Про Аристотеля и Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективного идеализма.
Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» Платон рассматривает как единственно правильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..….3
1. Учение Платона……………………………………………………………………...4
2. Учение Аристотеля………………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

политология греция.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому  положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан  следует ограничить так, чтобы они  «знали друг друга». Политическим идеалом  Аристотеля был самодостаточный  экономически обособленный полис. Наилучшие  условия для совершенного государства  создает умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила  теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в  политики смешаны «по половине»  и даже с «уклоном в сторону  демократии», аристократические элементы в государстве получили явное  преобладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его  возможности решать государственные  дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса. В качестве примеров смешанного государственного строя в «Политике» названы аристократическая Спарта, Крит, а также «прародительская» демократия, введенная в Афинах реформами Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем  самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. «Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, – связано  с представлением о государстве, так как право, служащее критерием  справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим  правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического  права, отсутствие права вообще в  неполитических (деспотических) формах правления. Политическое право делится  им на естественное и условное (волеустановленное). «Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции «от природы»существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Существенным составным  моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление  закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма.

Политическое правление  – это, по Аристотелю, правление  закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подведем некоторые  итоги, вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427—347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления, анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из них.

Глубокий для своего времени  анализ различных государственных  форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного  происхождений государства, обоснование  особой эффективности смешанной  формы правления — политии («средняя» форма государства).

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной  власти, защищающей общие интересы.

Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX веке. Создание условий для обеспечения  достойной жизни широких слоев  населения и тем самым утверждение  среднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта  задача была взята в качестве важной составляющей реальной политики тех  государств, в которых сложилась  и функционирует современная  демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Горелов А. А. Политология  в вопросах и ответах : учебное  пособие / А А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.

2. Ерышев А.А. История  политических и правовых учений. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип.- Киев:МАУП, 2002.- 151с.

4. Зеленков М.Ю. Политология  (базовый курс). - М.: Юридический институт  МИИТа, 2009. – 302 с.

5. История политических  и правовых учений. Краткий учебный  курс/ Под общ. ред. акад. РАН, д. ю.н., проф. Нерсесянца В.С.-М.: Издательство НОРМА, 2000.-252с


Информация о работе Про Аристотеля и Платона