Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временам и связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат первоначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления: 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях.

Содержание работы

Введение
Философия и медицина в Древней Индии
Философия и медицина в Древнем Китае
Философия и медицина в Античную эпоху
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тема 1.pptx

— 1.94 Мб (Скачать файл)

Выполнила: Естаева  А.А.

Группа: 210 «Б»

Факультет: ОМ

Проверила: Бекбосынова Ж.Б.

 

Казахстанско-Российский медицинский университет

                  кафедра общественных дисциплин

 

СРС по дисциплине: Философия

 

                       Презентация

 

Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)

 

 Алматы 2013

Содержание

 

    • Введение
    • Философия и медицина в Древней Индии
    • Философия и медицина в Древнем Китае
    • Философия и медицина в Античную эпоху
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

 

Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временам и связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат первоначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления: 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях. О союзе медицины и философии здесь говорить, очевидно, было бы преждевременно. Лишь с зарождением собственно философских учений, наиболее ранние из которых появляются в Индии и Китае, складываются основания подобного рода союза.

Философия и медицина в Древней  Индии

 

Духовное  наследие Древней Индии носит  синкретический характер, то есть сочетает в себе одновременно многие пути постижения, духовного освоения человеком мира. В индийской медицине, пожалуй, в  большей мере, чем в какой либо иной, была осознана неразрывность  психического состояния с телесным здоровьем. Вся философия йогов  стремится вызвать в своих  последователях спокойствие ума, нервную  уравновешенность, а это достигается  всей системой мировоззрения йогов, а не только физическими упражнениями. Собственно, система йогов теряет смысл, если из нее стремятся извлечь  только изолированную физическую подготовку, оставляя вне поля зрения философско-психологическое  учение йогов. « Ясное, веселое и  счастливое настроение ума создает  нормальное функционирование физического  тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают  действие на тало и вызывают в нем  физическую дисгармонию и временные  заболевания».

Мифологические учения Индии  повествуют об основателях медицины - богах Сива и Давантари. Первые медицинские сведения содержатся в  Яджур-веде, написанной около IX в. до н. э. Медицинские познания первоначально  были сосредоточены в руках браминов, но постепенно перешли к особой касте - ведия. Теоретические достижения древнеиндийской  медицины относятся к области  гигиены: описывалось влияние климата, времен года, пищи на здоровье человека, Предпринимались попытки теоретически и практически обосновать поиски эликсира «бессмертия»- эти поиски возрождались в разные времена и  у разных народов. Вряд ли следует  отождествлять значительные действительные достижения индийской медицины в  названных областях с ее натурфилософским обоснованием, которое отражало поиски единых оснований здоровья и болезни. Согласно натурфилософским представлениям жизнь тела находится во власти воздуха, желчи и мокроты, из сочетания  которых и формируется многообразие органов тела; болезнь возникает  от недостатка или избытка какой-либо из основных стихий.

Основным понятием индийской  медицины, аналогичным понятиям античной и средневековой европейской  медицины, было понятие жизненных  соков (доша). Три первичных гумора (гумор- кровь) связывали с системой трех универсальных качеств (гун) и  ассоциировали с добродетелью, страстью и бездейственностью. Все функции  организма объяснялись чисто  спекулятивно, на основе мифологических представлений о пяти ветрах (ваю): удана- исходящий из глотки и производящий речь; прана- который находится в  сердце и управляет дыханием; вьяна- всепроникающий ветер, способствующий

движению крови и тела вообще и т. д.

Индийская хирургия опережала  европейскую 

вплоть до XVIII в. и европейцы  учились у 

индийцев искусству ринопластики.

Многие лекарства Индии  не имели себе

равных и также были заимствованы

европейцами.

Философия и медицина в Древнем  Китае

 

Связь между философскими воззрениями и медициной в Древнем Китае выражена наиболее явным образом. Это, пожалуй, одна из характернейших черт китайской традиционной медицины. Человек здесь рассматривается как микрокосм, что служит основанием для самого детального, скрупулезного выявления аналогий в его устройстве и функционировании с макрокосмом. Специфическое воздействие на                

                          становление этого синтетического медико-философского

                          знания оказало запрещение вскрытий тел умерших – под

                          воздействием конфуцианской идеологии уже во II в. до н.э., 

                          вследствие чего представление о внутреннем строении

                          человека осталось доступным китайским медикам лишь на

                          основе догадок, косвенных данных, а преимущественно

                          внешних наблюдений. При этом недостаток анатомических

                          и физиологических познаний компенсировался весьма

                          проницательными, вырабатывавшимися на протяжении

                          столетий обобщениями относительно функций организма

                          как целостной системы (каких результат может быть

                          названа, например, не имеющая анатомического аналога, но достаточно эффективная в своих практических приложениях теория меридианов, по которым циркулирует в теле человека жизненная энергия ци), а также развитыми методами диагностики на основе анализа преимущественно внешних признаков (пульс, состояние кожных покровов, радужной оболочки глаз и т.п.).

Основой мировоззрения и большинства философских учений Древнего Китая была космогоническая концепция существования двух противоположных сил инь и ян, возникших из первоначально единой энергии ци. Согласно этой концепции, в результате «сгущения» ци произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, бодрствование и сон, вдох и выдох и т.д.

Взаимодействие инь и ян, по древнекитайским представлениям, рождает все движение в мире и пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, землю и металл. Эти пять первоначал являются основой всех вещей и последовательными состояниями природы. Учение о пяти первоэлементах и соответствующих им процессах составили основу фундаментальной философской концепции усин. Усин служит своеобразной интерпретацией идеи единого целого, обнимающего всю Вселенную и человека. Человек как микрокосм

является отражением Вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Его органы взаимодействуют между собой и окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу. В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосмоса, а значит и микрокосмоса, имеют общую функциональную структуру. Древнекитайские врачи применяли концепцию усин к жизнедеятельности организма человека и для упорядочения отношений человека и природы. Болезнь при этом рассматривалась как нарушение баланса инь и ян, и проявление диспропорции в циклических взаимодействиях пяти первоэлементов. Задача врачевания состояла, соответственно, в восстановлении различными способами утраченного равновесия. При этом, как и вся восточная медицина в целом, китайская медицина носила преимущественно превентивный характер – не в 

борьбе с болезнями, а в поддержании здоровья как интегральной душевно-телесной характеристики она видела свою цель.

Различия  в медицине - западной и восточной

 

    • Запад
    1. Преобладание аналитических  подходов, исследование морфологии и функций организма в свете морфологии и функций его составляющих – от отдельных органов до отдельных тканей, клеток, вплоть до органических молекул.
    2. Преобладание аналитических подходов, исследование морфологии и функций организма в свете морфологии и функций его составляющих – от отдельных органов до отдельных тканей, клеток, вплоть до органических молекул.
    3. Сосредоточенность на болезни и способах ее излечения
    4. Демократизм медицины, относительно широкая социальная доступ-ность медицинских средств.

 

    • Восток
    1. Преобладание синтеза, методов индукции и аналогии в построении медицинских теорий, взгляд на человека как микрокосм, или модель Вселенной в миниатюре. Невысокий уровень анатомо-физиологических познаний.
    2. Неуклонное следование целостному видению человека, объединяющее психическое и соматическое, внешнее и внутреннее, распространяющееся на представления о болезни и здоровье человека.
    3. Превентивный, профилактический характер медицины, акцент на здоровье, путях его поддержания, методах сохранения активного долголетия.
    4. Наличие большого количества эзотерических, тайных методик врачевания.

Философия и медицина в Античную эпоху

 

В отличие от восточной – и особенно китайской  – традиции на Западе связи философии  и медицины были намного более  опосредованными и проявлялись  главным образом на  уровне общих  познавательных установок - аналитизм, рационализм, эмпиризм. Успехи древнегреческой медицины вряд ли можно объяснить лишь высоким уровнем опытного знания, причины успехов в немалой степени идентичны общим причинам процветания философии и наук в Греции. Среди известных социально-экономических причин подчеркнем важное отличие греческой медицины от кастовой организации врачебного дела в Китае, Индии, Египте. В медицине Древней Греции, как и в философии, господствовал дух дискуссий и соперничества нескольких школ. Особенно популярны были школы в Киренах, Кротоне и Родосе, а затем в Книде и на острове Кос. Именно из последней школы вышел Гиппократ. Каждая школа представляла собой определенное не только практическое, но и теоретическое направление. Следовательно, сама структура развития медицины в Греции была диалектической. Противоречия, возникавшие между школами, побуждали к новым поискам практических средств и теоретических обоснований того или иного учения. Разный подход к пониманию соотношения общего, особенного и единичного, части и целого выразился в специфической ориентации отдельных школ: книдская школа рассматривала болезнь как местное страдание и применяла соответствующие методы лечения, косская школа, напротив считала болезнь общим расстройством организма. В полемике этих школ уже выразилась антиномия последующего развития медицины - эта антиномия до сих пор воспроизводится в теоретическом движении медицины.

Для нерасчлененного античного  мышления характерен целостный взгляд на природу человека. Между тем  не следует думать, что для античных мыслителей философия и медицина представляли нечто абсолютно слитное. Врачебное искусство рано выделилось в особый вид деятельности, и с  разных этапов развития медицины возникает  проблема взаимосвязи и взаимовлияния  философии и медицины. Мы нередко  идеализируем древнегреческую медицину, приписывая ей философский подход к  лечению болезней, но для выдающихся представителей медицины того времени, как, впрочем, и для медицины всех времен, характерно обращение к лучшим завоеваниям философского мировоззрения. Гиппократу приходилось не с меньшей  настойчивостью, чем теоретикам медицины 20 в. убеждать своих коллег, что философия  должна включиться во врачебную науку  и врачебная наука в философию, ибо врач, который одновременно философ, подобен богу. Для Гиппократа теоретическая  и практическая стороны медицины неразделимы, потому то в самом Гиппократе невозможно с определенностью показать, где кончается философ и где  начинается врач. В отличие от распространенных в последующего времена отрыва особенного от всеобщего для Гиппократа в  центре внимания стоит триединое  отношение: болезнь, врач, больной.

В гиппократовой медицине были заложены впервые основы методы эмпирической индукции. Пристальное внимание Гиппократа к фактам к опытному знанию отнюдь не исключала выдвижения смелых гипотез и натурфилософских построений относительно места человека в мире, и его связи с природой и зависимостей от различных стихий. Как раз разложение гиппократового направления в медицине началось в эмпирической школе Александрии. Эмпирики стремились целиком полагаться на непосредственное наблюдение, сравнивая одинаковые случаи заболеваний и отбрасывая случайные. Длительное существование школы эмпириков не привело ни к одному сколько-нибудь значительному открытию в медицине, кроме некоторых эмпирических рекомендаций в области применения ядов и противоядий.

Известно, что античная медицина была неразрывно связана с философией, и противники эмпиризма усматривают  в синкретичном античном знании едва ли не идеал, к которому должна возвратиться медицина на новом уровне. В значительной степени такое представление  справедливо, но оно не учитывает  разнообразия теоретической мысли  древнегреческой медицины. Дело в  том, что уже в те далекие времена  наметилась поляризация интеллектуальных течений в медицине: с одной  стороны, обнаруживается ориентация медицины на спекулятивные размышления философов  и, с другой - ориентация на опыт, которую  Ц. Варнке квалифицирует как «позитивистская» направление греческой медицины. Правда, вряд ли справедливо стремление медицины к опыту, точному анализу, избегающему гипотез и умозрению называть «позитивизмом» - это выглядит излишней модернизацией проблематики античной медицины. Тем не менее, остается фактом, что далеко не вся медицина той эпохи впитала космологическое отношение к человеку как микрокосму в макрокосме, не все врачи «равны богам».

Информация о работе Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)