Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

целью предлагаемой контрольной работы будет являться рассмотрение всех основных аспектов проблемы человека в философии, в том числе:
- Природа, сущность и предназначение человека
- Единство биологического и социального в человеке
- Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

Содержание работы

Введение
Проблема человека в истории философии. Природа, сущность и предназначение человека
Единство биологического и социального в человеке. Философские аспекты антропосоциогенеза
Проблема жизни, смерти и бессмертия человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия контрольная.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Биологически предопределены у человека возрастные периоды–детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительность  могут оказать влияние социальные факторы. Так, при разностороннем и  хорошем воспитании человек может  быстрее перейти из детского во взрослое состояние.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его  природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей.

Необходимо также сказать  и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами – мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия – цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами.

Именно этими факторами, а также неравными условиями  исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются  различия в быту, психологии, социальном положении народов различных  стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и  умственным потенциям люди нашей  планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно  свидетельствуют, что нет никаких  оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальная природа людей  заключается в том, что, по словам Маркса, “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность всех общественных отношений”. Но марксизм, а мы в данном случае излагаем марксистские взгляды на социальную природу человека, подтверждает, что “человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа... – он ...наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечения...” Социальное в человеке – это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. О значении труда и его роли в формировании человека его личностных качеств уже было сказано раньше. Подчеркнем еще раз социальную функцию языка. Язык выступает не только средством общения между людьми, но что особенно важно – фундаментальным стимулятором развития у человека мышления. В свою очередь, умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют основу его существования как личности. В современной жизни умственные способности обеспечивают человеку его благополучие, существование и функционирование научных, производственных и социальных институтов. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми – в быту, на работе, во время досуга. Но кроме этого, человек еще участвует с разной степенью активности в таких социально-политических событиях, как выборы представительных органов власти, принимает участие в деятельности политических, профсоюзных и других общественных организаций. Ни у какого другого представителя животного мира нет ничего подобного. Уже сказанного достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что без социальных условий существование Homo sapiens как человека было бы невозможно.

Как же соотносится биологическое  и социальное при определении  сущности и природы человека. Современная  наука однозначно отвечает на это  – только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок  трудно было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий невозможно было становление человека. В дальнейшем каждая из них, в зависимости от обстоятельств, ослабляла или усиливала мощь человека. В настоящее время такая ситуация продолжает сохраняться. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens . В промышленно развитых странах существует немало загрязненных районов, которые самым непосредственным образом влияют на продолжительность жизни людей. Многие тысячи людей ежегодно погибают от в общем-то привычных стихийных бедствий. А если принять во внимание серьезные климатические катаклизмы, например, повышение или понижение среднегодовой температуры всего-навсего на несколько градусов, то это может стоить жизни сотням миллионов людей. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависит от состояния природы.

В целом же можно утверждать, что сейчас как и при появлении Homo sapiens его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира. Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замены их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные формы. Антропосоциогенез – процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека. В соответствии с биологическими законами развитие индивида повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах:

    1) управление инстинктами  (социальные запреты – табу, возникновение семьи и частной собственности);

    2) целенаправленный  труд (в марксизме считается, что  именно труд, целенаправленная деятельность  сделали человека человеком, а  использование орудий труда и  их усовершенствование являются  главной отличительной чертой  человека от мира животных);

    3) антропоморфные  изменения (прямохождение, изменение  пропорций тела, развитие кисти  руки и главное – головного  мозга);

    4) развитие сознания (человеческое сознание – это  структура, благодаря которой  возможно идеальное воспроизведение  действительности, целеполагание и  нахождение способов достижения  поставленных целей и задач).

 

  1. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека

 

Осознание того, что человек  живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед  ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого  человека.

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что  выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и  субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические  условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние  войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином.

Такое же многообразие точек  зрения наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше - в “воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль - в достижении выгоды, пользы, успеха.

В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

Древние египтяне рассматривали  земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти характерно для таких религий  как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм (Китай). Религиозно-философские  движения в Древней Греции (VII - VI в. до н.э.) также драматически относились к смерти. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из “темницы”, где она пребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято христианством.

Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура  и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить  страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит - нас уже нет.

В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве за совершенные  ими грехи. Поэтому смерть характеризуется  как недоступное разуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтому  главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.

 Проблема смерти по-своему  решалась в философии известного  голландского философа - Спинозы  (XVII в.). Он считал, что свободный  человек ни о чем так мало  не думает, как о смерти. Мудрость  человека, по мнению Спинозы, “состоит  в размышлении не о смерти, а о жизни”.

При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев - Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают “жизнь как бытие к смерти”. По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, “пограничных” между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на “просветленного” человека за все происходящее. Таким образом, в экзистенциональной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла, обретения внутренней свободы и сопряженной с ней ответственности за свои действия и все происходящее в обществе. Это создает условия и возможности, чтобы человек из индивида, которым он был до возникновения “пограничной ситуации”, стал подлинной личностью

Если религиозные и  идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой  бессмертия человека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна  и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса.

Известный французский философ  М.Монтень отмечал, что “бессмертие  обещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом”.

Выдающийся английский ученый и философ Б.Рассел писал: “Бог и  бессмертие - эти центральные догмы  христианской религии не находят  поддержки в науке. Люди будут  и впредь верить в бессмертие, потому что это приятно”. Стремясь показать, что душа, как и тело, смертны, Рассел пишет: “Все свидетельствует  о том, что наша умственная жизнь  связана с мозговой структурой и  организованной телесной энергией. Разумно  было бы предположить поэтому, что когда  прекращается жизнь тела, вместе с  ней прекращается и умственная жизнь”. Для доказательства несостоятельности  религиозного постулата о бессмертии души Рассел приводит следующие аргументы: “Любой человек, наблюдающий рождение, выкармливание и детство ребенка, не может всерьез утверждать, что  душа есть нечто отделимое прекрасное и совершенное на всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается  подобно телу и берет что-то от сперматозоида, и от яйцеклетки. Так  что она не может быть неделимой”.

Отрицая возможность личного  бессмертия, оставляя надежды на “загробную жизнь”, философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения, отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Кроме того, перед ними открываются возможности  совершения любых преступлений, ибо, как справедливо заметил Ф.М.Достоевский, “если Бога нет, то все дозволено”. Суд и воздаяние, ожидающие каждого  верующего после смерти, этим людям не грозят.

Поэтому принятие атеистического мировоззрения должно быть органически  связано с формированием высокой  нравственной, правовой, политической и философской культуры, способствующей подготовке ответственного и высоконравственного гражданина.

Однако проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему  миру.

Информация о работе Проблема человека в философии