Проблема человека, личности в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Некоторые представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего".

Содержание работы

1. Проблема человека, личности в философии
1.1 Природа человека и его сущность
1.2 Общее понятие человека, индивида, личности, индивидуальности. Понятие «социально зрелая личность».
1.3 Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. Духовная сущность человека. Человек и природа.
1.4 Факторы, влияющие на становление личности.
1.5 Проблема антропосоциогенеза: креационизм и эволюционизм.

Файлы: 1 файл

1 Философия-Проблемы человека, личности в философии.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

филиал в  г. Прокопьевске

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Учебная дисциплина «ФИЛОСОФИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ № 28

Проблема  человека, личности в философии

 

 

Выполнила:

ст. гр. МУт-102

Мединская Ю.В.

Проверила:

Малышева  А.В.

 

 

г. Прокопьевск 2010

План

  1. Проблема человека, личности в философии
    1. Природа человека и его сущность
    2. Общее понятие человека, индивида, личности, индивидуальности. Понятие «социально зрелая личность».
    3. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. Духовная сущность человека. Человек и природа.
    4. Факторы, влияющие на становление личности.
    5. Проблема антропосоциогенеза: креационизм и эволюционизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема человека, личности в философии.

1.1 Природа  человека и его сущность.

  Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Некоторые представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего". Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность - это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, только человек осознает, что он смертен. Итак, природа человека - это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. Это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто - ценой отказа от одной стороны своей "природы". Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум. Один ответ - "регрессивный", он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллективность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремлении, - язык, культуру, самосознание, право. Но человек не обречен идти по этому пути. Существует и другой ответ, другой путь - "прогрессивный". Это путь собственно бытия, на котором человек обретает свою сущность. Сущность человека - это путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. В христианском мироощущении человеческая сущность - это образ Божий. Э.Фромм выражает сущность человека в понятии бытия в противоположность обладанию. Для К.Маркса сущность человека - это универсальное отношение к миру, способность быть "всем". Для Ортеги-и-Гассета сущность человека - это постоянный риск, опасность, постоянное выхождение за пределы себя, способность человека к разрушению устойчивого образа "я", это не "вещное" бытие. Вещь всегда тождественна сама себе. Человек же может стать кем угодно.   Итак, сущность человека - это результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его "природой". "Сущность человека" - это понятие из мира должного, это притягательный образ сверхчеловека, это образ Божий. Сущность человека, соответственно, это тот "образ человеческий", который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающего свой жизненный выбор.

1.2 Общее  понятие человека, индивида, личности, индивидуальность. Понятие «социально  зрелая личность».

   Особое место в социальной   структуре  общества  занимает  человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого  нет  и  быть не может ни социальных действий,  связей  и  взаимодействий,  ни  социальных отношений, общностей и  групп,  ни  социальных   институтов  и  организаций. Человек одновременно  и  субъект  и  объект  всех   общественных  отношений.

Человек -  живое существо, обладающее даром мышления  и  речи,  способностью создавать орудия, и пользоваться  ими  в  процессе  общественного  труда.  С биологической точки зрения, человек - высшая ступень  развития  животных  на земле.  В  то  время  как   поведение   животного   полностью   определяется инстинктами,  поведение  человека  непосредственно  определяется  мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

  Индивид  -  употребляется   для  обозначения   всякого   отдельно   взятого

представителя  человеческого  рода,   единичного   представителя   какого-то

целого. В  основе  понятия  индивида  лежит  факт  неделимости,  целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой  продукт филогенетического  и  онтогенетического  развития  в  определенных   внешних условиях,  индивид, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой,  а  не среды, взятой самой по себе.

Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность  употребляется нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого  этапа его  развития.  Мы   не   говорим   «личность   животного»   или   «личность новорожденного». Никто, однако, не  затрудняется  говорит о животном  и о новорожденном  как  об  индивидах,   об   их   индивидуальных   особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же,  конечно,  и о новорожденном).  Мы  всерьез  не  говорим  о  личности  даже  и  двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности,  но  и великое множество особенностей, приобретенных под  воздействием  социального

окружения; кстати сказать, это  обстоятельство  лишний  раз  свидетельствует против понимания  личности  как  продукта  перекрещивания  биологического  и социального факторов. Любопытно, наконец, что в  психопатологии  описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не  только  фигуральное  выражение; но никакой патологический процесс не может привести к  раздвоению  индивида: раздвоенный,  «разделенный»  индивид  есть   бессмыслица,   противоречие   в терминах.

Первичным  агентом  социального  взаимодействия  и  отношений является личность.      Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям  качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в  мире такой особой  исторически  развивающейся  общности,  как  человеческий  род, человечество, которое отличается от всех  иных  материальных  систем  только ему присущим способом жизнедеятельности.

      «Индивид»  - единичный  представитель   человеческого  рода,  конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума,  воли, потребностей  и  т.д.  Понятие  «индивид»  в  этом  случае  употребляется  в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса  не  фиксируются как  особенности  действия  различных  биологических  факторов   (возрастных особенностей,  пола,  темперамента),  так  и  различия  социальных   условий жизнедеятельности человека. Индивид  в  данном  случае  рассматривается  как отправной момент для формирования личности от исходного состояния  для  онто – и фейлогенеза  человека,  личность  – итог  развития  индивида,  наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

      Личность  обычно  рассматривается  как   конкретное  выражение  сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально  значимых  черт  и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное  в  личности  «не  ее абстрактная физическая природа, а  социальное качество».

      Личность  –  социальный  облик  человека  как  субъекта   общественных

отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей,  которые  он играет в обществе. Известно, что каждый человек  может  выступать  сразу  во многих ролях. В процессе исполнения  всех  этих  ролей  у  него  формируются соответствующие  черты   характера,   манеры   поведения,   формы   реакции, представления,  убеждения,  интересы,   склонности   и   т.д.,   которые   в совокупности и образуют то, что называем личностью.

      Личность  является объектом изучения  ряда  гуманитарных  наук,  прежде

всего, философии, психологии, социологии. Философия  рассматривают  личность с точки зрения её положения в мире как  субъекта  деятельности,  познания  и творчества. Психология изучает личность в  качестве  устойчивой  целостности психических  процессов,  свойств  и  отношений:   темперамента,   характера, способностей, волевых качеств.

      Понятие  личность  показывает,  как   в  каждой  личности  индивидуально

отражаются  социально-значимые  черты,  и  проявляется   её   сущность   как

совокупность  всех  общественных  отношений. 

      Понятие   личность  помогает  охарактеризовать  в  человеке  социальное

начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества,  которые  человек

реализует в социальных связях, культуре, то  есть  в  общественной  жизни  в

процессе взаимодействия с другими людьми.

    Человек  –  существо  деятельное.  Включившись   в   систему общественных отношений и  видоизменяясь  в  процессе  деятельности,  человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

      В отличие  от индивида, личность  не  есть  целостность,  обусловленная

генотипом:  личностью  не  рождаются,  личностью  становятся.   Определенное влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс  становления социального «Я».

      Содержание  процесса становления социального  «Я» - это взаимодействие с себе  подобными.  Предназначение  этого процесса  -    это   поиск   своего

социального места в обществе. Результатом  этого  процесса  является  «социально зрелая личность».  Главными  временными  точками формирования  социально зрелой личности»   является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается  начальная социализация и формирование личности.

      Становление  социального  «Я»  возможно  только  как  процесс  усвоения

мнения значимых людей  для человека, то есть через понимание  других  ребенок приходит к формированию своего социального «Я».  Можно  сказать  иначе:  на  социально  –  психологическом   уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных  норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм  во  внутренние правила поведения.

      Личностью  человек станет,  когда  начнёт  совершенствовать  социальный

фактор своей деятельности, то есть ту  её  сторону,  которая  направлена  на

общество. Поэтому фундаментом  личности выступают общественные отношения,  но только такие, которые реализуются в деятельности.

      Осознав  себя как личность, определив  свое место в обществе и  жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью,   обретает  достоинство и  свободу,  которые  позволяют  отличить  его  то  любой другой  личности, выделить ее среди прочих.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.  

1.3 Соотношение биологического, социального и духовного в человеке.


Духовная сущность человека. Человек и природа.

Не трудно видеть, что в основе разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена.

Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять  природному, биологическому началу. Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией.

Как биологический вид  человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животных других видов  биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к  весьма широкому диапазону внешних  условий. Однако и его возможности  не безграничны - сейчас мы близки к  порогам, за пределами которых биологическая  организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие  ее изменения. Никогда ранее среда  обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и  загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования  и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный  процесс, возросло его отрицательное  воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие  многих факторов (например, радиации) непосредственно  не ощущается людьми и скажется лишь в будущем. Все это делает пренебрежительное  отношение к биологии человека недопустимым. Тем более что биологическая  организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие  социальные цели не могут оправдать  насилия над ней.

Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо, несводимое к его социальным функциям. Хотя этот аспект не менее значим, чем  два другие, далеко не все исследователи включают его в определения человека. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное), практически нерасчленимых и равноправных, свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода. Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение человека: лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность. И в этом плане можно согласится с Н. Бердяевым: "Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни".

Информация о работе Проблема человека, личности в философии