Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:23, реферат
Платон видел в человеке "существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". Аристотель полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. По мнению философа, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотель первым ввел термин "антропология", выдвинул идею последовательного усложнения организации живых существ ("лестницы существ").
1. Проблемы человека в философии. Человек как предмет философии.
2. Антропосоциогенез.
3. Единство природного и общественного в человеке.
4. Духовность и проблема смысла жизни. Есть ли смысл смерти?
5. Список литературы.
Рост населения
не является самоцелью. Оказалось целесообразным,
ограничив в разумных пределах рождение
детей, уделить больше внимания и
ресурсов сохранению и восстановлению
здоровья (биологического и социального),
увеличению длительности жизни с
тем, чтобы достигнуть гармонии между
количеством и качеством
В ходе антропосоциогенеза
люди выступают как продукт и
одновременно творцы обстоятельств. Отсюда
следует ряд подходов к человеку.
1. Объектно-генезисный
подход выявляет факторы
а) космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда;
б) микросреда, т.е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив;
в) социальные общности людей, межличностное общение;
г) общественные и политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат;
д) система обучения и воспитания;
е) средства массовой
информации и учреждения культуры.
2. Человек - не
только объект среды, но и
ее субъект, действующее лицо
истории, творит мир и самого
себя, но не произвольно, а в
наработанных природой и
Человек воплощает
единство двух названных противоположных
начал: постоянной восприимчивости
ко всем импульсам, идущим от мира, общества,
и личностного придания этим импульсам
собственно человеческого смысла. Обстоятельства,
импульсы, определяющие поведение, познание,
деятельность человека, и тот результат
на "выходе", пропущенный и
3. Что есть человек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу (содержательное разнообразие проявлений и выражений человека) и сущность человека (глубинную его основу).
Ф. Фукуяма полагает, что природа человека - это сумма поведения и типичных видовых характеристик, обусловленных генетическими, а не средовыми факторами. Видимо, подход к природе человека должен быть более широким, комплексным.
С древних времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела.
Сущность человека
реализуется через
Существование среды
и человека всегда процессуально. Так,
человек эпохи дикости и
Высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности человека. Указывается, например, что человек - "пучок привычек" (Пирс), наделенное религиозностью в отличие от животных существо (Веркор), существо, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления.
Известная точка зрения К. Маркса о сущности человека как ансамбля всех общественных отношений весьма логична. Ведь биологические факторы человека хотя и имеют важное значение, но действуют через опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка как ведущих. Человек, оставаясь по сущности социальным, изменяется в зависимости от эпохи. Вместе с тем следует иметь в виду, что человек соотнесен не только с обществом, а с Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком.
Неофрейдисты
главное внимание обращали не на социальную
сторону жизни, а на переживания
одиночества в противостоящем человеку
обществе. Представители франкфуртской
философской школы (Г. Маркузе, Т. Адорно,
Ю. Хабермас и др.) считали необходимым
направить марксизм от анализа социально-классовых
отношений в сторону
Э. Фромм считал человеческую природу исторически обусловленной, в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человека как животное, по сравнению с другими животными недостаточно оснащенное инстинктами, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Сущность человека - в противоречии между двумя конфликтующими в нем мирами: животным и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом разум. Итак, Фромм, особенно когда рассуждал о выживании человека путем производства средств, удовлетворяющих его материальные потребности, неявно подошел к идее о биосоциальной сущности человека. В современной отечественной литературе также часто высказывается точка зрения, согласно которой человеческая сущность социоприродна и личностно воплощена, персонифицирована.
Исходя из интегрального
подхода к характеристике человека,
отметим, что природное в человеке
не сводится к биологическому, а
вбирает в себя еще физическое
и химическое. Социальное не тождественно
наличным общественным отношениям, а
включает в себя бесконечность культурно-
Одной из особенностей
современной философии является
ее ориентация на неопределенность, что
применительно к человеку означает
отказ от выяснения сущности человека.
К. Ясперс определял человека как
существо, занимающее промежуточное
положение между суетным
Философия XX в., начиная с Э. Гуссерля, рассматривает человека в "жизненном", "повседневном" мире, в котором индивид опирается на совокупность очевидностей. М. Хайдеггер назвал способ повседневного человеческого бытия заботой. Этому бытию присуща концентрированность на практические достижения повседневных целей, отрешенность от универсума, отказ от таинственно - абстрактных фикций. Пространство и время повседневности человекоразмерны. Жизненный мир формируется в постоянно возобновляемом контакте людей, его компонентами выступают предметы и процессы постольку, поскольку они "пропущены" через человеческие смыслы, переживания, привычки. Так как все реалии жизни текущи, непрерывно воссоздаются, то философским представлениям о мире и человеке в нем свойственны вечное сомнение.
Наряду с неопределенностью,
сущему (в том числе человеку)
присуща определенность. С позиций
последней рассмотрим базовые характеристики
человека - природность, социальность
и духовность.
В истории философии
биологизаторские (натуралистические)
концепции абсолютизировали роль естественных
начал в человеке, а в социологизаторских
теориях человек был
На заре человечества больше шансов выжить было у тех индивидов, которые располагали не только лучшими биологическими параметрами, но и социально-психологической предрасположенностью жить в коллективе, обладали лучшей способностью анализировать реалии, проявляли понятливость и терпимость в отношениях друг с другом. В естественном отборе значение социального фактора возрастало. Биологическое в человеке, представленное в виде задатков и способностей, влечений, - исходное, хотя и недостаточное начало для объяснения истории и самого человека. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека. На материале развития пола, а также появления гениальности проиллюстрируем взаимосвязь в человеке природного и общественного.
С точки зрения
биологии пол очевиден с момента
рождения. Вместе с тем, различают
не только биологический, но и социальный
пол (гендер). Биологическая конструкция
выступает как стартовая, а тендерная
есть результат социализации человека.
На социально-биологическом уровне
доисторический мужчина как охотник
и воин был запрограммирован на конкуренцию.
Для успешной охоты ему нужны
были сила и ловкость, хладнокровие,
расчетливость и хороший
Тендер обусловливает
психологические качества, способности,
виды деятельности, занятия и профессии
мужчин и женщин через систему
воспитания, традиции и обычаи. Не только
биологические различия, особенности
протекания биохимических процессов,
но и культура как социальное явление
выступает фактором конструирования
мужской и женской природы (этим
вызвана и перемена пола у некоторых
людей). Тендерное неравенство