Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:18, лекция

Описание работы

«Человек» - является центральной проблемой в философии, т.к. она изучает мировоззрение человека. В прошлой лекции, где мы рассматривали проблему «бытия», речь шла о том, что под «бытием» нужно понимать три взаимосвязанные проблемы: 1. учение о мире, 2.учение о человеке, 3. учение о взаимоотношении человека с миром. Гносеология рассматривает проблему познания человеком мира, аксиология рассматривает ценности человеческой жизни. Словом, нет в философии проблемы, которая бы обошла своим вниманием проблему человека.

Содержание работы

1.Философия о происхождении и природе человека. Феномен антропоцентризма.
2.Социализация личности. Проблема свободы и необходимости в жизни человека. Становление и развитие личности.
3.Цели и смысл жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.
4.О перспективах развития человека в ХХ1 веке

Файлы: 1 файл

Лекция № 17. Философская антропология doc.doc

— 154.74 Кб (Скачать файл)

Философское определение категории «свобода»:

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективных законов.

Данное определение говорит о том, что абсолютной свободы, т. е. вседозволенности нет и быть не может. Свобода сопряжена с ответственностью и необходимостью, а права человека сопряжены с обязанностью. А потому вряд ли можно согласиться с героем А.С. Пушкина, который призывает:

«Ты - царь!

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум».

3. Человек может иметь множество целей в жизни, ведь нашу жизнь можно представить как достижение поставленных целей. А потому эти цели могут быть самыми разными: материальными, например: посадить дерево, вырастить сад, построить дачу и т.д., или духовные: сдать на отлично сессию, закончить институт, защитить диссертацию т.п.

Цели могут быть  повседневными или перспективными. Но смысл жизни это не просто цель всей жизни, это еще  и нравственный выбор, отражающий долговременную, устойчивую цель, заключающуюся в становлении и самореализации личности.

Таким образом, смысл жизни - философская проблема, имеющая отношение к конечной цели существования человека  и его духовно-нравственного облика. 

       Как  полагал Омар Хаям, каждый человек должен как можно чаще спрашивать себя: «Я в этот мир пришел, богаче стал ли он?

Уйду, великий ли потерпит он урон?

       О, если б кто-нибудь мне объяснил,

Зачем я, из праха вызванный, вновь стать им обречен?

А на этот вопрос философия отвечает, что между жизнью и смертью человек должен состояться как личность, которая по возможности может реализовать свою природную сущность и тем самым принесет пользу себе, своей родине и государству. Именно так должен поступать патриот своей Родины.

       «Но как бы удачно не сложилась жизнь, как бы она не была длительной - конец ее  неизбежен», - Ортега -и-Гассет.  Сирен Кьеркегор  утверждал, что только человек испытывает чувство отчаяния, так как из всех живых существ он один осознает свою смертность.

      В философском плане смерть - это прекращение жизни всякого живого существа, и осознание своей смертности человеком. Это одна из важнейших отправных точек развития самосознания человека. Именно осознание конечности своего бытия заставляет человека ценить каждый момент времени своего существования. Безграничное в своих замыслах сознание человека сталкивается с фактом смертности как основным препятствием на пути реализации своих планов. Поэтому смертность с самого начала человеческой культуры воспринимается как явление несправедливое.

     В истории философской мысли представлено несколько основных точек зрения на понимание смертности: 1) продление существования человека в ином мире (в раю, либо в аду), 2) в Риме существовало представление о том, что наиболее доблестные граждане после смерти превращаются в богов, 3) в раннем христианстве человек после смерти погружается в сон и ждет второе пришествие Иисуса Христа, 4) в буддизме смерть понималась как достижение состояния нирваны, 5) у Пифагора, Платона смертным было только тело, а бессмертная душа после смерти тела «переселялась» в «мир идей», 6) христианская концепция «воскресения» тела воспринималась как соединение тела со своей бессмертной душой, 7) научная, материалистическая концепция утверждает, что смерть полная потеря бытия. 

         В обыденной жизни человек знает, что смерть - единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые, праведники и грешники. Зная все это, как же должен человек относиться к тому факту, что он смертен?

   Полагаю, что самый мудрый совет дает Эпикур в письме к спартанскому царю Менелаю: «Приучай себя к мысли о том, что смерть к нам не имеет отношения, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». После этих слов так и хочется воскликнуть: «Слава безумцам, которые живут, не помышляя о смерти, как будто они вечны!»

Но, когда придет время подводить итоги, человек с достоинством должен встретить конец своей жизни, готовый подвести итоги своей деятельности и мужественно встретить смертный час.

     А что же бессмертие? Оно возможно, хотя бы с точки зрения далекой перспективы? Ведь о нем тоже писали ученые и философы, например, Н. Федоров в «Общем деле» говорил не только о достижении бессмертия всех живущих, но и о воскресении всех умерших, возлагая эти оптимистические прогнозы на успешное развитие науки. Человечеству нужно решать эту очень сложную проблему, так  как совсем недавно на Земле родился  семи миллиардный житель планеты.

А потому насущной проблемой планеты Земля становится проблема планирования рождаемости населения, чтобы избежать диспропорции между численностью населения и возможностями Земли прокормить его.

        Но каждый человек является носителем культурных достижений и личного опыта жизни, которые он должен передать новым поколениям. Если смена поколений будет происходить очень быстро, молодое поколение не сможет усвоить то, что выработали старшие и прервется связь поколений, поэтому человечество заинтересовано в развитии такой науки как геронтология, науки о стареющем организме.  Задача этой науки состоит в том, чтобы человек жил, используя природные возможности своего организма, не испытывая страданий от старческих  болезней и приносил как можно больше пользы себе и обществу. Увы! О физическом бессмертии не может идти речи, а вот «духовное бессмертие», как вклад личности в сокровищницу мировой культуры, обеспечит ей бессмертие в виде памяти человечества.

  1. Человечество открыло для себя третье тысячелетие. Почему многие

ученые утверждают, что современный человек находится в состоянии кризиса? Каким должен быть человек, чтобы с достоинством выдержать вызовы этого исторического периода? Какие проблемы человека являются самыми актуальными в наше время?

Кризис ученые видят прежде всего в том, что человек потерял веру в себя, свой собственный разум, деградировал в нравственном отношении и потерял веру в Бога, т.е. люди усомнились в самой природе человека. Выход из этого  тупика ученые видят прежде всего в нравственном совершенствовании человека: если не появится человек с новой нравственностью, не создаст ноосферу, очеловеченную природу, не будет разработана парадигма образования такого человека, то может прекратиться существование самого человека. Деградированный в нравственном отношении человек, проявляет себя  как разрушитель социального и природного мира.

Современное человечество накопило массу знаний, но оно нуждается в нравственном воспитании, направленном на облагораживание и возвышение человека как конечной цели и ценности развития культуры, общества и всего бытия. Человека  должно вернуть «к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, жизненной истинности, простоте и и человечности». (В.С.Семенов. О перспективах человека в ХХ1 веке./ ВФ, №3, 2005, с.26).

В статье Семенов указывает на шесть главных направлений

воспитания, саморазвития и возвышения человека в ХХ1  веке:

- человека должно научить жить активно, творчески, полнокровно, стремиться к разностороннему развитию своих природных способностей, видеть в овладении культурным наследием и в трудовой деятельности основание для своего  личностного развития,

- в ХХ1 веке приоритетным в жизни человека должно стать духовно-нравственное развитие человека, а не утилитарные потребности. Воспитание должно быть направлено на высокие ценности культуры, совесть, честность, гуманистическую мораль и нравственность,

-  в человеке необходимо развивать социальные начала, чувство социальной справедливости, социального равенства, чувство коллективизма. Эти важнейшие черты евразийской цивилизации являются противоположностью крайнему индивидуализму, изолированности и трагическому одиночеству, которыми страдают люди западной цивилизации,

- всестороннее развитие личности, требующее развития всех ею возможностей и талантов, предполагает дать человеку, живущему в  глобализирующемся мире, знания об истории культуры человечества, национальной культуры, а также глобальной этике и нравственных традиций своего народа. Если человек нацеливает свою жизнь только на экономическое производство и материальное  потребление, общество, в результате, будет иметь дело  с «одномерным  человеком» (Герберт Маркузе),

- свободное развитие человека - это главнейшее условие для жизни человека, для его личностного развития и реализации его духовности, социальности и всесторонности развития. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической  партии» писали, что «свободное развитие каждого, является условием свободного развития всех»,

- человек в своем развитии должен стремиться к целостности и высшим ценностям, которые представлены в общественном  эстетическом идеале, как  единства интеллектуального богатства, нравственной чистоты и физического совершенства. Такие люди формируются как цельные личности, сочетающие активность, целеустремленность и продуктивность, они реализуют свои способности и вселяют жизнь в других людей.

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

 

  1. Дайте определение базовым понятиям:

 

- человек

- индивид

- личность

- индивидуальность

- философские принципы личностного становления

- социализация личности

- свобода как условие личностного развития

- цель жизни

-  смысл жизни

- смерть как естественный конец жизни

- бессмертие

- гуманизм

 

  1. Вопросы для повторения:
    1. Почему проблема человека является центральной в философии?
    1.  Как решают вопрос о происхождении человека  философия и наука?
    2. В чем принципиальное отличие человека от животного?
    3. Определите значение понятий: человек - индивид, личность - индивидуальность.
    4. Как определяли философы сущность человека?
    5. Назовите философские принципы становления личности.
    6. Сравните процессы воспитания и социализации личности.
    7. Философское определение свободы. Значение свободы для личностного развития.
    8. Чем отличаются цели и смысл жизни?
    9. Понимание смерти и бессмертия в философии.
    10. Как должно относиться человеку к вопросу о своей смертности?
    11. Основные принципы и задачи формирования  личности в ХХ1 веке.

 


Информация о работе Проблема человека в философии