Проблема начала Мира в Естествознании и философии. Проблема бесконечности мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:07, реферат

Описание работы

Жизнь - одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась таинственной и непознаваемой - вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами. Приверженцы идеалистических взглядов считали (и считают) жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1 Возникновение жизни на Земле……………………………………….…....5
1.1. Креационизм…………………………………………………………...5
1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение…………………………...7
1.3. Теория стационарного состояния ………………………………………….....9
1.4. Теория панспермии……………………………………………………..10
1.5. Биохимическая эволюция ……………………………………………...13
2 Гипотезы о происхождении человека…………………………………….. 20
2.1Эволюционная теория…………………………………………………20
2.2 Теория творения (креационизм)……………………………………..22
2.3 Теория внешнего вмешательства…………………………………….26
2.4 Теория пространственных аномалий………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемых источников……………………………………………30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

На тему:  Проблема начала Мира в Естествознании и философии.

Проблема бесконечности  Мира

Выполнила:

Ст.гр. ЗПЛ-112

Шахалов М.Н.

Проверил:

Проф. Рау В. Г.

 

 

 

Владимир 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1 Возникновение жизни  на Земле……………………………………….…....5

     1.1. Креационизм…………………………………………………………...5

     1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение…………………………...7

      1.3. Теория стационарного состояния ………………………………………….....9

     1.4. Теория панспермии……………………………………………………..10

     1.5. Биохимическая эволюция ……………………………………………...13

2 Гипотезы о происхождении человека…………………………………….. 20

  2.1Эволюционная теория…………………………………………………20

  2.2 Теория творения (креационизм)……………………………………..22

  2.3 Теория внешнего вмешательства…………………………………….26

  2.4 Теория пространственных аномалий………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список используемых источников……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

                                   Введение

      Жизнь - одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась таинственной и непознаваемой - вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами. Приверженцы идеалистических взглядов считали (и считают) жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. Материалисты же, напротив, полагали, что жизнь на Земле могла возникнуть из неживой материи путем самозарождения (абиогенез) или занесения из других миров, т.е. является порождением других живых организмов (биогенез). По современным представлениям, жизнь - это процесс существования сложных систем, состоящих из больших органических молекул и неорганических веществ и способных самовоспроизводиться, саморазвиваться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.

С накоплением человеком знаний об окружающем мире, развитием естествознания изменялись взгляды на происхождение  жизни, выдвигались новые гипотезы. Однако и сегодня вопрос о происхождении  жизни еще окончательно не решен. Существует множество гипотез происхождения  жизни.

 Ученые сегодня не  в   состоянии  воспроизвести   процесс  возникновения жизни  с такой же точностью, как  это было  несколько  миллиардов  лет  назад.

Даже   наиболее   тщательно   поставленный   опыт   будет   лишь   модельным  экспериментом, лишенным ряда факторов, сопровождавших  появление  живого  на Земле. Трудность  -  в  невозможности  проведения  прямого  эксперимента  по возникновению жизни (уникальность этого процесса препятствует  использование  основного научного метода).

      Вопрос  происхождения жизни интересен  не  только  сам  по  себе,  но  и тесной связью с проблемой  отличия живого  от  неживого,  а  также  связью  с проблемой  эволюции жизни.

      Как и  в вопросе происхождения Вселенной  и жизни, существует представление  о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека  по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир  происходит из первого прачеловека  – Пуруши.

       Во многих  первобытных племенах были распространены  представления о том, что их  предки произошли от животных  и даже растений (на этом основано  представление о тотемах), а такие  верования встречаем у так  называемых отсталых народов  до сих пор. В античности  высказывались мысли о естественном  происхождении людей из ила  (Анаксимандр). Тогда же заговорили  о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена).

       В настоящее  время в связи с ажиотажем  вокруг НЛО в моду вошли  версии о происхождении человека  от внеземных существ, посещавших  Землю, или даже от скрещивания  космических пришельцев с обезьянами.

       Но господствует  в науке с 19 века вытекающая  из теории эволюции Дарвина  концепция происхождения человека  от высокоразвитых предков современных  обезьян. Она получила в 20 веке  генетическое подтверждение, поскольку  из всех животных по генетическому  аппарату ближе всего к человеку  оказались шимпанзе.

Исходя из вышесказанного, существует много гипотез, противоречащих друг другу, о происхождении жизни  и человека на Земле. Рассмотрим каждую из них подробнее.  

 

 

 

  1. Возникновение и эволюция жизни

Природа жизни, ее происхождение, разнообразие живых существ и объединяющая их структурная и функциональная близость занимает одно из центральных мест в  биологической проблематике.

Теории возникновения  жизни

Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко недостоверны. Согласно теории стационарного состояния, жизнь существовала извечно. Согласно другим гипотезам, жизнь была занесена на Землю извне спорами с других планет. Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении жизни, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснимые на основе законов природы.

Наиболее распространенными  теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

  1. жизнь была создана сверхъестественным существом 
    в определенное время (креационизм);
  2. жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);
  3. жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);
  4. жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);
  5. жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция).

1.1. Креационизм

Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В1650 году архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н. э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возраст всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, от Адама до Христа («кто кого родил»). С точки зрения арифметики, это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, как показывают археологические находки, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.

Традиционное  иудейско-христианское представление  о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия—это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминающегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за шесть дней продолжительностью по 24 часа. Они отвергают любые другие точки зрения и при этом полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей всех времен форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Для  них описание сотворения живых существ относится к ответу скорее на вопрос «почему», а не «каким образом». Если наука в поисках истины широко использует наблюдение и эксперимент, то богословие постигает истину через божественное откровение и веру.

Вера признает вещи, которым нет доказательств  в научном смысле слова. Это означает, что логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую. Для ученого научная истина всегда содержит элемент гипотезы, предварительности, но для верующего теологическая истина абсолютна.

Процесс божественного  сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.   

1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение

Эта теория была распространена в  Древнем  Китае,  Вавилоне  и  Египте  в качестве  альтернативы   креационизму,   с   которым   она   сосуществовала. Аристотель  (384  –  322  гг.  до  н.  э.),  которого  часто   провозглашают  основателем биологии, придерживался  теории спонтанного зарождения жизни.  На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию  дальше,  связываю все организмы в непрерывный  ряд – «лестницу природы». «Ибо природа совершает переход от  безжизненных  объектов  к  животным  с такой плавной последовательностью, поместив  между  ними  существа,  которые живут,  не  будучи  при  этом  животными,  что  между  соседними   группами, благодаря  их тесной близости, едва можно заметить различия» (Аристотель). Этим утверждением Аристотель укрепил более ранние высказывания  Эмпедокла об  органической  эволюции.  Согласно  гипотезе  Аристотеля   о   спонтанном зарождении,  определенные  «частицы»  вещества  содержат   некое   «активное начало», которое при  подходящих  условиях  может  создать  живой  организм. Аристотель  был  прав,  считая,  что  это  активное  начало   содержится   в оплодотворенном  яйце, но ошибочно полагал,  что  оно  присутствует  также  в солнечном  свете, тине и гниющем мясе.  «Таковы  факты  –  живое  может  возникать  не  только  путем  спаривания животных, но и  разложением  почвы.  Так  же  обстоит  дело  и  у  растений: некоторые  развиваются  из  семян,  а  другие  как  бы  самозарождаются  под действием  всей природы, возникая  из разлагающейся  земли  или  определенных частей растений» (Аристотель).

          С  распространением  христианства  теория  спонтанного  зарождения  жизни оказалась не в чести:  ее  признали  лишь  те,  кто   верил  в  колдовство  и  поклонялся нечистой силе, но  эта идея все продолжала существовать  где-то  на заднем плане в  течение еще многих веков.

         Ван Гельмот (1577 – 1644  гг),  весьма  знаменитый  и  удачливый   ученый, описал эксперимент, в  котором он за  три  недели  якобы  создал  мышей.  Для  этого нужны были грязная рубашка,  темный шкаф  и  горсть  пшеницы.  Активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмот считал человеческий пот.

         В  1688  году  итальянский   биолог  и  врач  Франческо   Реди,  живший  во Флоренции,  подошел к проблеме возникновения  жизни  более  строго  и   подверг  сомнению теорию спонтанного  зарождения. Реди установил, что  маленькие  белые червячки, появляющиеся  на гниющем мясе,  -  это   личинки  мух.  Проведя  ряд  экспериментов, он получил данные, подтверждающие  мысль  о   том,  что  жизнь может возникнуть  только из предшествующей жизни  (концепция биогенеза).

«Убежденность была  бы  тщетой,  если  бы  ее   нельзя  было  подтвердить экспериментом. Поэтому в середине  июля  я  взял  четыре  больших  сосуда  с широким горлом, поместил в один из них землю, в другой  –  немного  рыбы,  в третий – угрей из Арно,  в  четвертый  –  кусок  молочной  телятины,  плотно закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в  четыре других  сосуда, оставив их открытыми… Вскоре мясо и рыб в  незапечатанных сосудах  зачервили; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают  из  них. Но в запечатанных сосудах  я не видел ни одного червяка,  хотя  прошло  много дней, после  того как в них была положена дохлая рыба» (Реди).

         Эти эксперименты, однако, не привели  к отказу от идеи  самозарождения,  и хотя эта идея несколько  отошла на задний  план,  она   продолжала  оставаться главной  теорией в неклерикальной среде.

         В то время как эксперименты  Реди,  казалось  бы,  опровергли  спонтанное зарождение мух, первые  микроскопические исследования  Антона  ван  Левенгука усилили  эту теорию применительно к  микроорганизмам. Сам Левенгук  не  вступал в споры между  сторонниками биогенеза и спонтанного   зарождения,  однако  его наблюдения  под микроскопом давали  пищу  обеим  теориям  и  в   конце  концов побудили  других  ученых  поставить  эксперименты  для  решения  вопроса   о возникновении жизни путем  спонтанного зарождения.

         В 1765 году Ладзаро Спалланцани   провел следующий опыт: подвергнув  мясные и в овощные отвары  кипячению в течение  нескольких  часов,  он  сразу  же  их  запечатал, после чего снял  с  огня.  Исследовав  жидкости  через  несколько дней, Спалланцани  не обнаружил в них никаких  признаков жизни.  Из этого   он сделал вывод, что высокая  температура уничтожила все формы  живых  существ  и что  без них ничто живое уже  не могло возникнуть.

Информация о работе Проблема начала Мира в Естествознании и философии. Проблема бесконечности мира