Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, реферат
Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» Платон рассматривает как единственно правильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов.
Введение……………………………………………………………………………..….3
1. Учение Платона……………………………………………………………………...4
2. Учение Аристотеля………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….12
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Учение Платона…………………………………………
2. Учение Аристотеля…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовым вопросам
посвящены самые крупные
С точки зрения Платона, идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человека и государства. Как душа состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью мудростью; чувствительной с главной добродетелью мужеством; вожделенной с главной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять из трех классов:
Высший класс — класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степени присуща философам, то именно они должны управлять государством.
Второй класс — класс
воинов, главное достоинство
В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Главная добродетель представителей этого класса — умеренность.
Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан.
Платон связал политическое устройство общества с вопросами собственности. В его государстве частную собственность и семью могут иметь лишь представители третьего класса. Платон полагал, что если разрешить иметь частную собственность всем, то представители двух высших классов, как самые умные и сильные, захватят ее, не оставив ничего третьему классу, и государство будет далеко не идеальным.
Платону принадлежит первая
классификация видов
1. Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии. Сегодня бы назвали такое государство диктаторским или полицейским.
2. Следующий извращенный вид государственного устройства — олигархия «строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении»
При этом «заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания»
Переход от тимократии к олигархии Платон описывает так: «Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде всего, выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними... Затем, наблюдая, кто, в чем преуспевает, и, соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население»
Оба строя — тимократия и олигархия — связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаются тогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись от своей основной добродетели — мужества и умеренности, — захватывают власть.
Платон критиковал и демократию. Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называл выравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны), замещая государственные должности по жребию и нисколько не задумываясь о том, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности.
Демократия, по Платону, возникает из олигархии, когда бедняки, одержав победу, всех уравнивают в гражданских правах и замещении государственных должностей.
3. Третий извращенный вид государства — тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»
Платон говорит о переходе видов государственного устройства от одного к другому в определенной последовательности. Вслед за аристократией — правлением представителей лучших родов — идет тимократия — господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. За ней олигархия — правление богатых семейств. Из нее возникает демократия — царство свободы, следствием которого является беззаконие и тирания. Итак, линия развития: монархия → аристократия → тимократия →олигархия →демократия →тирания.
Движущей силой всех политических революций, по Платону, выступает борьба. «Изменения в государстве обязаны своим происхождением той его части, которая обладает властью, когда внутри нее возникают раздоры»
Следовательно, каждая форма
государства гибнет из-за внутренних
противоречий, присущих ее собственному
принципу, и злоупотреблений последним.
Так, согласно Платону, демократия опьяняется
свободой в неразбавленном виде, и
из нее вырастает ее продолжение
и противоположность – тирания.
Чрезмерная свобода обращается в
чрезмерное рабство. Тиран добивается
власти как «ставленник народа».
Тирания – наихудший вид
Нарисованная философом
картина перехода от одного государства
к другому, по существу, являлась понятийно-логической
схемой. Вместе с тем в ней отражены
реальные процессы, имевшие место
в древнегреческих
Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.
Основное отличие второго государства от первого, изображенного в диалоге «Государство», состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства и переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса, и предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом и торговлей. Допускается, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число правителей. Политическими правами обладают только граждане, которые равноправны, но сам принцип равенства трактуется аристократически - в виде геометрического, а не арифметического равенства. Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей - от 50 до 70 лет. У власти можно находиться не более 20 лет. Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком Платон упоминает о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом казни) лишь граждане 1 и 2 классов. Для двух других классов посещение собрания необязательно. Кроме того, Платон предлагает создать еще один надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.
В проекте второго по достоинству государства Платон делает ставку на детальные и суровые законы, регламентирующие публичную и частную жизнь всех людей, а не какой-то отдельной группы.
Идеальным государственным
устройством Платон называет правление,
где совмещены начала демократии
и монархии. К таким началам
относятся: демократический принцип
арифметического равенства (выборы
по большинству голосов) и монархический
принцип геометрического
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля, которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг – истина». Научные работы Аристотеля поражают многообразием проблем, которые он исследовал, глубиной их анализа, широтой осмысления этических, политических и правовых вопросов античной эпохи. Аристотель — автор таких важных для истории политической науки работ, как «Политика» и «Афинская полития», в которых подробно освещается политико-правовая тематика.
Аристотель в своих
трактатах выдвинул предположение
о естественном происхождении государства;
назвал человека политическим существом;
классифицировал формы
Аристотель первым предпринял
попытку всесторонней разработки науки
о политике. Пожалуй, впервые греческий
мыслитель называет политику наукой,
а политическое общение рассматривает
как важнейшую форму
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Аристотель впервые
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.
Классификация форм государства
в «Политике» проводится по двум критериям:
по числу правящих лиц и осуществляемой
в государстве цели. В зависимости
от числа властвующих Аристотель
выделяет правление одного, немногих
и большинства. По второму критерию
выделяются правильные государства, где
верховная власть преследует цели общего
блага граждан, и неправильные, где
правители руководствуются
Сам по себе этот перечень форм
государства не оригинален. Примерно
такую же классификацию, но проведенную
по другим основаниям, можно найти
в диалоге Платона «Политик».
Новым в теории Аристотеля было то,
что он попытался свести все многообразие
государственных форм к двум основным
— олигархии и демократии. Их
порождением или смешением
Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства.
Государство (polis), считает Аристотель, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель приходит к выводу, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».