Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:23, реферат

Описание работы

Платон видел в человеке "существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Аристотель полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. По мнению философа, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотель первым ввел термин "антропология", выдвинул идею последовательного усложнения организации живых существ ("лестницы существ").

Содержание работы

1. Проблемы человека в философии. Человек как предмет философии.
2. Антропосоциогенез.
3. Единство природного и общественного в человеке.
4. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Проблемы человека в философии.docx

— 54.72 Кб (Скачать файл)

 Рост населения  не является самоцелью. Оказалось целесообразным, ограничив в разумных пределах рождение детей, уделить больше внимания и  ресурсов сохранению и восстановлению здоровья (биологического и социального), увеличению длительности жизни с  тем, чтобы достигнуть гармонии между  количеством и качеством населения. Еще Гераклит говорил: "Для меня один важнее 10 000, если он наилучший". Качество народонаселения выражается помимо здоровья человека в развитии его разнообразных способностей, позволяющих добиваться высокой  результативности деятельности при  минимуме затрат умственной, физической, эмоционально-психологической энергии.

 В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и  одновременно творцы обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку. 

 1. Объектно-генезисный  подход выявляет факторы формирования  человека:

 а) космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда;

 б) микросреда, т.е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив;

 в) социальные общности людей, межличностное общение;

 г) общественные и политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический  климат;

 д) система обучения и воспитания;

 е) средства массовой информации и учреждения культуры. 

 2. Человек - не  только объект среды, но и  ее субъект, действующее лицо  истории, творит мир и самого  себя, но не произвольно, а в  наработанных природой и историей  объективных условиях и обстоятельствах,  сообразуясь с логикой действительности, оценивая ее. Субъектно-функциональный  анализ раскрывает включенность  человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует  его как производительную, социальную, политическую и духовную силу  общества. 

 Человек воплощает  единство двух названных противоположных  начал: постоянной восприимчивости  ко всем импульсам, идущим от мира, общества, и личностного придания этим импульсам  собственно человеческого смысла. Обстоятельства, импульсы, определяющие поведение, познание, деятельность человека, и тот результат  на "выходе", пропущенный и трансформирующийся через человеческую субъективность, представляют собой далеко не одно и то же. Человек связан с миром  и одновременно дистанциирован от него. Некоторые воздействия мира, общества человек в целом воспринимает и реализует, к другим приспосабливается, от третьих пытается отмежеваться и не воспринимать. Итак, имеется соответствие и несовпадение между обстоятельствами реальности и итогами реагирования человека на эти обстоятельства, импульсы, поэтому человек есть продукт обстоятельств и вместе с тем их оппонент. А.И. Герцен в своем произведении "Былое и думы" писал, что за каждым человеком, как за волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории, мысль всех веков. Конечно, жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована (репродуктивно-традиционно и творчески-новаторски), опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию. 

 3. Что есть человек? 

 Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу (содержательное разнообразие проявлений и выражений человека) и сущность человека (глубинную его основу).

 Ф. Фукуяма полагает, что природа человека - это сумма  поведения и типичных видовых  характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами. Видимо, подход к природе человека должен быть более широким, комплексным.

  • Человек по своей природе:
  • земное творение (лишь опосредованно он является продуктом Космоса, ибо планета Земля - составная часть космической эволюции);
  • входя в природу, человек возвышается над ней, т.е. бытие человека социально-природно;
  • как и высшие животные, имеет психику;
  • обладает разумом и ценностями, этическими и эстетическими качествами;
  • существо общительное, коммуникативное, символическое, сочетание сознательного и бессознательного;
  • изменяя условия своего существования, человек создает мир культуры и совершенствует самого себя.
 

 С древних времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела.

 Сущность человека реализуется через существование  и в нем созидается. В качестве всеобщих форм существования человека выступают социосозидание и ее составляющие - творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п., смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к  идеалу. Эти модусы взаимодействуют  с антимодусами: социоразрушение, утрата в человеке личностных свойств, догматическое (стандартное) мышление и соответствующая  деятельность, превращение идеалов  в идолов, свободного человека лишь в функцию и т.д.Ф. Шеллинг отмечал, что в глубинном онтологическом измерении в человеке содержится вся мощь темного начала и вся  сила света, и крайняя глубина  бездны, и высший предел неба. Действительно, если признать, что человек, согласно Протагору (480 - 410 до н.э.), есть мера всех вещей, то имеются наряду с позитивными и негативные вещи, обусловливающие отрицательные облик и поступки личности. "Светлые" и "теневые" стороны в человеке обусловлены не только противоречивыми обстоятельствами (вещами), но и содержатся в самой внутренней природе человека. (Человек относительно самодостаточен, дистанциирован от среды.) Протагор рассуждал: "Быть постоянно хорошим невозможно, тот же самый человек способен стать и дурным". Наличие в природе человека предрасположенности к добру и злу отмечали многие философы: Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Гегель, B. C. Соловьев и др.) Итак, человек есть не только мера добра, но и зла, а сами добро и зло в разных обстоятельствах относительны.В.Г. Белинский подчеркивал: добро для одного народа или века бывает злом для другого народа в другой век.

 Существование среды  и человека всегда процессуально. Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разумным, говорящим, оперирующим простыми орудиями труда  и символами. Человек цивилизованный дополнительно приобретает новые  свойства. Это человек - гражданин, опирающийся  на право, технологический, политический, познающий научно и т.д.

 Высказываются различные  точки зрения по вопросу о сущности человека. Указывается, например, что  человек - "пучок привычек" (Пирс), наделенное религиозностью в отличие  от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать, наделять смыслом  личности, предметы, явления.

 Известная точка  зрения К. Маркса о сущности человека как ансамбля всех общественных отношений  весьма логична. Ведь биологические  факторы человека хотя и имеют  важное значение, но действуют через  опосредование и преобразование со стороны факторов социального  порядка как ведущих. Человек, оставаясь  по сущности социальным, изменяется в  зависимости от эпохи. Вместе с тем  следует иметь в виду, что человек  соотнесен не только с обществом, а с Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком.

 Неофрейдисты  главное внимание обращали не на социальную сторону жизни, а на переживания  одиночества в противостоящем человеку обществе. Представители франкфуртской  философской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.) считали необходимым  направить марксизм от анализа социально-классовых  отношений в сторону рассмотрения психологии индивида, структуры его  инстинктов и влечений. Человеческая деятельность объяснима, по Ю. Хабермасу, лишь с позиций психоанализа, с  помощью которого можно раскрыть связь бессознательного и сознательного  в поведении человека. Франкфуртцы  пытаются сблизить Маркса и Фрейда, материалистическую диалектику и психоанализ, которые, как считал А. Шмидт, "взаимопроникают" и "отражаются друг в друге".

 Э. Фромм считал человеческую природу исторически  обусловленной, в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человека как животное, по сравнению с другими животными  недостаточно оснащенное инстинктами, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Сущность человека - в противоречии между двумя конфликтующими в нем мирами: животным и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом разум. Итак, Фромм, особенно когда рассуждал о выживании человека путем производства средств, удовлетворяющих его материальные потребности, неявно подошел к идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной литературе также часто высказывается точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена, персонифицирована.

 Исходя из интегрального  подхода к характеристике человека, отметим, что природное в человеке не сводится к биологическому, а  вбирает в себя еще физическое и химическое. Социальное не тождественно наличным общественным отношениям, а  включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее. Духовное (еще один компонент природы  человека) - не просто функция внешних  условий, а особая самостоятельная  реальность.

 Одной из особенностей современной философии является ее ориентация на неопределенность, что  применительно к человеку означает отказ от выяснения сущности человека. К. Ясперс определял человека как  существо, занимающее промежуточное  положение между суетным внешним  миром и царством абсолютного, вечного, божественного - трансценденцией.". Нам неизвестен даже окончательный  удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?" Человек, полагал  Ясперс, всегда больше того, что он знает  о себе. Он не одинаков во всех случаях, он есть путь. С точки зрения постмодернизма, отказывающегося выявлять природу  и сущность человека, от последнего остался только "след", "цитата", "архив", "постчеловек".

 Философия XX в., начиная  с Э. Гуссерля, рассматривает человека в "жизненном", "повседневном" мире, в котором индивид опирается  на совокупность очевидностей. М. Хайдеггер  назвал способ повседневного человеческого  бытия заботой. Этому бытию присуща  концентрированность на практические достижения повседневных целей, отрешенность от универсума, отказ от таинственно - абстрактных фикций. Пространство и время повседневности человекоразмерны. Жизненный мир формируется в  постоянно возобновляемом контакте людей, его компонентами выступают  предметы и процессы постольку, поскольку  они "пропущены" через человеческие смыслы, переживания, привычки. Так  как все реалии жизни текущи, непрерывно воссоздаются, то философским представлениям о мире и человеке в нем свойственны  вечное сомнение.

 Наряду с неопределенностью, сущему (в том числе человеку) присуща определенность. С позиций  последней рассмотрим базовые характеристики человека - природность, социальность и духовность. 
 
 
 

  1. Единство  природного и общественного  в человеке.
 

 В истории философии  биологизаторские (натуралистические) концепции абсолютизировали роль естественных начал в человеке, а в социологизаторских теориях человек был представлен  лишь как слепок с окружающих его  социальных отношений. Альтернативной этим односторонним подходам является позиция о единстве в человеке природного и общественного, что  воплощено, в частности, в единстве тела и души. Ортега-и-Гасет отметил: "Человек., его душа, способности, характер и тело - сумма приспособлений, с помощью которых он живет". Наличие тела влечет удовлетворение фундаментальных потребностей человека: в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни и т.д. Природный  организм человека подвластен всем законам  жизни, прежде всего законам генетическим и популяционно-видовым. Природно-биологически обусловлено внутриутробное развитие, рождение, способность усваивать  определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков, пол. Первоначально  ребенок - биологическое существо, сгусток, инстинктов и рефлексов, некая биологическая  антенна, настроенная на волны окружающей его культуры. Но уже с первых мгновений после рождения, усваивая социальный опыт, он постепенно приобретает  социальные свойства и превращается в человеческую личность, в которой  душа заряжает тело своей эмоциональной  энергией.

 На заре человечества больше шансов выжить было у тех  индивидов, которые располагали  не только лучшими биологическими параметрами, но и социально-психологической  предрасположенностью жить в коллективе, обладали лучшей способностью анализировать  реалии, проявляли понятливость и  терпимость в отношениях друг с другом. В естественном отборе значение социального  фактора возрастало. Биологическое  в человеке, представленное в виде задатков и способностей, влечений, - исходное, хотя и недостаточное  начало для объяснения истории и  самого человека. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает  в себе все богатство общественного  развития, является продуктом системы  обучения и воспитания. Генетические и социальные различия выступают  фактором прогресса человека. На материале  развития пола, а также появления  гениальности проиллюстрируем взаимосвязь  в человеке природного и общественного.

 С точки зрения биологии пол очевиден с момента  рождения. Вместе с тем, различают  не только биологический, но и социальный пол (гендер). Биологическая конструкция  выступает как стартовая, а тендерная  есть результат социализации человека. На социально-биологическом уровне доисторический мужчина как охотник  и воин был запрограммирован на конкуренцию. Для успешной охоты ему нужны  были сила и ловкость, хладнокровие, расчетливость и хороший глазомер. Мужчина и сейчас многое, особенно представительниц противоположного пола, измеряет зрением. Древняя женщина как обустройщица жилища, мать и заботливая подруга была запрограммирована на сотрудничество и развивала свои чувства. Как хранительница очага она должна была иметь чуткий слух, чтобы предупреждать близких о нападении. Она и сейчас оценивает партнера преимущественно через слух, ощущая тембр голоса, ритм дыхания. Женщина воспринимает чужую речь, как правило, субъективно, чувственно, пропуская через свои желания и тревоги, этические ценности, а мужчина - главным образом, через мышление, критически. Исторически сложилось, что для мужчин характерны такие черты, как "рыцарство", совершенствование физической силы, умение преодолевать трудности, мастерство в каком-нибудь деле, готовность прийти на помощь женщине, защитить ее и др. У женщин преимущественно развиты доброта, чуткость, терпимость к недостаткам близких, умение прощать, забота о слабых, любовь к детям и т.п. Конечно, к названным стереотипам следует относиться скептически, но одновременно не отвергать полную ликвидацию различий между мужчиной и женщиной по моделям поведения и социальным ролям.

 Тендер обусловливает  психологические качества, способности, виды деятельности, занятия и профессии  мужчин и женщин через систему  воспитания, традиции и обычаи. Не только биологические различия, особенности  протекания биохимических процессов, но и культура как социальное явление  выступает фактором конструирования  мужской и женской природы (этим вызвана и перемена пола у некоторых  людей). Тендерное неравенство усиливалось  от охотничье-собирательских к аграрным культурам (разделение труда по полу) и снижалось далее в индустриальном и особенно в информационном обществе. В традиционных культурах и особенно с мусульманской религией поведение  женщины строго регламентировано, ее статус далек от равноправия. В государствах с развитой экономикой и протестантизмом  женщина активно участвует в  общественной жизни и тендерная  идеология развивается в направлении  равенства между мужчинами и  женщинами. Итак, пол выступает не только как биологическая, но и как  социальная характеристика человека.

Информация о работе Проблема человека в философии