Про Аристотеля и Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» Платон рассматривает как единственно правильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..….3
1. Учение Платона……………………………………………………………………...4
2. Учение Аристотеля………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

политология греция.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………..….3

1. Учение Платона……………………………………………………………………...4

2. Учение Аристотеля………………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учение Платона

Платон (427–347 гг. до н.э.) –  один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории  философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии  объективного идеализма.

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги  Платона — «Государство» и  «Законы». В диалоге «Государство»  Платон рассматривает как единственно  правильное, истинное государственное  устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов.

С точки зрения Платона, идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человека и государства. Как душа состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью мудростью; чувствительной с главной добродетелью мужеством; вожделенной с главной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять из трех классов:

Высший класс — класс  правителей, и его основное достоинство  мудрость. Так как данная добродетель  в большей степени присуща  философам, то именно они должны управлять  государством.

Второй класс — класс  воинов, главное достоинство представителей которого — мужество.

В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т.п. Главная  добродетель представителей этого класса — умеренность.

Сословное деление общества Платон объявил условием прочности  государства как совместного  поселения граждан.

Платон связал политическое устройство общества с вопросами  собственности. В его государстве  частную собственность и семью  могут иметь лишь представители  третьего класса. Платон полагал, что  если разрешить иметь частную  собственность всем, то представители  двух высших классов, как самые умные  и сильные, захватят ее, не оставив  ничего третьему классу, и государство  будет далеко не идеальным.

Платону принадлежит первая классификация видов государственного устройства. Взяв за основу количество правителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию, олигархию и тиранию. Три последних вида являются извращенными формами трех первых.

1. Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии. Сегодня бы назвали такое государство диктаторским или полицейским.

2. Следующий извращенный вид государственного устройства — олигархия «строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении»

При этом «заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный  строй держится применением вооруженной  силы или же был еще прежде установлен путем запугивания»

Переход от тимократии к олигархии Платон описывает так: «Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде всего, выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними... Затем, наблюдая, кто, в чем преуспевает, и, соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население»

Оба строя — тимократия и олигархия — связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаются тогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись от своей основной добродетели — мужества и умеренности, — захватывают власть.

 Платон критиковал и демократию. Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называл выравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны), замещая государственные должности по жребию и нисколько не задумываясь о том, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности.

Демократия, по Платону, возникает  из олигархии, когда бедняки, одержав  победу, всех уравнивают в гражданских  правах и замещении государственных  должностей.

3. Третий извращенный вид государства — тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»

Платон говорит о переходе видов государственного устройства от одного к другому в определенной последовательности. Вслед за аристократией  — правлением представителей лучших родов — идет тимократия — господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу. За ней олигархия — правление богатых семейств. Из нее возникает демократия — царство свободы, следствием которого является беззаконие и тирания. Итак, линия развития: монархия → аристократия → тимократия →олигархия →демократия →тирания.

Движущей силой всех политических революций, по Платону, выступает борьба. «Изменения в государстве обязаны  своим происхождением той его  части, которая обладает властью, когда  внутри нее возникают раздоры»

Следовательно, каждая форма  государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и  из нее вырастает ее продолжение  и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в  чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Нарисованная философом  картина перехода от одного государства  к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место  в древнегреческих государствах, что придавало этой схеме вид  исторической концепции. Идеологически  она была направлена против демократических  учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения  в обществе, отклоняющиеся от стародавних  порядков, проводил идею циклического развития истории.

Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его  написанию предшествовали неудавшиеся  попытки философа реализовать в  Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая  его к действительности греческих  полисов.

Основное отличие второго  государства от первого, изображенного  в диалоге «Государство», состоит  в следующем: 5040 граждан второго  государства по жребию получают земельный  участок и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной  собственности. Надел считается  общей собственностью государства  и переходит по наследству лишь к  одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся  на четыре класса, и предусматривается  закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет  права владеть золотом или  серебром. В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые  занимаются земледелием, ремеслом и  торговлей. Допускается, что «граждане  будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов». Женщины  равноправны с мужчинами, хотя и  не входят в число правителей. Политическими  правами обладают только граждане, которые равноправны, но сам принцип  равенства трактуется аристократически - в виде геометрического, а не арифметического  равенства. Во главе государства  стоят 37 правителей, избираемых путем  многоступенчатых выборов. Возраст  правителей - от 50 до 70 лет. У власти можно находиться не более 20 лет. Значительная власть у выборного Совета, который  состоит из 360 членов, по 90 человек  от каждого класса. Мельком Платон упоминает о наличии народного  собрания, причем к посещению его  обязываются (под страхом казни) лишь граждане 1 и 2 классов. Для двух других классов посещение собрания необязательно. Кроме того, Платон предлагает создать еще один надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

В проекте второго по достоинству  государства Платон делает ставку на детальные и суровые законы, регламентирующие публичную и частную жизнь  всех людей, а не какой-то отдельной  группы.

Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам  относятся: демократический принцип  арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический  принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. учение Аристотеля

Дальнейшее развитие и  углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика  Аристотеля, которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший  друг – истина». Научные работы Аристотеля поражают многообразием проблем, которые  он исследовал, глубиной их анализа, широтой  осмысления этических, политических и  правовых вопросов античной эпохи. Аристотель — автор таких важных для истории  политической науки работ, как «Политика» и «Афинская полития», в которых подробно освещается политико-правовая тематика.

Аристотель в своих  трактатах выдвинул предположение  о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

Аристотель первым предпринял попытку всесторонней разработки науки  о политике. Пожалуй, впервые греческий  мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает  как важнейшую форму человеческого  общения, которое обнимает собой  все остальные виды общения. Политика как наука у него тесно связана  с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает  два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое  равенство», сферой применения этого  принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания  и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих  благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общения. Основным итогом этических  исследований, существенным для политики, является положение о том, что  политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными  людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает  как существо политическое, а понятие  «гражданин» (polites) определяется им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучат достаточно актуально.

Для Аристотеля, как и  для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует  платоновскую попытку «сделать государство  чрезмерно единым». Государство  состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С  позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта  платоновского государства.

Классификация форм государства  в «Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости  от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где  верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где  правители руководствуются интересами личной выгоды. На основе этих двух критериев  Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию  государственных устройств. Он выделяет шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и  политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию. Из неправильных форм государства тирания – наихудшая.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную  по другим основаниям, можно найти  в диалоге Платона «Политик». Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности  власти.

Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены  форм государства заключается в  отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно  уравнивает богатых и простой  народ. Рассуждения Аристотеля о  демократии и олигархии свидетельствуют  о том, что ему были понятны  социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства.

Государство (polis), считает Аристотель, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель приходит к выводу, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Информация о работе Про Аристотеля и Платона