Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:23, реферат
Платон видел в человеке "существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Аристотель полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. По мнению философа, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотель первым ввел термин "антропология", выдвинул идею последовательного усложнения организации живых существ ("лестницы существ").
1. Проблемы человека в философии. Человек как предмет философии.
2. Антропосоциогенез.
3. Единство природного и общественного в человеке.
4. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?
5. Список литературы.
а) формирование одномерного человека, направляющего свою энергию на реализацию какого-либо частного момента своего бытия;
б) превращение человека в условиях электронной цивилизации в "виртуальное" существо с последующей заменой его киборгом, биокомпьютером. Мы скептически относимся к мнению, что "с точки зрения общего процесса эволюции жизни замена человека разумного новым техногенным видом разумной жизни вполне укладывается в общую картину как следующий, более высокий этап развития живой материи во Вселенной". Например, в последнее время человек стал все чаще проигрывать шахматные партии машине. Это не означает, что на замену человека должен прийти суперкомпьютер как новый техногенный вид разумной жизни, многократно превосходящий человека по количеству и скорости просчитываемых за секунду вариантов.
Итак, история
философской мысли
Религиозная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией "общей космологической эволюции" человек - следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов. Согласно теории "синтетической эволюции" человек - продукт естественного отбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработала трудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует.
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился 4-6 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошел от гуманоида (общего предка и человека, и человекообразных обезьян).
Для поведения гуманоида характерны:
а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанные на инстинктах;
б) решающая роль генетической наследственности;
в) объединение в стадо с доминирующим индивидуальным инстинктом самосохранения;
г) биофизиологическое разделение функций.
Для скачка в общественный
способ существования предки человека
имели необходимые
Процесс выделения
человека из животного мира совершался
первоначально посредством
Начало изготовления орудий труда - исторический рубеж в становлении человека и общества. Предположительно, изготовление простейших орудий началось на 1 - 1,5 млн. лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не интеллект. Действующая рука как непосредственно соприкасающийся с предметами орган готовила голову к умению думать, прежде чем сама стала орудием исполнения планов и замыслов головы. При этом уточнялись и обогащались зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Это дает основания утверждать, что человек в своем развитии проходит стадии умелого и человека разумного.
Скептически относясь
к трудовой теории происхождения
человека, ряд исследователей особое
внимание обратили на духовный фактор
появления человека. "Парадокс человека",
по мнению Тейяра де Шардена, состоит
в том, что переход осуществился
не через морфологические
Труд и духовность (а также язык) как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными. Это сближает эволюционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождения человека. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. В физическом и умственном развитии человека (т.е. в изменении морфологии и развитии рассудка) фактор труда имеет решающее значение:
а) в дочеловеческой
истории взаимодействовали
б) в процессе
труда человек познавал не только
внешние связи, но и внутренние свойства
вещей, их предназначение, развивая свои
аналитико-синтетические
г) вместе с формированием руки изменялись другие органы тела. Увеличение и усложнение трудовых операций, связей с природными объектами и между индивидами, употребление мясной пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложняло человеческий мозг;
д) в процессе
перехода от предтруда к труду
ослаблялась инстинктивная
При постоянно
возобновляющемся процессе труда формируется
социокультурное объединение
В зависимости
от материально-трудового фактора
Льюис Морган (1818 - 1888) выделил в
истории человечества три исторические
эпохи - дикость, варварство и цивилизацию.
Эпоха дикости характеризуется
применением огня, возникновением охотничьего
промысла и изобретением лука; варварство
- гончарным ремеслом, приручением
животных и возделыванием полезных
растений, плавкой железной руды; эпоха
цивилизации открывается
Современная философия вносит коррективы и дополнения в ранее высказанные гипотезы о происхождении человека. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека - юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматов произошел качественный "биологический скачок", приведший к появлению человека). В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Данная, весьма сомнительная позиция, навеяна усиливающейся компьютеризацией человеческой деятельности, вытеснением вещно-телесной среды информационно-знаковой, что имеет неоднозначные последствия.
Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из членов рода, позже распространившееся на человеческий род в целом и на животных. Нравственность - один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность человека не следствие его "греховности", а особый механизм выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами.
Продолжение человеческого
рода как биосоциальный процесс
находится в органическом единстве
со сферой производства средств к
жизни. Переход от собирательства и
охоты к производительному
Сложно переплетаются
экономические процессы и эталоны
демографического поведения. Для последних
характерны самостоятельность и
длительность их формирования, относительная
устойчивость. В благоприятной экономической
среде имеются предпосылки для
роста населения. Вместе с тем, обогащение
потребностей, складывающиеся высокие
стандарты жизни в условиях экономического
процветания тормозят рост населения.
Ведь при большем числе людей
на каждого члена сообщества приходится
меньше материальных благ, а в семье
остается меньше свободного времени
для всестороннего личностного
развития. К тому же неконтролируемый
рост населения повышает экологическую
нагрузку, уменьшает пространственные
параметры жизни. С позиций синергетической
методологии в пока продолжающемся
на Земле росте населения