Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:18, лекция
«Человек» - является центральной проблемой в философии, т.к. она изучает мировоззрение человека. В прошлой лекции, где мы рассматривали проблему «бытия», речь шла о том, что под «бытием» нужно понимать три взаимосвязанные проблемы: 1. учение о мире, 2.учение о человеке, 3. учение о взаимоотношении человека с миром. Гносеология рассматривает проблему познания человеком мира, аксиология рассматривает ценности человеческой жизни. Словом, нет в философии проблемы, которая бы обошла своим вниманием проблему человека.
1.Философия о происхождении и природе человека. Феномен антропоцентризма.
2.Социализация личности. Проблема свободы и необходимости в жизни человека. Становление и развитие личности.
3.Цели и смысл жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.
4.О перспективах развития человека в ХХ1 веке
ТЕМА № 17. Проблема человека в философии. (Философская антропология).
План
1.Философия о происхождении и природе человека. Феномен антропоцентризма.
2.Социализация личности. Проблема свободы и необходимости в жизни человека. Становление и развитие личности.
3.Цели и смысл жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.
4.О перспективах развития человека в ХХ1 веке.
1, «Человек» - является центральной проблемой в философии, т.к. она изучает мировоззрение человека. В прошлой лекции, где мы рассматривали проблему «бытия», речь шла о том, что под «бытием» нужно понимать три взаимосвязанные проблемы: 1. учение о мире, 2.учение о человеке, 3. учение о взаимоотношении человека с миром. Гносеология рассматривает проблему познания человеком мира, аксиология рассматривает ценности человеческой жизни. Словом, нет в философии проблемы, которая бы обошла своим вниманием проблему человека.
И на уровне обыденного сознания, в своей повседневной жизни, человек прежде всего думает о своих планах, о судьбах своих детей, о том, как добиться поставленных целей и, конечно же, часто спорит с соседями, как произошел человек, в чем смысл его жизни, что ожидает человека после его смерти …
Действительно, есть над чем поспорить! И наука, и философия не отвечают однозначно на эти вопросы: одни утверждают, что человека создал Бог по своему образу и подобию, другие, что человек пришел на Землю из космоса, одни оценивают человека как могущественного творца, другие - как ошибку природы. Современный геополитик А.Дугин так высказывается о человеке: «Новый человек - богоподобное, световое существо, смешанное с агрессивной, сбесившейся свиньей».(«Человек», № 1, 2004).
После таких характеристик невольно приходишь к выводу, что проблема человека находится в состоянии кризиса и в философии, и в науке.
Как показывает опыт познания сложных явлений, человек познает сначала какие-то одни стороны своей жизни, потом другие, поэтому на первых порах познание может оказаться односторонним. Проблема человека в философии - явление многофакторное, которое заставляет нас обратиться к комплексному, т.е. многостороннему, анализу.
Как решается вопрос о происхождении человека в науке и философии?
По этому вопросу в настоящее время существует три основные теории:
1.Натуралистическая теория Ч. Дарвина о происхождении видов, в которой он утверждает, что благодаря развитию человекообразных обезьян появляется человек, как прямой их потомок,
2. Гегель считал, что из мира животных человека вывел абсолютный дух, под которым он понимает общие закономерности развития духовной культуры, общечеловеческие ценности, традиции,
передаваемые из поколения в поколение. Гегель пишет: «Человека нельзя объяснить из самого человека, для этого нужно объяснить все его бытие».
3.Третья теория принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Она получила название - социально-трудовой теории. Представители марксизма убеждены, что появление мыслящего существа возможно только в условиях общественной жизни и трудовой практики людей. «Сначала труд, а затем и вместе с ним язык - явились двумя условиями возникновения и развития сознания». Ф.Энгельс.
Как мы уже говорили, проблема происхождения человека явление многофакторное, поэтому вывод в отношении этих теорий таков: появление человека как мыслящего существа могут объяснить все три теории в содружестве, совокупности, а потому и природа человека в философии рассматривается как биосоциальная, несмотря на то, что мы подчеркиваем наше отличие от животных.
Человек, действительно, принципиально отличается от своих «меньших братьев»:
- 1. человек производит, а животное потребляет,
- 2. человек производит по меркам .любого вида, а животное способно действовать согласно свои инстинктам ,
- 3. человек действует согласно своим материальным и духовным потребностям, а животное на основе физиологических инстинктов,
- 4. человек осуществляет целенаправленный труд с помощью орудий труда, животное эпизодически пользуется подручными средствами.
Обратите внимание, когда мы говорили о том, чем отличается человек от животного, мы констатировали те особенности человека, которые формировались на протяжении всей истории развития человека в условиях общественной жизни.
А что же общего у нас с «меньшими братьями»?
Как выяснили ученые, участвующие в международном проекте под названием «Геном человека», сравнивая гены человека и животных, что в ДНК человека содержится 50 - 60 тыс. генов, и почти столько же генов содержится у мыши и свиньи. Правда, родство не из приятных, но наши близкие родственники являются тем экспериментальным материалом, который помогает осваивать для человека новые лекарственные средства и избавляться от опасных заболеваний.
«Геном человека» - самый крупномасштабный международный биологический проект, направленный на изучение всех генов человека, определения их функций и взаимодействий в норме и при нарушениях. Он должен составить основу медицины ХХ1 века, расшифровка генной наследственности должна дать ключ к лечению наследственных и других заболеваний и к пониманию самой биологической природы человека.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке до сих пор актуальна. И в истории философии она решалась неоднозначно.
Р.Декарт считает, что сущность человека заключается в его способности мыслить: «Cogito ergo sum».
И.Кант подчеркивает двойственную природу человека, считая, что человек принадлежит и миру природы, где властвует естественная необходимость, и миру свободы, где сам человек может проявлять свою волю.
Для Гегеля человек - субъект духовной деятельности, создатель мира культуры, носитель абсолютного духа.
Карл Маркс считает определяющим фактором для человека его социально-трудовую деятельность. «Человек не есть абстракт, а совокупность социальных отношений», - пишет Маркс. Именно социально-трудовая деятельность формирует человека как личность.
В системе марксисткой философии проблема человека описывалась двумя парами категорий: человек - индивид, личность - индивидуальность.
Обратите внимание, человек в философии - это не реальный человек, а всего лишь понятие человека, которое «наполнено» определенным содержанием:
-человек - это физическое и духовное существо, сочетающее в себе биологическое и социальное,
- человек - универсален и уникален одновременно, ему не чужды ни утонченная, возвышенная деятельность, ни грубые инстинкты,
- человек - явление историческое: у него было прошлое, есть настоящее, он устремлен в будущее,
- человек - свободное существо, но за свою свободу он должен нести ответственность за себя, за свои дела, за состояние окружающей среды. Такое содержание вкладывается в понятие «человек». Оно, действительно, - биосоциальное.
Индивид - один из рода или вида, категория, необходимая для теории познания.
Личность - совокупность социально значимых черт, необходимых человеку для его жизни в обществе. К.Маркс видит сущность личности в совокупности общественных отношений и проявление ее в трудовой деятельности.
Индивидуальность - характеристика личности, указывающая на неповторимое своеобразие, глубину и богатство личностного содержания. Индивидуальное богатство - это творческий потенциал личности.
Содержание личности может быть охарактеризовано следующими чертами: это выражение общественных отношений, личность - это субъект познания и преобразования мира, носитель прав и обязанностей, этических и эстетических норм, а также носитель мировоззрения определенной эпохи, включающая самооценку личности, чувство собственного достоинства, ценностные ориентиры, определенный образ жизни, социально-политические убеждения, стиль мышления. Именно в этом состоит «совокупность общественных отношений».
Понятие личности часто используется как оценочное, и это не случайно, так как личностное развитие является общей целью и смыслом жизни человека.
Каждая историческая эпоха предъявляет свои требования к личности, которые формируют определенный тип личностного развития человека.
Институт личности формируется только в эпоху Возрождения. Под личностью понимали самостоятельно мыслящего человека, осознающего свое человеческое достоинство, свой творческий потенциал и страстное желание реализовать его. В эпоху Возрождения личность только стала формироваться и понималась по аналогии с Богом-творцом. Человек был убежден, что он центр мира, что в человеке и природе просматривается божественная гармония. Так утверждается в философии на многие века антропоцентризм, а в мировоззрении принципы гуманизма.
Гуманизм - это система воззрений, возвышающая человека и утверждающая его права на свободу, развитие, счастье. Гуманизм - это мировоззрение и образ жизни, который концентрирует в себе все человеческие ценности: свободу и права человека, нравственные и эстетические ценности, человеческое достоинство и уважение к другим людям, культурам, религиям, это жизнелюбие и оптимистическое отношение к жизни. Эта система воззрений опиралась на сформированный в эпоху Возрождения общечеловеческий гуманистический идеал, который представлял собой единство физического совершенства, интеллектуального богатства и нравственной чистоты.
В 17-18 вв. формируется новоевропейская личность, основу этого типа личности в первую очередь составляет рациональное познание. Такой человек считает себя ответственным за свою судьбу, свои желания, стремится развить в себе индивидуальность, т.е. неповторимые черты и качества. У него рефлексирующее сознание и твердая установка на самопознание и творчество. Такая установка дает энергию для творчества ученого, художника, мыслителя и общественного деятеля, чем и богата была эпоха Нового времени и Просвещения.
В ХХ веке, веке производства и потребления, преображаются черты человека. Человек становится производительной силой и потребителем произведенной продукции. При этом главный внутренний фактор, управляющий личностным развитием человека - его собственная культура - отступает на задний план.
А в философии появляются технократические теории, отрицающие роль культуры и социальных факторов в развитии общества и личности. Эти теории считают, что технический прогресс автоматически решит все проблемы в обществе.
Искусство, которое должно познавать мир посредством целостных художественных образов, стремится «расщепить» этот образ до степени абсурда: абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др. течения в искусстве,
не ищут идеал совершенного человека, в эстетике происходит эстетизация безобразного, т.е. общество утрачивает идеалы, и человек как бы не видит разницы между безобразным и прекрасным. Искусство, подражая науке, стремится обнаружить внутреннюю сущность природного существа, идет все дальше вглубь и … открывает образы настоящих чудовищ. Герои наших фильмов и телеэкранов насильники, убийцы, нравственные уроды.
«Вот он наш ХХ век,
Все гудит набатом:
Расщепленный человек,
Расщепленный атом» (Горелов).
Нельзя воспитывать людей как безличных винтиков или роботов, проявляющих себя в заданных обстоятельствах. Такие «послушные» люди, конформисты (приспособленцы) нужны тоталитарным режимам.
Для демократического общества нужны творческие личности, имеющие твердые мировоззренческие убеждения, понимающие, что личностное развитие это непрекращающееся усилие человека над собственной природой. Результаты этой повседневной работы реализуются прежде всего в профессиональной деятельности человека, в его культурном и нравственном облике.
Философские принципы личностного развития:
Процесс становления личности в определенных социальных условиях называется социализацией. Социализация означает включение человека в определенную систему отношений, куда входят: система воспитания личности, условия ее развития, свобода реализации «сущностных сил» личности, возможность осуществления поставленных целей. Таким образом, социализация процесс гораздо более широкий, чем воспитание.
Личность - это субъект поступания, наделенный свободой и несущий ответственность за свои поступки,- так однажды отозвался М.М. Бахтин о личности. Он обозначил самое главное условие - свободное развитие личности.
Понятие «свободы» родилось еще в раннем христианстве и означало равенство всех людей перед Богом. В санскрите слово «свобода» означает «любимый». Буддизм считает свободу внутренним состоянием человека, а потому они считают, чем больше люди говорят о свободе, тем меньше ее становится. Буддисты убеждены, что ответ на вопрос об обретении свободы дан 2000 лет назад. Дайсэцу Судзуки утверждал: «И познаете истину и истина сделает вас свободным. Подлинная свобода - это результат просветления» («Человек», № 6, 2004).
Джон Локк в ХУП века провозгласил, что свободу, жизнь и собственность следует считать неотчуждаемыми правами человека. Эти базисные права лежат в основе современной международной правовой культуры. Жан Поль Сартр считает свободу «основным измерением человека и человеческого общества».
Современный человек понимает, что без свободы не может состояться ни отдельная личность, ни общественная жизнь, ни современное государство. Для личности свобода означает возможность собственного выбора, творческого развития и возможность достижения цели. Тоталитарный и авторитарный режимы по этой причине не годятся для устройства современного общества. Если общество лишает человека свободы, оно тем самым прекращает и свое развитие, а для общества это означает в недалеком будущем - застой, кризис и развал системы, так как оно окажется не способным конкурировать с системами, где созданы условия для творчества. Поэтому после второй мировой войны ООН принимает важный документ «Всеобщая декларация прав человека» (10 дек. 1948 г). В этом документе определялась стратегия развития послевоенных государств: курс на демократию в политической сфере и защита прав человека.