Проблема человека, личности в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Некоторые представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего".

Содержание работы

1. Проблема человека, личности в философии
1.1 Природа человека и его сущность
1.2 Общее понятие человека, индивида, личности, индивидуальности. Понятие «социально зрелая личность».
1.3 Соотношение биологического, социального и духовного в человеке. Духовная сущность человека. Человек и природа.
1.4 Факторы, влияющие на становление личности.
1.5 Проблема антропосоциогенеза: креационизм и эволюционизм.

Файлы: 1 файл

1 Философия-Проблемы человека, личности в философии.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

1.4 Факторы, влияющие на становление личности.

Социализация человека, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации.

Основные факторы социализации, делятся на три группы: 
- макрофакторы (космос,  планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;  
-мезофакторы (мезо - "средний,  промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); 
-микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.  
Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.   
Социализация осуществляется   с   помощью   широкого  набора средств,  специфичных  для  определенного  общества,  социального слоя,  возраста человека.  Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность.  Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так,  в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников,  в  зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие,  трудовой или профессиональный коллектив,  отдельные  личности.  Есть факторы социализации,  ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. В последние  годы все большее значение ученые придают макпофакторам социализации,  в том числе и природно-географическим условиям,  поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание  макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo  sapiens (человек разумный). 
Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. 
Факторы социализации  являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.  Однако в отличие  от  социализации факторы  формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль,  считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития,  проявления природно обусловленных  психических особенностей.  В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.  
Действительно, влияние  биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому,  что человек  -  это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии,  так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности,  а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной  деятельности. Различают  задатки двух видов,  общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы,  анализаторов и т.п.).

1.5 Проблема антропосоциогенеза: креационизм и эволюционизм.

     Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Эта сложная общетеоретическая проблема нуждается для своего решения в синтезе достижений различных наук. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Так как движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом (огромные просторы Азии и Африки остаются неисследованными) и в хронологическом отношении данных, пробелы в которых восполняются более или менее вероятными гипотезами. Дефект информации проистекает из единичности находок в каждом из местонахождений. Индивидуумы очень сильно отличаются друг от друга, и, только опираясь на данные о многих индивидуумах, можно получить групповой портрет локальной группы.

     Креационизм (от лат. creatio — создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме креационизм отрицает изменение видов и их эволюцию. Креационистами были многие исследователи 18 — начала 19 вв. Так, например, шведский учёный К. Линней считал, что все виды растений и животных существуют со времени "сотворения мира" и созданы богом независимо друг от друга; французский анатом и палеонтолог Ж. Кювье считал, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы, после которых опустошённые места заселялись организмами, пережившими катастрофу в отдалённых районах. Сокрушительный удар креационизму нанёс Ч. Дарвин, доказавший своим учением изменяемость видов и преемственность между ними. Для современного креационизма характерны попытки "ассимилировать" эволюционное учение, подчинив его идее божественного творения. Однако даже современный католицизм вынужден признать  возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека. В современной биологии встречаются разновидности ограниченного креационизма, признающего эволюцию лишь на видовом уровне. Креационизм в любой форме служит орудием идеологической борьбы религии против научной биологии.

     Эволюционизм - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Эволюционизм стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе эволюционизма лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод.  Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному.

     Спор между креационизмом и эволюционизмом ведется с глубокой древности. До Вавилонского столпотворения все люди говорили на одном языке, древнееврейском, - то есть, иврите, и информация о том, как возник мир и человечество, передавалась из поколения в поколение без особых искажений. Однако, как известно, после строительства Вавилонской башни Бог смешал язык людей и рассеял их по Земле. Очевидно, в этих новых условиях информация о Боге-Творце мира стала искажаться и забываться. Допустим, человек, который участвовал в строительстве Вавилонской башни, начал говорить на другом языке. Своим детям он передаст информацию о том, что мир был сотворен Богом, но они могут принять это на веру, а могут усомниться и подумать, что раз Бога не видно, то, наверное, Его и нет вовсе; а мир возник как-то сам собой. То есть, уже в первых поколениях после Вавилонской башни, возможно, уже стали появляться эволюционно-атеистические идеи. Тем не менее, какая-то часть людей принимало на веру информацию о Божественном творении мира. Поэтому, у древних языческих философов мы можем встретить как креационистскую, так и эволюционистскую концепцию мироздания.

     Как известно, спор между креационизмом и эволюционизмом велся еще в Древнем Китае. У древнегреческих философов также можно найти любопытные суждения на тему происхождения мира и Вселенной. Например, у Ксенофана, жившего в VI в. до н.э. есть такое высказывание: 
"Гомер и Гесиод приписывали богам самые позорные и постыдные человеческие пороки - воровство, прелюбодеяние, взаимный обман... Но есть один Бог, величайший между богами и людьми, не схожий со смертными ни образом ни мыслями... Без всякого усилия, одной лишь мыслью он правит всем". При этом, заметим, что он не пытается опровергнуть существование остальных древнегреческих богов типа Зевса или Гермеса, он просто как бы ставит над этими богами верховного Бога, по своим характеристикам идентичного библейскому Богу. Креационистской является также концепция мироздания другого великого древнего грека - Платона: "Давайте же установим причину, по которой создателю этого мира понадобилось его создавать. Создатель был хорош; а то, что хорошо, не содержит в себе и крупицы зависти; и Он, не ведающий зависти, пожелал, чтобы все сущее было подобно ему, сколь возможно. Это - самая весомая причина возникновения мира, какую дано постичь человеческой мудрости...". Теперь перенесемся на почти две с половиной тысячи лет вперед, в 19-й век, когда по поводу распространения дарвиновской теории эволюции, кембриджский профессор геологии Седжвик сказал, что, если эта "теория" будет принята на веру, "человечество озвереет и деградирует до такой степени, какой еще не знала история". Иначе говоря, понимание вредоносности эволюционизма было у философов - креационистов как в древности, так и в наше время. Креационистские взгляды исповедовал также известный древнегреческий философ Фалес Милетский. Известны такие афоризмы Фалеса: "Старше всего - Бог, ибо он предвечен. Прекраснее всего - мир, ибо он - творение Божье..." Однако, например, ученик Фалеса Милетского Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) был эволюционистом. Он считал, будто "...изначально люди произошли от животных другого вида..." а также, что вселенная возникла благодаря действиям безликих "естественных" сил. Перечислим некоторых античных философов, исповедующих эволюционную парадигму: это Анаксагор, его ученик Архелай, Анаксимен (ученик Анаксимандра), Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, а также древнеримские философы Лукиан, Тит Лукреций Кар и др. Видно, что практически все аргументы и идеи, высказываемые сейчас креационистами и эволюционистами, были высказаны еще в древности. Это и немудрено - человечество всегда интересовал вопрос: а откуда все взялось? И на него может быть только два ответа, которые взаимоисключают друг друга: либо все образовалось само, либо все сотворил кто-то невидимый, но существующий. Никто никогда не видел, как что-либо, то есть, какая-либо упорядоченная структура образовалась из хаоса сама - поэтому эволюционизм не имеет доказательств, и может быть только принят на веру, а следовательно, является религией. Но никто также не видел и творящее разумное существо - поэтому креационизм также является религией. Спор между креационизмом и эволюционизмом продолжался и в средние века, хотя почему-то считается, что при тогдашнем "засилье" Церкви, должен был безраздельно преобладать креационизм. На самом деле это не совсем так. Влияние церкви отнюдь не означает автоматически влияния креационизма, ибо сама церковь во все века была сильно заражена эволюционизмом. Например, в наше время большинство православных попов не верит в Бога, а верит в эволюцию. В эволюцию сейчас верит и "непогрешимый" римский папа, который несколько лет назад издал буллу, где говорится, что "теория эволюции это больше, чем наука".  Очевидно, что спор между эволюционизмом и креационизмом будет вестись до тех пор, пока, согласно Библии, сатана не будет низвергнут, и не сможет больше "обольщать Вселенную". Ибо эволюционизм является ложью, а "отцом лжи" является сатана.

 

Список литературы.

  1. Гуревич П.С. Философия человека. –М.:Знание, 1999.-360с.
  2. О человеческом в человеке./под ред. И.Т.Фролова. - М.:Мысль,1991.-342с.
  3. Социальная философия: Словарь/Сост. и ред. В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов. – М.:Summa, 2003.-560с.
  4. Философия как учение о человеке: учеб. Пособие для студентов вузов/ под ред. Ю.В.Петрова.- Томск:ТГУ,1994.-219с.
  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.:АСТ,1998.-670с.

Информация о работе Проблема человека, личности в философии