Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, реферат
Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временам и связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат первоначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления: 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях.
Введение
Философия и медицина в Древней Индии
Философия и медицина в Древнем Китае
Философия и медицина в Античную эпоху
Заключение
Список использованной литературы
Выполнила: Естаева А.А.
Группа: 210 «Б»
Факультет: ОМ
Проверила: Бекбосынова Ж.Б.
Казахстанско-Российский медицинский университет
кафедра общественных дисциплин
СРС по дисциплине: Философия
Презентация
Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)
Алматы 2013
Содержание
Введение
Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временам и связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат первоначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления: 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях. О союзе медицины и философии здесь говорить, очевидно, было бы преждевременно. Лишь с зарождением собственно философских учений, наиболее ранние из которых появляются в Индии и Китае, складываются основания подобного рода союза.
Философия и медицина в Древней Индии
Духовное наследие Древней Индии носит синкретический характер, то есть сочетает в себе одновременно многие пути постижения, духовного освоения человеком мира. В индийской медицине, пожалуй, в большей мере, чем в какой либо иной, была осознана неразрывность психического состояния с телесным здоровьем. Вся философия йогов стремится вызвать в своих последователях спокойствие ума, нервную уравновешенность, а это достигается всей системой мировоззрения йогов, а не только физическими упражнениями. Собственно, система йогов теряет смысл, если из нее стремятся извлечь только изолированную физическую подготовку, оставляя вне поля зрения философско-психологическое учение йогов. « Ясное, веселое и счастливое настроение ума создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тало и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».
Мифологические учения Индии
повествуют об основателях медицины
- богах Сива и Давантари. Первые
медицинские сведения содержатся в
Яджур-веде, написанной около IX в. до н.
э. Медицинские познания первоначально
были сосредоточены в руках
Основным понятием индийской медицины, аналогичным понятиям античной и средневековой европейской медицины, было понятие жизненных соков (доша). Три первичных гумора (гумор- кровь) связывали с системой трех универсальных качеств (гун) и ассоциировали с добродетелью, страстью и бездейственностью. Все функции организма объяснялись чисто спекулятивно, на основе мифологических представлений о пяти ветрах (ваю): удана- исходящий из глотки и производящий речь; прана- который находится в сердце и управляет дыханием; вьяна- всепроникающий ветер, способствующий
движению крови и тела вообще и т. д.
Индийская хирургия опережала европейскую
вплоть до XVIII в. и европейцы учились у
индийцев искусству
Многие лекарства Индии не имели себе
равных и также были заимствованы
европейцами.
Философия и медицина в Древнем Китае
Связь между философскими воззрениями и медициной в Древ
становление этого синтетического медико-философского
знания оказало запрещение вскрытий тел умерших – под
воздействием конфуцианской идеологии уже во II в. до н.э.,
вследствие чего представление о внутреннем строении
человека осталось доступным китайским медикам лишь на
основе догадок, косвенных данных, а преимущественно
внешних наблюдений. При этом недостаток анатомических
и физиологических познаний компенсировался весьма
проницательными, вырабатывавшимися на протяжении
столетий обобщениями относительно функций организма
как целостной системы (каких результат может быть
названа, например, не имеющая анатомического аналога, но достаточно эффективная в своих практических приложениях теория меридианов, по которым циркулирует в теле человека жизненная энергия ци), а также развитыми методами диагностики на основе анализа преимущественно внешних признаков (пульс, состояние кожных покровов, радужной оболочки глаз и т.п.).
Основой мировоззрения и большинства фи
Взаимодействие инь и ян, по древнекитайским представлениям
является отражением Вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Его органы взаимодействуют между собой и
борьбе с болезнями, а в поддержании здоровья как интегральной душевно-телесной характеристики она видела свою цель.
Различия в медицине - западной и восточной
Философия и медицина в Античную эпоху
В отличие от восточной – и особенно китайской – традиции на Западе связи философии и медицины были намного более опосредованными и проявлялись главным образом на уровне общих познавательных установок - аналитизм, рационализм, эмпиризм. Успехи древнегреческой медицины вряд ли можно объяснить лишь высоким уровнем опытного знания, причины успехов в немалой степени идентичны общим причинам процветания философии и наук в Греции. Среди известных социально-экономических причин подчеркнем важное отличие греческой медицины от кастовой организации врачебного дела в Китае, Индии, Египте. В медицине Древней Греции, как и в философии, господствовал дух дискуссий и соперничества нескольких школ. Особенно популярны были школы в Киренах, Кротоне и Родосе, а затем в Книде и на острове Кос. Именно из последней школы вышел Гиппократ. Каждая школа представляла собой определенное не только практическое, но и теоретическое направление. Следовательно, сама структура развития медицины в Греции была диалектической. Противоречия, возникавшие между школами, побуждали к новым поискам практических средств и теоретических обоснований того или иного учения. Разный подход к пониманию соотношения общего, особенного и единичного, части и целого выразился в специфической ориентации отдельных школ: книдская школа рассматривала болезнь как местное страдание и применяла соответствующие методы лечения, косская школа, напротив считала болезнь общим расстройством организма. В полемике этих школ уже выразилась антиномия последующего развития медицины - эта антиномия до сих пор воспроизводится в теоретическом движении медицины.
Для нерасчлененного античного мышления характерен целостный взгляд на природу человека. Между тем не следует думать, что для античных мыслителей философия и медицина представляли нечто абсолютно слитное. Врачебное искусство рано выделилось в особый вид деятельности, и с разных этапов развития медицины возникает проблема взаимосвязи и взаимовлияния философии и медицины. Мы нередко идеализируем древнегреческую медицину, приписывая ей философский подход к лечению болезней, но для выдающихся представителей медицины того времени, как, впрочем, и для медицины всех времен, характерно обращение к лучшим завоеваниям философского мировоззрения. Гиппократу приходилось не с меньшей настойчивостью, чем теоретикам медицины 20 в. убеждать своих коллег, что философия должна включиться во врачебную науку и врачебная наука в философию, ибо врач, который одновременно философ, подобен богу. Для Гиппократа теоретическая и практическая стороны медицины неразделимы, потому то в самом Гиппократе невозможно с определенностью показать, где кончается философ и где начинается врач. В отличие от распространенных в последующего времена отрыва особенного от всеобщего для Гиппократа в центре внимания стоит триединое отношение: болезнь, врач, больной.
В гиппократовой медицине были заложены впервые основы методы эмпирической индукции. Пристальное внимание Гиппократа к фактам к опытному знанию отнюдь не исключала выдвижения смелых гипотез и натурфилософских построений относительно места человека в мире, и его связи с природой и зависимостей от различных стихий. Как раз разложение гиппократового направления в медицине началось в эмпирической школе Александрии. Эмпирики стремились целиком полагаться на непосредственное наблюдение, сравнивая одинаковые случаи заболеваний и отбрасывая случайные. Длительное существование школы эмпириков не привело ни к одному сколько-нибудь значительному открытию в медицине, кроме некоторых эмпирических рекомендаций в области применения ядов и противоядий.
Известно, что античная медицина
была неразрывно связана с философией,
и противники эмпиризма усматривают
в синкретичном античном знании едва
ли не идеал, к которому должна возвратиться
медицина на новом уровне. В значительной
степени такое представление
справедливо, но оно не учитывает
разнообразия теоретической мысли
древнегреческой медицины. Дело в
том, что уже в те далекие времена
наметилась поляризация интеллектуальных
течений в медицине: с одной
стороны, обнаруживается ориентация медицины
на спекулятивные размышления