Проблема бесконечности мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Бесконечность в философии - понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки и фиксирующая универсальный (всеобщий) характер связей явлений; количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Глубокий философский анализ проблемы Бесконечности дал Г. Гегель, различивший истинную (качественную) и "дурную" Бесконечность как безграничное увеличение количества и связавший категорию Бесконечности с характеристикой процессов развития. Эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом, подчеркнувшим диалектическую взаимосвязь Бесконечности и конечного, противоречивую природу Бесконечности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Мировоззренческий смысл понятия бесконечности……………………….5
2. Бесконечность и материальность мира……………………………………...7
3. Бесконечность вселенной…………………………………………………....11
4. Антиматерия и бесконечность мира………………………………………...13
5. Хаос и порядок как характеристики бесконечности……………………….15
6. Бесконечность как проблема естествознания и философии……………….16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от математики и конкретных наук философия  исторически сформировала свое понятие  бесконечности под влиянием теологии и поэтому связывала его с Абсолютом-Богом и представляла его как единственно "истинную" бесконечность.

Декарт считал, что понятие бесконечности нужно "сохранить для одного бога".

По Лейбницу, "истинная бесконечность... заключается  лишь в абсолютном...".

"Бесконечное  в его простом понимании, - пишет Гегель в "Науке логики", - можно рассматривать как новую дефиницию абсолютного...".

Исходя из своего "превосходства", философия противопоставляет  свою "истинную" бесконечность  количественной, математической, "дурной", по определению Гегеля, бесконечности.

Однако указанное  противопоставление "дурной" математической бесконечности "истинной" философской  бесконечности сводит последнюю  к аморфному понятию, воплощающему в себе лишь обыденный здравый  смысл. А со здравым смыслом, как  известно, в таких областях миропостижения, как бесконечное, делать нечего.

И все же философское  понятие бесконечности существует и имеет реальное содержание, отличное от научного. Для философии бесконечное - это вовсе не Абсолют, а безграничное, беспредельное и неисчерпаемое.

И хотя это лишь постулат, который не имеет и не может иметь эмпирического подтверждения, без него наше представление о  мире не может соответствовать развитию познавательной способности человека, а следовательно, служить ускорителем  научного познания.

"С давних  пор, - писал Д. Гильберт, - никакой  другой вопрос так глубоко  не волновал человеческую мысль,  как вопрос о бесконечном; бесконечное  действовало на разум столь  же побуждающе и плодотворно,  как едва ли действовала какая-либо  другая идея; однако ни одно другое понятие не нуждается так сильно в разъяснении, как бесконечность".

Этот блестящий  пассаж требует, однако корректировки  с позиций сегодняшнего видения  этой проблемы: "разъяснение" предполагает ясность, как минимум, для самого разъясняющего, а бесконечность относится к такому классу проблем, которые не могут претендовать на эту ясность на любом этапе развития человеческого познания. И в этом как раз и состоит философская значимость проблемы бесконечности.

 

Заключение.

Проблема бесконечности материального мира - это проблема его неисчерпаемости. Неисчерпаемость является не чертой, присущей материальному миру, а результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Она обусловлена как бесконечным многообразием материального мира, так и неполной адекватностью его отражения в знании. Это - пограничная проблема естествознания, математики и философии. Может показаться странным, что почти за полвека не произошло сколько-нибудь существенного продвижения в философском осмыслении проблемы бесконечности. Однако иного не может и быть при сохранении мономатериализма как мировоззренческого подхода.

        Проблема бесконечности представляет  мировоззренческий интерес именно  в связи с основным тезисом  мономатериализма - о материальности  мира. В советской философии решение этой проблемы было идеологизировано. Если материя, равная вселенной, конечна, то, следовательно, все, что стоит за этим, нематериально, а это отступление от диалектического материализма.

Из этого  делался вывод, что бесконечность  материального мира - понятие более широкое, чем бесконечность вселенной. Другими словами, все так или иначе сводилось к мономатериализму как мировоззренческому представлению, независимо от словесного признания или отрицания этого факта.

 

Список использованной литературы:

1. Вейль Г. О философии математики. - М.-Л., 1934.

2. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.

3. Егоров В. С. Философия открытого мира. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК"

4. Казютинский В. В. Понятие "Вселенная" // В кн.: "Бесконечность и Вселенная". - М., 1969.

5. Казютинский В. В. О бесконечности материального мира и бесконечности вселенной. Бесконечность и вселенная. - М., 1969.

6. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. - М.-Л., 1936.

7. Наан Г. И. Понятие бесконечности в математике и космологии. Бесконечность и Вселенная. - М., 1969.

9. Арлычев А. Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. - 1999.

10. Кант И. Критика чистого разума. М., Наука, 1999.

11. Бурова И.Н. Развитие проблемы бесконечности в истории науки. М., Наука, 1987.




Информация о работе Проблема бесконечности мира