Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

целью предлагаемой контрольной работы будет являться рассмотрение всех основных аспектов проблемы человека в философии, в том числе:
- Природа, сущность и предназначение человека
- Единство биологического и социального в человеке
- Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

Содержание работы

Введение
Проблема человека в истории философии. Природа, сущность и предназначение человека
Единство биологического и социального в человеке. Философские аспекты антропосоциогенеза
Проблема жизни, смерти и бессмертия человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский  государственный университет имени

С. Аманжолова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

На тему: «Проблема человека в философии»

по предмету: «Философия»

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 12-Бмкз-3

Феклистова О.Н.

Специальность

 «Финансы»

Номер зачетки 110134

Проверил преподаватель

Колесников В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Усть-Каменогорск, 2011г.

 

Тема №12 «Проблема человека в философии»

План

 

Введение

  1. Проблема человека в истории философии. Природа, сущность и предназначение человека
  2. Единство биологического и социального в человеке. Философские аспекты антропосоциогенеза
  3. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый  вопрос", а просто живой факт его  обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным  сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением  к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь  ограничен и уровнем естественно-научных  знаний своего времени, и условиями  исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и  философии - это выражение существа философской культуры. Философская  культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек  всегда находится в основании  философской ориентации, он выступает  и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе  говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и  объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Актуальность темы данной контрольной работы лежит в том, что проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Отсюда целью предлагаемой контрольной работы будет являться рассмотрение всех основных аспектов проблемы человека в философии, в том числе:

- Природа, сущность и  предназначение человека

- Единство биологического  и социального  в человеке

- Проблема жизни, смерти  и бессмертия человека.

 

  1. Проблема человека в истории философии. Природа, сущность и предназначение человека

 

Взаимосвязь философии и  человека, как и социально-философская  проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории  философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы  человека в качестве методологически  исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ  осознает, что именно человек  - центр, критерий и высшая цель  всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского  осмысления самого человека, его  бытия, его смысла существования,  его интересов и целей. Другими  словами, насколько человек превратился  в отдельный и специальный  предмет философской рефлексии,  с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения  всех средств философского анализа  он рассматривается.

Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории  изучения человека четыре исторических периода:

1) изучение человека метафизикой (античность);

2) изучение человека теологией (средневековье);

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время);

4) изучение человека биологией.

Первые представления  о человеке возникают задолго  до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего  его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов.

Первыми философскими взглядами  на проблему человека можно считать  выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной  философии была характерная для  нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность  всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если для древних латинян  характерно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего.

Слияние с вечностью, в  той или иной форме характерное  для всей древневосточной философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может  поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному  устройству, основанному на стыдливости  и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному  стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта  античной философии. Сформулировав  принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как  самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами  А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную  личность и сделать для себя второстепенными  все вопросы объективного миропорядка" (Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ.

Сократа по праву считают  основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

Великому ученику Сократа  Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит  общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой  стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в  том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз  и есть главные, сущностные черты  человека, отличающие его от животного.

Что касается связанного с  именем Платона определения человека, как двуногого животного без  перьев, то оно, скорее всего, Платону  не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском  постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс "философии о  человеческом", занимающейся изучением  практической деятельности и поведения  человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза  античного мыслителя: "Человек есть общественное животное". Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Западноевропейское  средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Тео центризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек  сделался похожим на дьявола, что  имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел  жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет  по человеку, а не по богу, он подобен  дьяволу" (Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из этой посылки  с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы  человек жил "по человеку". Это  неизбежно погубит его, ибо отдаст во Власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.

 

В обыденном сознании средневековый  период развития европейского общества нередко воспринимается как временя  мракобесия, крепостной зависимости  крестьянства, костров инквизиции и  т.п. В определенной мере это действительно  так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский  взгляд на человека задает довольно высокий  уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий  космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии  проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность  человеческой жизни, а также ее возвышенность  над эмпирической повседневностью. Так, Августин блаженный решающее для  человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.

Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).

Информация о работе Проблема человека в философии