождений и многообразия. Демократия - это постоянно действующий, но благоустроенный (законами, процедурами, гражданской взвешенностью, осведомленностью и опытом) конфликт. Это - один из парадоксов, которыми питается демократия; в ней постоянно тлеет конфликт, иногда он приобретает довольно серьезные масштабы (в частности, во время выборов), но от этого общество в конечном итоге только выигрывает. Культура конфликта является непересекающейся ценностью демократии.

 

 

Заключение:

Гармонизация взаимоотношений  человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения  других проблем. Экологически оправданные  решения являются в то же время и социально-позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова. Задача гармонизации относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать даже отдаленной перспективой, оставлять ее без внимания ради неотложных сегодняшних проблем. Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных и развивающихся каждая по своим законам, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы.Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно-философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может - это аксиома. Значит, выполнение принципа совместного развития, обеспечение эволюции биосферы и общества требует от человека известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений.

Демократия не является изобретением современного общества. Это достояние эпохи античности, которое перешло к нашему времени по наследству. При всех своих недостатках, демократия на сегодняшний день - лучшее, что придумало человечество в сфере политических режимов. Но это не означает автоматическое утверждение демократии во всех странах. Во-первых, экономической основой демократии является рыночная экономика и частная собственность. Без утверждения рыночной экономики сохраняется зависимость населения от распределительных функций государственной бюрократии. Во-вторых, недостаточно провозгласить права и свободы граждан, нужно обеспечить их гарантии, возможность защиты. За демократию надо бороться, отстаивать ее, готовить себя к жизни в условиях демократии. Перед каждым человеком стоит задача - сформировать в себе качества гражданина, чувство ответственности за все, что происходит в государстве. С другой стороны, жизнь в условиях демократии предъявляет особый счет и к правящей элите. От нее требуется взвешенность в действиях, «прозрачность» в принятии решений, учет интересов всех социальных групп. Признаком подлинной демократии является внимание к правам меньшинства и их защита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. http://banauka.ru

2. http://bestreferat.ru

3. http://freqlist.ru

4. http://inlib.biz

5. http://kursoved.com

6. http://socglobal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.11.2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2


Информация о работе Природа как объект философского анализа