Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:22, контрольная работа
целью предлагаемой контрольной работы будет являться рассмотрение всех основных аспектов проблемы человека в философии, в том числе:
- Природа, сущность и предназначение человека
- Единство биологического и социального в человеке
- Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
Введение
Проблема человека в истории философии. Природа, сущность и предназначение человека
Единство биологического и социального в человеке. Философские аспекты антропосоциогенеза
Проблема жизни, смерти и бессмертия человека
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский
государственный университет
С. Аманжолова
Контрольная работа №1
На тему: «Проблема человека в философии»
по предмету: «Философия»
Выполнила студентка
Группы 12-Бмкз-3
Феклистова О.Н.
Специальность
«Финансы»
Номер зачетки 110134
Проверил преподаватель
Колесников В.М.
г. Усть-Каменогорск, 2011г.
Тема №12 «Проблема человека в философии»
План
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Что такое человек? Вопрос,
на который не так просто ответить,
как это кажется на первый взгляд.
Известный русский философ А.А.
Философское осмысление человека
связано с определенными
Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Актуальность темы данной контрольной работы лежит в том, что проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Отсюда целью предлагаемой контрольной работы будет являться рассмотрение всех основных аспектов проблемы человека в философии, в том числе:
- Природа, сущность и предназначение человека
- Единство биологического и социального в человеке
- Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы
человека в качестве
2) Степень философского
осмысления самого человека, его
бытия, его смысла
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторических периода:
1) изучение человека метафизикой (античность);
2) изучение человека теологией (средневековье);
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время);
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов.
Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если для древних латинян характерно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего.
Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточной философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора
(5 в. до н.э.), человек от природы наг,
разут, раздет и безоружен. Он может
поддержать себя только благодаря прометеевскому
огню, искусной мудрости, дарованной Афиной,
и переданному Зевсом общественному
устройству, основанному на стыдливости
и справедливости. Эти качества человека
развиваются благодаря
И еще одна важная черта
античной философии. Сформулировав
принцип разумного
Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его, прежде всего, интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.
Что касается связанного с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.
Следующий шаг в философском
постижении человека сделал Аристотель.
У него этика и политика образуют
единый комплекс "философии о
человеческом", занимающейся изучением
практической деятельности и поведения
человека. Важнейшее достижение Аристотеля
в философском понимании
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Тео центризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу" (Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. С.600.). Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во Власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.
В обыденном сознании средневековый
период развития европейского общества
нередко воспринимается как временя
мракобесия, крепостной зависимости
крестьянства, костров инквизиции и
т.п. В определенной мере это действительно
так. Но нельзя не учитывать и то
обстоятельство, что религиозно-философский
взгляд на человека задает довольно высокий
уровень оценки его сущности, жизнедеятельности,
назначения в мире. Это не безбрежный,
непонятный, а потому нередко устрашающий
космос античности, а Бог, понимаемый
как носитель глубоких нравственных
истин, эталон созидания и добродетели.
Поэтому в средневековой
Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.
Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).